Несрочные досрочные — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Несрочные досрочные

Казна и Политика
1282
Пальма первенства в соревновании "Давайте проведем какие-нибудь выборы пораньше" торжественно перешла к президенту. Неожиданная сговорчивость Виктора Ющенко всерьез обескуражила политикум. Вопрос контрмер, как сторонников, так и противников идеи, пока остается подозрительно открытым. Сюрприз удался на славу.
Инициатива не наказуема
Обмен сенсациями, стартовавший в украинском политикуме, понемногу становится привычным зрелищем. Сначала президент дополнил ежегодное послание парламенту новой редакцией своего видения Основного закона. Затем народные избранники сделали главе государства ответный подарок и назначили выборы на 25 октября, что почти на три месяца раньше даты, комфортной для Банковой. Паритетом дело не закончилось: следующий удар президентского лагеря - торжественное согласие на одновременное проведение досрочных выборов. На этом пока и остановились - подобную волну инициатив нужно успеть переварить.
Одновременное "иду на вы" и "и нашим, и вашим", впервые громко высказанное 3 апреля, мгновенно вернуло президента в седло, которое он покинул было по инициативе парламентариев. Проблема под кодовым названием "25 октября" по-прежнему остается: постановление Верховной рады опубликовано и вступило в силу, анонс старта предвыборной кампании с 27 июня уже сделан - но с ней уже работают. Во всяком случае, президентское обращение по поводу легитимности решения 401 народного депутата, по словам заместителя главы СП Марины Ставнийчук, уже отправилось в Конституционный суд. А пока суд да дело, президентский лагерь может смело праздновать тактическую победу над излишне инициативными противниками.
Игра на опережение, вдруг продемонстрированная Банковой, действительно заслуживает внимания. В принципе, сказать, что идея о проведении досрочного "дубля" лежит на поверхности, - это все равно, что промолчать. Ее уже неоднократно предлагали представители чуть ли не всех ведущих политических сил в качестве "мирной" альтернативы, к примеру, импичменту. Но готовность Виктора Ющенко "сходить навстречу", похоже, несколько поколебала почву под ногами последовательных сторонников всеобщей перезагрузки.
Доброжелательная инициативность президента сразу же открыла перед ним пути реализации стратегии "вот он я - весь в белом": держу руку на пульсе политического кризиса, открыт всем начинаниям, готов ради судьбы родины пожертвовать несколькими месяцами своих полномочий (и куда более продолжительным периодом деятельности парламентариев)… На общем фоне этого впечатляющего пиар-хода даже несколько меркнут "дополнительные условия" - не просто так выборы, а с реформой, как минимум, избирательной системы.
Сделав неожиданное контрпредложение, на Банковой вовсю работают над закреплением успеха. Например, как уже упоминалось - над "исправлением" трактовки даты проведения президентских выборов. Календарная ситуация вырисовывается интересная. После ряда заявлений складывается впечатление, что президент, конечно, обеими руками за выборы, но только в том случае, если случатся они не ранее 17 января 2010 - то есть преждевременными будут являться по факту только для парламента.
И такая приверженность конкретному дню, что интересно, абсолютно не мешает Виктору Ющенко настаивать на своей готовности к досрочному прекращению полномочий: "Я готов принять решение о досрочных президентских выборах в Украине. Для меня не принципиально, на сколько месяцев раньше они будут происходить, в октябре или в сентябре"… Действительно, дата - дело наживное, и работать с конкурентами можно и в отрыве от нее. Именно этим Банковая сейчас с успехом и занимается: перехватив инициативу, президентский лагерь получил в руки еще одно оружие давления на противника - право требовать от них "окончательный ответ". " Тогда, судя по их реакции (премьер-министра и коалиции), станет ясно, думают ли они о себе во власти либо о развитии украинского общества", - поясняла позицию главы государства его пресс-секретарь Ирина Ванникова. Молчание как согласие расценено не будет.
Апологеты и "станиславские"
Как и всегда, диапазон реакции на президентскую инициативу находится в промежутке между "за" и "против" с отдельными всплесками "воздержались". С одной стороны, полностью не поддержать план Виктора Ющенко не может себе позволить ни одна политическая сила - иначе ее представители будут выглядеть до неприличия хватающимися за привычные кресла. С другой - радостно согласиться на все без ущерба для самолюбия и позиций тоже непросто. И посему от политиков стоит ожидать занятных имиджево-дипломатических ухищрений.
На сегодня сдержанную, но полную поддержку президентских начинаний успели задекларировать в Партии регионов. То ли "регионалы" были морально готовы к подобному повороту, то ли свежая концепция целиком и полностью вписывается в их планы на будущее и риторику митингов, но они "на все согласные" - и на выборы, и на голосование по ключевым для Банковой законам, и на любую дату - главное, чтобы пораньше. Свое единодушие с президентом верховным оппозиционерам удалось даже украсить "антикризисной" ноткой. "В этом (в проведении досрочных выборов) есть необходимость. Одновременные президентские и парламентские выборы позволят сэкономить средства", - пояснил Виктор Янукович.
На позиции "в общем и целом - за, но…" с удобством расположился Блок Литвина. Как недавно упоминали "Подробности", анализируя "предвыборные" чаяния ключевых политических игроков, "литвиновцам" есть что терять, в случае экстренной перезагрузки парламента. Но выступить ярыми противниками президентской идеи ни создаваемый образ, ни реальная значимость фракции не позволяют. Поэтому Владимир Литвин, хоть и видит в решении Виктора Ющенко некоторый подвох (попытку занять кресло в парламенте, если с президентским не сложится), но в целом его одобряет. "Досрочные одновременные президентские и парламентские выборы возможны при обоюдном согласии президента и Верховной рады", - рекламирует потенциальный консенсус лидер блока имени себя.
При этом, в отличие от примера "регионалов", поддержку спикера безоговорочной назвать нельзя. "Проинформормированного оптимиста" Владимира Литвина из всего, что касается реформы избирательного законодательства, привлекает, судя по всему, разве что отмена проходного барьера. С одной стороны, удивительного в этом мало - рейтинги БЛ не слишком высоки. С другой - интересен тот факт, один из законопроектов, предлагающих открыть списки, принадлежит "литвиновцам" Игорю Шарову, Сергею Гриневецкому, Юрию Литвину и покойному Михаилу Сироте. Широта взглядов внутри одного блока - налицо.
Если у идеи есть поклонники, значит, найдутся и противники. Наименьший энтузиазм президентское предложение вызывает у "отбившейся от рук" части НУ-НС и у БЮТ, хотя несговорчивость демонстрируют и такие преданные "ющенковцы", как члены депутатской группы "За Украину!". "Полубывшие" президентские соратники в большинстве случаев более аккуратны в формулировках и стоят преимущественно на позициях юридической невозможности воплощения в жизнь подобного решения. "Парламентские и президентские выборы практически невозможно увязать между собой в соответствии с действующим законодательством", - уверен глава фракции Николай Мартыненко. Разделяют подобную точку зрения и многие "нунсовцы" (включая и экс-министра юстиции Романа Зварыча), и "бютовцы". Правда, последние меньше стесняются с формулировками, демонстрируя навыки Станиславского при исполнении вариаций на тему "Не верю!". "Я оцениваю заявления президента, как такие, которые можно приравнять к нулю в плане их реализации", - делится мнением нардеп Валерий Писаренко. Но с официальным "фе", высказанном Юлией Тимошенко (чего продолжают требовать на Банковой), пока не спешат. Теоретически свое неприятие подобной идеи всегда можно пояснить кризисным настоящим и заботой о бюджете. Практически же - ранее БЮТ был замечен в явных симпатиях досрочному "дублю", так что полностью сделать вид, что они совсем-совсем не при чем, "тимошенковцам" будет непросто.
Но верится с трудом…
Какой бы резонансной ни была бы президентская инициатива (ее даже в Москве уже успели одобрить), от предложения до его практической реализации путь очень долгий. Особенно, когда речь идет о такой "тонкой материи" как технология назначения выборов, и особенно после провала с предыдущим "внеочередным" забегом в парламент.
Единой точки зрения по поводу того, стоит ли вообще идти на какого-либо рода досрочные выборы, нет. Так, например, оппозиционеры с завидной регулярностью напоминают, что "в случае чего" президенту можно устроить импичмент, но их действия традиционно ограничиваются эмоциональными заявлениями. Несмотря на принятие закона о временных следственных комиссиях, реализовать "недобровольную" отставку президента на сегодня практически невозможно даже при наличии полномасштабного парламентского консенсуса. Кроме того, еще необходимо доказать, что в деяниях главы государства есть состав преступления. С другой стороны, пока трудно найти и весомые основания для роспуска парламента (Минюст их, например, не видит), хотя на Банковой над этим работают, не покладая рук, и время от времени рапортуют о грядущих успехах. В пользу законодательного органа "работает" и Конституция, предполагающая полугодовой мораторий на перезагрузку Верховной рады ввиду будущих президентских выборов.
Правда, например, заместитель главы Центризбиркома Андрей Магера считает подобную норму устаревшей и уверен, что президент может на нее и не обратить внимание. "Соответствующая норма Конституции выписана не совсем уместно, не совсем правильно, поэтому применять ее будет крайне трудно", - полагает он. В любом случае, взаимная война президента и парламента за всеобщую отставку выглядит не слишком перспективно. Да и гарант, судя по всему, предполагал все-таки консенсус.
Наиболее вероятным избирательный "дубль" выглядит в том случае, если речь действительно зайдет о всеобщей договоренности - "как в лучших домах", "поступить по справедливости", "попросить рассудить народ" и тому подобное. Но и в такое "свежее предание" можно поверить только с очень большим трудом. Во-первых, всеобщий консенсус все равно не снимает вопрос оснований для перезагрузки. Президент, конечно, может добровольно уйти в отставку. Теоретически, нечто подобное может сделать и парламент - путем централизованного оптового отказа от мандатов. Только с учетом изменений законодательства, принятых "в честь" досрочных выборов 2007 года, реализация подобного плана превращается в захватывающий аттракцион "прогона" через Верховную раду полных списков всех фракций.
Во-вторых, вопрос взаимного отказа от полномочий сложен даже не столько технически, сколько морально. Трудно предположить за украинскими политиками такой градус взаимного доверия, чтобы они решились на подобный шаг. В-третьих, если доверие будет вдруг обретено, снова во главу угла вернется "техническая" составляющая - как организовать одновременные выборы, особенно при условии, что по Конституции досрочная парламентская кампания длится два месяца, а президентская - три… В-четвертых, актуальной остается проблема: кто же будет бороться с кризисом, если все уйдут на выборы. На первый взгляд ответ лежит на поверхности: правительство получит возможность "спокойно" работать, пока остальные занимаются стратегиями и тактиками избирательной борьбы - парламента нет, уволить Кабмин некому, да и у президента, казалось бы, своих проблем хватает… На второй же взгляд становится понятно, что в Кабинете тоже люди, причем масштаб амбиций некоторых из них не могут не внушить уважение. Следовательно, все пойдут-таки на выборы…
Поиск разного рода и значимости препятствий для реализации плана президента имеет смысл тогда, когда план в принципе предполагается реализовывать. Пока же инициатива Виктора Ющенко существует исключительно в форме грамотного пиар-хода, да и вялость реакции сторонников и противников идеи не спровоцирует напряженный полет мысли. Ведь полностью исключить вероятность того, что ситуация сведется к концепции "поговорили и хватит" нельзя, как нельзя и сходу поверить, что изначально этого совсем не предполагалось. Хотя представить себе расклад, при котором идеи главы государства неожиданно для него обретают всеобщую поддержку, было бы очень увлекательно. Правда, на Банковой уже успели слегка "подстраховаться" - иначе расценивать требования а ля "только если списки открытые и депутаты прикосновенные" трудно. А зная "единство мнений", которое царит в парламенте по подобным вопросам, можно предположить, что прения затянутся. И затянуться они могут до тех пор, пока формулировка "досрочные" в принципе утратит смысл. Но президенту, с его привязанностью к 17 января, уж точно - не срочно.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас