Как депутаты страну от МВФ спасали… — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как депутаты страну от МВФ спасали…

Казна и Политика
5092
Как показала практика, высоких гостей ждали все, кроме парламентариев. 14-го апреля депутаты снова провалили пакет антикризисных законов. И что же дальше?
Наша песня хороша…
К очередному приезду миссии Международного валютного фонда украинские "верхи" подготовились на славу. Как уже замечали "Подробности", в стране в одночасье притормозила инфляция, замедлилось падение уровня промышленного производства, укрепилась национальная валюта… Для полного счастья не хватало разве что совокупного усилия народных избранников, всецело поддерживающих антикризисную кампанию Кабмина. Но это достижение было вопросом ближайших дней. Во всяком случае, так казалось.
Нетрудно вспомнить, что антикризисный пакет имени правительства планировалось принять еще до возвращения представителей Фонда - голосование от 31 марта получилось запоминающимся. Тогда парламентарии с полным пониманием отнеслись к поднятию акцизных сборов на алкогольную и табачную продукцию, а также дизельное топливо. А вот другие инициативы Кабинета Юлии Тимошенко - решение энергетических проблем путем перераспределения бюджетных средств в пользу "Нафтогаза" и "перестановки" в сфере пенсионного обеспечения - нардепов, мягко говоря, не впечатлили. Спорным законопроектам не удалось даже попасть в повестку дня, и у правительства появилась новая порция проблем…
Предполагалось, что визит миссии подействует на отечественных законодателей "облагораживающее". Накануне очередного "антикризисного" голосования народных избранников призвали подумать о благополучии родины все, начиная с главы государства. А в Секретариате президента и вовсе были убеждены, что от получения второго (а то и третьего транша) Украину отделяют всего две "мелочи": перелицовывание прошлогодней редакции совместного с Фондом меморандума и принятие вышеупомянутых законопроектов. На депутатов была торжественно возложена миссия по спасению государства. Но истрактовали они ее своеобразно.
Еще перед очередным голосованием оппозиция поставила власть в известность о том, что она не поддержит законопроекты, ухудшающие "положение людей в нашем государстве и положение бизнеса в нашем государстве, которое и так плачевно". Впрочем, похоже, сторонники правительства надеялись обойтись своими силами. И в который раз (в точности по сценарию 31 марта) ошиблись. Пленарное заседание от четырнадцатого апреля ознаменовалось мощным дежа вю. Опять три законопроекта не получилось включить в повестку дня - 204, 200 и 208 голосов для этого оказалось явно недостаточно. И снова основная доля "виновников торжества" пришлась на "недопрезидентскую" фракцию: "нунсовцы" смогли делегировать только 30, 27 и 35 "за" из 72 возможных за соответствующие предложенные законопроекты.
Неприятный осадок от очередного провала пытались тут же "растворить". Некоторое время жила надежда, что ситуацию удастся "переиграть". Но итоги согласительного заседания, последовавшего вскоре после знакового "неголосования", обнадеживающими получились лишь наполовину. По словам Владимира Литвина, делегаты народа могут вернуться к антикризисному пакету - но не ранее 16 апреля. А чтобы оппонентам неповадно было реабилитировать "антинародные" инициативы, "регионалы" тут же на всякий случай пообещали блокировать трибуну. А общие настроения и отдельные заявления с большим трудом позволяют надеяться на то, что "дубль-три" пройдет успешнее предыдущих.
Победа принципов
Провальное голосование, хоть и не посодействовало спасению национальной экономики, но сразу же мобилизовало заинтересованные силы в политикуме. И пока правительство готовится к ответным мерам, его оппоненты упреждающим маневром экспрессивно пояснили причины своего бездействия.
Наименьшим сюрпризом 14 апреля закономерно стала нулевая поддержка инициатив Кабинета министров со стороны оппозиции. Коммунистам не полагается сотрудничать с "мучителями" по определению. "Регионалам", судя по общим "кризисным" умонастроениям и пока еще неглубокой интеграции мнений с БЮТ, тоже. Правда, нельзя сказать, что "тимошенковцы" совсем не старались привлечь самую большую фракцию на свою сторону. За день до голосования лидер фракции БЮТ Иван Кириленко предложил отложить рассмотрение антикризисной программы правительства с тем, чтобы изыскать время на принятие во внимание "серьезных предложений" Партии регионов. При этом "бело-синим" был предложен своего рода тактический бартер: пока коалиция оценивает "региональные" ЦУ, парламент сливается в едином антикризисном порыве в связи с неотложным характером принятия трех достопамятных законов. Но, хотя фронтмены оппозиции благосклонно восприняли попытки прислушаться к их мнению, с бартером, судя по голосованию следующего дня катастрофически не сложилось.
Как и следовало ожидать, свой протест "антикризисным" действиям представители Партии регионов поясняют исключительной заботой о судьбе украинского народа. Причем при этом они не стесняются выказывать некоторую двойственность позиций. "Мы за то, чтобы Украина получила кредит МВФ. Но мы никогда не допустим, чтобы Украина согласилась на такие условия этого кредита, которые бы существенно ухудшили жизнь малообеспеченных граждан", - пояснил позицию однопартийцев Виктор Янукович. Каким же образом Украина получит кредит, не выполняя основные требования Международного валютного фонда, "регионалов", похоже, волнует не больше, чем проблемы индейца - шерифа. Подобная позиция легко объяснима: чем раньше кризис "утопит" рейтинг нынешнего премьера - тем сторонникам дваджы экс-главы правительства приятней и удобней. А то, как способствование неполучению Украиной солидного валютного транша сочетается с непрестанной заботой о народе и бизнесе, уже другой вопрос.
Если "региональный" демарш по сути демаршем не является, то значительной части "нунсовцев" снова удалось удивить правительство. В очередной раз ответственность за провал инициатив Кабинета министров можно смело возлагать преимущественно на сторонников президента. Именно оных было больше всех в перечне отсутствующих и не голосовавших депутатов, включая и знаковых представителей "Единого центра", группы "За Украину!" и отдельных "вечно сомневающихся" вроде Ивана Плюща.
С пояснением причин своего поведения некоторые "протестанты" медлить не стали. "Центристы" рассказали, что не будут поддерживать правительство, пока его проекты "лоббируют интересы бизнес-окружения Тимошенко, или же ставят малый бизнес на грань выживания". А лидер "заукраинцев" Вячеслав Кириленко объяснил поступок своих сторонников тем, что правки, предложенные депутатами, учтены не были, а изменения, "продавливаемые" правительством не обладают системным характером. "Группа "За Украину!" принципами не торгует. Правительство все сделало для того, чтобы эти законопроекты сегодня не прошли, и никакие изменения в законопроекты не внесены", - уверен экс-глава фракции НУ-НС. Повышенная принципиальность товарищей по коалиции сразу же спровоцировала ответную реакцию в БЮТ. Николай Томенко уже предложил пропрезидентским "нашеукраинцам" не торговать принципами и дальше - например, отозвать министров своей квоты из Кабмина. Товарищи по фракции же в лице ее сомневающегося в целесообразности собственной партийности руководителя Николая Мартыненко пока ограничились высказыванием "непонимания" поступка коллег.
Зато в другом месте понимание (вернее, интерпретация) поведения преимущественно президентского пула НУ-НС оказалось полным. Вскоре после провального голосования оценку ему поспешил дать руководитель президентского Секретариата. Как и следовало ожидать, очередной тактический проигрыш Юлии Тимошенко был расценен в "правильном" ключе: коалиции нет, правительство не способно работать и решить эту проблему могут только выборы. "Сегодняшний провал с одобрением экономических законопроектов наглядно доказывает, что единственным способом выхода из властного глухого угла являются досрочные выборы - и парламентские, и президентские", - уверен Виктор Балога. Напомним, в прошлый раз в аналогичной ситуации глава СП "всего лишь" сватал премьеру отставку. Но с тех пор концепция изменилась, и главной идеи фикс Банковой (наряду с "как бы принять новую Конституцию исключительно волей народа") стали двойные досрочные выборы. И пока основания находятся в процессе розыска, президентский лагерь увлекся позиционной войной а ля "а давайте сами и по-хорошему" - то есть попытками спровоцировать добровольный отказ парламентариев от их полномочий. И поскольку едва ли не главными противниками "очередных внеочередных" остаются "бютовцы", не удивительно, что на острие атаки оказались инициативы правительства. Но даже если "взятие измором" не поможет, сам по себе провал антикризисной деятельности Кабмина может подарить Банковой желанное падение рейтинга Юлии Тимошенко. Правда, сначала нужно будет еще пояснить избирателям не слишком благовидную роль в этом провале президентских сторонников. А еще раньше - объясниться с МВФ.
Покой всем только снится
Второе скандальное голосование спровоцировало предсказуемую реакцию всех участников процесса. И если Кабмин пока действует "по-деловому": собирая экстренное заседание с участием представителей миссии МВФ, - то БЮТ-соратники премьера поспешили расставить точки над i. Глава фракции Иван Кириленко уже успел обвинить в произошедшем 14 апреля лично президента и посожалеть, что импичмент инициировать уже несколько поздно. Возмущение "бютовцев" можно понять: страдает не только персональный имидж их лидера, но и международное "лицо" страны. Но недооценивать их "риторический порыв" (если, правда, отвлечься от вероятности обнаружения двойного дна, вроде получения стимула для сотрудничества ПР и БЮТ из-за вероломности официальных соратников) с точки зрения конструктивности происходящего тоже не стоит. Впрочем, президент тоже недолго искал виноватых. В очередной раз украинские политики в своем стандартном противостоянии "нечаянно" отвлеклись от суровой действительности.
Стремительное перемещение ситуации вокруг второго транша от Международного валютного фонда в знакомую плоскость фактически личного противостояния Банковой и Грушевского не вызывает удивления. Остается разве что сожаление: хотелось, как лучше, а получилось, как всегда. Причем, ввиду и заявлений "бютовцев", и высказываний Виктора Балоги, рассчитывать на скорейшее примирение под лозунгом "Мы вместе боремся с кризисом" не приходится - политические интересы (как, впрочем, и всегда) одной левой "сделали" экономическую целесообразность.
Что показательно, консенсус резко исчез не только из взаимоотношений президента и правительства, но и по другим фронтам тоже. Например, Владимир Литвин, анонсируя возможное возвращение к антикризисным законам 16 апреля, тоже проявил редкостную готовность договариваться. "Мы договорились, что в случае обращения президента Украины по поводу необходимости и целесообразности рассмотрения этих документов Верховная рада внимательно рассмотрит предложение президента", - пояснил результаты согласительного совещания спикер. Складывается впечатление, что без отдельных просьб депутаты открыты новым мнениям не будут. Но, возможно, перекладывание ответственности на президентский лагерь - это своеобразная попытка уберечь собственные позиции. Ведь Виктор Балога, комментируя результаты голосования, не только невысоко оценил шансы коалиции, но и нелицеприятно высказался на счет менеджерских способностей самого председателя Верховной рады. "… Спикер за улыбкой хочет скрыть свое смущение тем, что снова и снова общество видит недееспособность того образования, которое почему-то упорно продолжает именоваться коалицией", - сурово оценил чужую мимику глава СП.
Поскольку будущее "антикризисного пакета" по-прежнему туманно, на первый план уверенно выступает знакомый тренд украинского политикума - вдохновенные обвинения друг друга во всеобщем бездействии. Причем, как показывает первая реакция, двумя сторонами конфликт не ограничится, что еще больше усложняет ситуацию.
Подобное поведение украинских власть имущих можно было бы рискнуть и понять (хотя бы в силу привычности происходящего), если бы речь шла о внутренних политических проблемах, а не об экономических, напрямую зависящих от "внешнего источника". Поскольку до окончательного ответа миссии еще далеко, за день до пресловутого "провала номер два", в том же Секретариате президента были анонсированы приятные перспективы тесного сотрудничества. По словам заместителя главы СП Александра Шлапака, в ближайшие дни предполагалось согласовать текст новой редакции меморандума с Фондом, который включал бы в себя требования, касающиеся реформирования Пенсионного фонда и обеспечения "Нафтогаза", а также - подробно расписанный механизм рекапитализации банков. Но перед тем как переписывать меморандум, нужно было принять три антикризисных закона. С последним, как известно, депутаты торжественно не справились, причем, не исключено, что не без помощи Банковой…
Правительство, не рассчитывая на "противника", уже взялось за "производство" хорошей мины при плохой игре. "Зарубленные" инициативы частично предполагается "внедрить" посредством порядка 20 постановлений Кабмина - подобная оперативность заставляет усомниться в том, была ли "диверсия" Банковой большой неожиданностью для премьерских соратников. Считается, что МВФ подобный вариант на первых порах устроит, но до принципиального решения вопроса подобные экстренные меры все-таки не дотягивают. В любом случае, премьер и ее окружение получили шанс для того, чтобы в очередной раз "не мытьем, так катаньем" сыграть роль спасителей нации - как минимум, в глазах "ядерного" электората. А ведь есть еще и мнение Фонда.
Оценить степень лояльности руководства миссии после провального голосования сложно. С одной стороны, накануне Джейла Пазарбазиолу делала заявления, неблизкие умам отечественных законодателей (например, необходимость повышения пенсионного возраста), осознавая, что подобные идеи широкое понимание в массах не найдут. "Поэтому мы хотели бы завершить обсуждение с руководством страны и также предоставить им еще немного времени для того, чтобы найти такое решение, которое имело бы идеологические и другие смыслы в случае Украины. В частности, учитывая демографическую ситуацию в стране, и то, чтобы Пенсионный фонд был сбалансирован", - предоставила украинским властям время для размышления глава миссии. Возможно, желая добиться большего, представители МВФ могут достаточно гибко реагировать на местные реалии. С другой стороны, долгосрочные стратегические перспективы - это одно, а срочные меры - нечто другое. А в число обязательных требований, как и предполагалось, входит дважды проваленный пакет законопроектов. Устроят ли Фонд правительственные постановления или потребуется-таки "высочайшая воля" депутатов - покажет время. Главное, чтобы необходимые "телодвижения" были выполнены до того, как миссия МВФ убедится в нецелесообразности предоставления второго транша, в чем она пока еще сомневается. Правда, вне зависимости от дальнейших действий, одно "достижение" уже в активе украинских политиков. Соблазн устроить образцово-показательную взаимную "порку" оказался слишком велик, чтобы перед ним устоять во имя экономических интересов. Что ж, зарубежные гости получили возможность собственными глазами оценить всю глубину политического консенсуса по-украински. А своим гражданам всегда можно сказать, что таким хитрым методом всего-навсего страну спасали…
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас