"Ъ": Ставка на акциз — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Ъ": Ставка на акциз

Казна и Политика
2284
Сложная ситуация с наполнением доходов бюджета вынудила Кабинет министров резко усилить налоговое давление на потребителей табака, алкоголя и нефтепродуктов. За счет увеличения акцизных ставок в мае-июле ряд товаров подорожает на 25-40%, в результате чего бюджет получит дополнительно до 6 млрд грн, а доля акцизов в доходной части бюджета превысит 12%.
В стремлении поднять акцизные ставки правительство не останавливается даже перед возможной стагнацией табачной и ликеро-водочной отраслей. Новая фискальная стратегия государства предполагает дальнейшее повышение налогов на расходы и внедрение новых, среди которых налоги на недвижимость и наследство, предупреждают эксперты.
Смена приоритетов
Экономический кризис, проявившийся в сокращении доходов госбюджета, и необходимость выполнять требования меморандума с Международным валютным фондом заставили Кабинет министров ужесточить налоговую политику. Подтвердив сохранение ставок бюджетообразующих налогов, таких как НДС и налог на прибыль, правительство усилило давление на потребителей, повысив ставки акцизного сбора на все подакцизные товары – алкогольные напитки, спирт, пиво, табачные изделия, топливо и автомобили. Изменение фискальной политики директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык объясняет тем, что подакцизная продукция не относится к товарам первой необходимости и в структуре инфляции занимает небольшую долю – 6,32%, а поэтому увеличение акцизов не вызовет общего роста цен.
К тому же большинство граждан могут избежать уплаты повышенных косвенных налогов, сократив потребление. Фактически повышение акцизов – налогов на расходы – должно обеспечить достижение двух целей: увеличение доходов госбюджета и сокращение потребления вредных для здоровья (табак и алкоголь) и окружающей среды (топливо) товаров.
Основной аргумент Минфина – отношение объема акцизов к номинальному ВВП в последние годы падало, а темпы роста акцизов были ниже инфляции. Цена вопроса – 4,5 млрд грн, которые бюджет получит от повышения акциза на сигареты, ликеро-водочную продукцию и дизельное топливо. Повышение пройдет в три этапа – с 1 мая, с 1 июля и с 1 ноября, не считая увеличения ставок на сигареты и алкоголь, которое произошло 1 сентября 2008 года и 1 февраля нынешнего года. Еще 1 млрд грн может быть получен от акциза с пива.
Дорогой дым отечества
Уже через полмесяца в Украине цены на сигареты с фильтром вырастут в среднем на 30-40%, а стоимость каждой пачки – на 1,25-2 грн, до 3,75-10,50 грн. Соответствующий закон вчера подписал президент Виктор Ющенко. Акцизный налог на сигареты с фильтром в среднем достигнет 2,25 грн с пачки (около 0,22 евро) при уровне 1,28 евро в странах ЕС. Доля акцизов в цене на сигареты вырастет с 29% до 43% при минимальной планке для стран ЕС 57%, а суммарная доля акциза и НДС у нас составит 60%, что чуть ниже европейского стандарта в 70%.
С учетом двух предыдущих повышений акцизов на сигареты бюджет должен получить в три раза больше средств, чем в 2008 году,– свыше 10 млрд грн. И если с 2004 по 2008 годы доля акцизов на сигареты в ВВП сократилась с 0,43% до 0,38%, то в этом году может быть собрано 0,95% от ВВП. Но производители табачных изделий в это не верят. По словам директора по корпоративным вопросам "JTI-Украина" Дмитрия Редько, до последних повышений акцизов минимальное предложение на рынке составляло 1,1-1,2 грн за пачку сигарет с фильтром. "В мае минимальное предложение будет не менее 4,3-4,5 грн.
Если за точку отсчета взять 4,3 грн, то сегодня 70% сигарет на рынке продается ниже этой цены. Еще 18 месяцев назад в этом сегменте находилось 93% рынка. С 1 мая легального рынка сигарет ниже этой отметки уже не будет",– говорит он. Как отмечает эксперт, уже наблюдается переориентация населения на более дешевые сорта, что делает нереалистичным план сбора 10 млрд грн. "Примерно треть табачного рынка займут нелегальный импорт и подделки",– считает господин Редько.
Спиртовая закалка
С 1 июля подорожает ликеро-водочная продукция, что обусловлено ростом акциза на этиловый спирт на 26% – с 21,5 грн/л до 34 грн/л. Выиграл от этого сегмент натуральных виноградных вин и вермутов, акцизы на которые менять не планируется. Хотя сначала предлагалось поднять акцизы на них с 0,25 грн/л до 0,50 грн/л и с 2,6 грн/л до 34 грн/л соответственно. С 2011 года ставки акциза на спирт и табак будут индексироваться с учетом инфляции.
Владелец ТМ "Хортиця" Евгений Черняк признал, что у правительства не было другого выхода для получения второго транша МВФ. При этом бизнесмен надеется на возможные льготы. "Государству стоит снизить стоимость спирта, увеличить минимальную розничную цену на водку (сейчас – 14 грн. – ред.) до 17 грн, ввести минимальные цены на крепленые вина",– считает господин Черняк.
По оценке гендиректора компании "Национальные алкогольные традиции" Романа Вашколупа, сейчас бутылка водки 0,5 л в среднем стоит 16 грн, после повышения она будет стоить уже 20 грн (+25%). Почетный президент компании "Олимп", народный депутат Павел Климец вчера внес в Верховную раду проект закона об увеличении акциза на пиво с 1 июля на 50 коп. – до 81 коп./л (+161%), а с 1 января 2010 года – до 1,01 грн/л. По мнению депутата, цены на пиво не повысятся более чем на 6%, тогда как бюджет за полгода получит 922 млн грн. При этом акциз на спирт предложено снизить до 25 грн/л.
Прицел на богатых
Благодаря кризису больше государство станет получать и от автомобилистов. В конце 2008 года акцизы на автомобили с объемом двигателя до 1,5 л были повышены в 1,5 раза, 1,5-2,2 л – в 4 раза, 2,2-3 л – в 2 раза, более 3 л – в 10 раз. А с 1 ноября на 50% повысится акциз на дизельное топливо, что будет означать рост цен в рознице в среднем на 7-15 коп. "На дизеле работает весь АПК, хорошо, хоть не додумались увеличить акциз на него в разгар посевной кампании и уборки урожая",– говорит аналитик Бюро экономических и социальных исследований Владислав Комаров.
Еще 3 млрд грн заплатит государству малый и средний бизнес, находящийся на упрощенной системе налогообложения. 1,5 млн таких предпринимателей обяжут платить в Пенсионный фонд от 208 грн до более чем 5 тыс. грн ежемесячно, если Верховная рада примет законопроект, разработанный по требованию миссии Международного валютного фонда. Сейчас нагрузка составляет 6-84 грн.
Но не все инициативы по увеличению налоговой нагрузки на обеспеченных граждан были успешными. После повышения в 2-3 раза ставок транспортного сбора на автомобили с большим объемом двигателя их пришлось снова снизить. С 2010 года сбор может быть заменен специальным налогом на бензин. В перспективе Украина также должна запустить систему платных дорог и улучшить взимание сбора за парковку, особенно в крупных городах, считает независимый эксперт Константин Кузнецов.
Не удалось пока ввести новую ставку рыночного налога в размере 0,25-2,5% от минимальной зарплаты за 1 кв. м в день, получить 700 млн грн от роста стоимости торговых патентов на пистолеты на АЗС, а Национальная комиссия регулирования электроэнергетики отменила троекратное повышение тарифа на электроэнергию для населения, использующего свыше 400 кВт•ч. Из-за этого отрасль не получит 1,5 млрд грн. Введение с 1 января этого года налога на недвижимость, ставку которого должны будут устанавливать местные органы власти, не поддержала Верховная рада.
Аналитики отмечают, что введение дополнительных налогов для богатых тормозит именно парламент. Хотя введение налога на недвижимость можно реализовать и без реестра имущества. "И в БТИ, и в местных органах власти есть информация о приватизированном имуществе",– говорит господин Кузнецов. По оценкам директора центра "CASE-Украина" Дмитрия Боярчука, налог на недвижимость может составить от 10% до 30% общих доходов местных бюджетов. В Венгрии, Словакии, Словении и Румынии доля этого налога в ВВП составляет 0,2-0,4%, а в Украине может составить 0,5%, подсчитал Владислав Комаров.
Бюджет в позитиве
В январе-феврале этого года акциз стал единственным налогом, которого собрали больше, чем в прошлом году. По остальным, включая НДС и налог на прибыль, наблюдалось падение. Поэтому реализация акцизных инициатив по спирту, табаку и нефетпродуктам позволит увеличить долю акциза в доходах госбюджета до 12,3%, а в соотношении с ВВП – до 2,8%, тогда как еще в 2008 году его доля была вдвое меньше.
Удельный вес акцизов в экономике ЕС составляет 3-5%, что означает дальнейший рост акцизных ставок в Украине. По информации Дмитрия Редько, в Великобритании с пачки сигарет взимается акциз 8 евро, в Люксембурге – 3,2 евро. "Равняться на богатую Европу, где уровень зарплат в разы больше, не стоит",– уверен господин Кузнецов. Время кризиса – наилучшее для дифференцированного налогообложения доходов и адекватного увеличения стоимости тарифов на энергоносители.
"Налоги нужно брать с тех, у кого высокий доход" - заведующая отделом управления экономикой Института экономики и прогнозирования НАНУ Татьяна Ефименко
– Насколько акциз существенен для госбюджета?
– Динамика роста ставок акциза связана с инфляцией. За 2008 год индекс потребительских цен составил 125,2%, в том числе по алкоголю и табаку – 114,2%, продуктам питания и безалкогольным напиткам – 135,7%, транспорту – 124,5%, поэтому повышение акцизных ставок целесообразно сравнивать с этими цифрами. В принятом парламентом законе предусмотрено увеличение ставок акциза на этиловый спирт с 21,5 грн до 34 грн (+58%), что более чем вдвое превышает темпы инфляции. Не стоило так резко увеличивать акциз в середине года.
В нашей законодательной базе – 13-15 акцизных позиций по алкоголю, до 10 – по табаку, свыше 50 – по автомобилям и мотоциклам. В акцизных доходах с украинских товаров более половины занимают ликеро-водочная продукция, пиво и табак. В последние годы Украина резко увеличила потребление импорта, поэтому динамика поступлений акциза с импорта значительно опережала акцизные доходы с украинской продукции. С учетом этих факторов удельный вес акциза в налоговых доходах сводного бюджета в разные годы составлял 6-11%, госбюджета – до 15%. Поэтому нынешнее повышение акцизов вряд ли позволит создать значительный дополнительный финансовый ресурс. Наибольшее влияние повышение акцизных ставок окажет на потребителя, потому что акциз – непрямой налог, который каждый платит при покупке товара. Доходы населения в Украине существенно ниже, чем в ЕС, поэтому если из доходов исключить потребительские налоги, то в абсолютном выражении у нас остается меньше. В Дании удельный вес НДС и акциза в расходах составляет около 30%. Но в таких странах от суммы доходов за вычетом налогов остается в пять-семь раз больше.
– Действительно ли повышение акцизов на алкоголь и табак приведет к снижению производства и потребления?
– Потребление вряд ли будет меньше – возрастет теневой сектор. Я сама являюсь категорическим противником потребления алкоголя и табака, но понимаю, что вредные привычки существуют объективно.
– Целесообразно ли повышать акцизы на топливо?
– Если население привыкло к цене около 6 грн за 1 л бензина, то оно будет ее платить, несмотря на то что знает о падении стоимости нефти. Поэтому фактически происходит замещение акцизом снижения цены на нефть в цене потребляемого топлива. Главное – сдержать рост цен на топливо.
– Почему до сих пор нет налога на недвижимость?
– Местные налоги в общей налоговой базе занимают очень мало – до 5-6%. Из 12 тыс. местных бюджетов всего около 50 являются самодостаточными, основная же масса – дотационные. Такая система сформировалась до 2000 года, когда экономика Украины падала, и это была правильная антикризисная мера. К сожалению, мы очень много говорили о самодостаточности бюджетов, но ничего не изменилось. Налог на недвижимость нужно вводить с 2010 года – хотя бы потому, что все должны к нему привыкнуть. У нас есть большая разница в жизненном уровне населения, поэтому логика подсказывает, что налоги нужно брать с тех, у кого наиболее высокий уровень доходов. Нужно легализовать доходы, а потом переходить к еще одному серьезному налогу – на богатство.
– Какие налоги на богатство можно ввести у нас?
– В мире налоги на богатство связаны с наследством. Логика в том, что какие-то ценности принадлежат только мне, и если со мной что-то случилось, то мой родственник, каким бы близким он ни был, должен заплатить, потому что сам этого не заработал. В Украине должен вводиться такой налог, но не революционным путем, а с помощью последовательного диалога.
"Производитель не считает необходимым снижать цены" - заместитель министра финансов Денис Фудашкин
– Кабмин сохранил ставки НДС и налога на прибыль, решив увеличить доходы бюджета за счет повышения акцизов, то есть налоговой нагрузки на потребителей?
– Мы давно занимали такую позицию, что в условиях кризиса нет смысла повышать налоги на доходы. Если говорить о доходах, то источником сбалансированности бюджета может быть расширение базы за счет улучшения администрирования или повышение косвенных налогов, таких как акциз на табак и алкоголь. Доля акцизного сбора в ВВП страны уменьшалась на протяжении многих лет, так как ставки акциза росли меньшими темпами, чем экономика, доходы населения и цены.
– Как сильно сократилась доля акциза в ВВП?
– Если в 2004 году акцизный сбор в структуре ВВП составлял 1,94%, в 2006-м – 1,58%, то в 2008-м – 1,34%.
– А как теперь изменятся доходы бюджета?
– Поступления в бюджет-2009 от акциза на табак вырастут на 3,2 млрд грн, от алкоголя и нефтепродуктов – на 1,3 млрд грн. В 2010 году доходы будут еще больше, учитывая, что новые ставки на табак вводятся с 1 мая, а на алкоголь – с 1 июля.
– Реально ли получить эти суммы, ведь участники рынка прогнозируют сокращение производства и потребления?
– В 2008 году мы получили акциз с табачных изделий на 3,35 млрд грн, с ликеро-водочной продукции, произведенной в Украине,– на 3,5 млрд грн, с топлива – на 3,6 млрд грн. В прошлом году также повышались акцизы, но сокращения производства в первые два месяца текущего года мы не увидели. В январе было небольшое падение, но оно было компенсировано в феврале. Заявления о том, что рост ставок приведет к уменьшению доходов бюджета, необоснованны. Чтобы от повышения акциза не было фискального эффекта и доходы бюджета остались прежние, нужно, чтобы 50% курильщиков бросили курить.
– Кто предложил повысить акцизы: МВФ или Кабмин?
– В данном случае это совпадение многих позиций: и Кабинета министров, и Верховной рады, и МВФ.
– Будет ли рост акциза стимулировать инфляцию?
– Источниками уплаты акцизного сбора, как правило, являются уменьшение рентабельности и, в случае невозможности уменьшения рентабельности, увеличение цены. Цена на нефть в мире уменьшилась в несколько раз. Такого же изменения стоимости топлива не произошло – разница просто увеличила рентабельность нефтеперерабатывающих предприятий. Цены не упали, потому что потребитель привык к ним, а производитель не считает нужным их снижать. Для него лучше существенно увеличить рентабельность.
– Увеличение транспортного сбора оправдало себя?
– Этого не могло произойти за короткий период, потому что транспортный сбор взимается при прохождении техосмотра, а в новогодние праздники не много желающих его проходить. Повышение ставки сбора требуется для того, чтобы перекрыть дефицит дорожного фонда. Ставки не менялись с 2000 года. Тогда номинальные доходы населения составляли 128 млрд грн, а в 2008 году – 850 млрд грн. Я не думаю, что ставка 48 грн за автомобиль с объемом двигателя 1,2 л – это большая нагрузка, как и 750 грн за Mersedes С-класса с объемом 3 л.
– Какие налоги на богатство можно ввести у нас?
– Налоги на богатство – в основном имущественные: на землю, недвижимость, транспортные средства.
– Когда могут ввести налог на недвижимость?
– Процедура прохождения законов в Верховной раде очень сложная, поэтому трудно прогнозировать результат.
Наталья Непряхина
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас