Что посеешь... — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что посеешь...

Казна и Политика
2547
Что посеешь ...
Ничего удивительного нет. Так происходит едва ли не каждый раз, когда стране нужно принять какой-либо срочный шаг. Вот и в этот раз. Казалось бы, все противоречия сняты: в необходимости принятия этих законопроектов не сомневался почти никто. Антикризисный пакет, предложенный правительством, должен был снять главную помеху для того, чтобы в Украину вернулась миссия МВФ и Киев смог, наконец, получить второй транш кредита stand-by на сумму $1,9 млрд.
Подписанием газовой декларации премьер-министр Тимошенко обеспечила себе поддержку в голосовании по пакету со стороны президента и его фракции. Но когда пришло время голосовать, из всего антикризисного пакета, который должна была принять Верховная Рада в прошлый вторник, был принят лишь один законопроект. Остальные даже не были внесены в повестку дня.
Перспективы получения второго транша МВФ в очередной раз оказались под большим вопросом. Как отреагирует экономика?
Четыре законопроекта
Закон, который "проскочил" через груду политических противоречий и был принят в прошлый вторник, - это закон о повышении ставок акцизов на дизельное топливо, табачные изделия и алкоголь. Но к принятию предлагалось и другие законопроекты. Два из них - относительно изменения системы взносов в Пенсионный фонд. Одной из инициатив стало повышение взносов для плательщиков единого налога. Главу фонда Алексея Зарудного возмутило то, что в то время как средний взнос за одного наемного работника в Украине составляет 600 грн. в месяц, "единоналожник" платит от 6 до 74 грн. И он выступил за рассмотрение вопроса об установлении равных правил взносов в ПФ. Еще один законопроект - о внесении изменений в бюджет о выделении НАК "Нафтогаз" дополнительных средств из бюджета.
Все вместе эти документы должны были снять противоречия, которые мешают сегодня продолжению переговоров с валютным фондом о предоставлении им второго транша. Повышение ставок акцизов увеличит наполнение госбюджета, уравнивание "единоналожников" и рабочих в промышленности и бюджетной сфере могло бы снизить дефицит Пенсионного фонда. "Это могло бы закрыть возможности для законного уклонения от налогов и ухода денег в тень", - говорит директор исследовательского центра CASE-Украина Дмитрий Боярчук. Тем более что повышения эффективной ставки налогообложения в Украине уже не один год требуют и Всемирный банк, и МВФ.
Правда, выполнить все требования Фонда для украинского премьера было бы равносильно политическому самоубийству. "МВФ требовал, чтобы украинское население платило более близкую к реальной цену за энергоносители, а для этого их стоимость для населения должна была быть увеличена", - говорит Боярчук. Частично Кабмин решил удовлетворить это требование "напрямую", пообещав, что тарифы для населения будут пересматриваться ежеквартально, пока до 1 июля 2010-го цена импортируемого газа и сумма, оплачиваемая населением, не выровняются. Но частично решил "схитрить". "Поднять плату за использование газа для населения более чем в два раза Кабмин не решился. Он решил покрывать эту разницу за счет бюджетных средств", - объясняет эксперт CASE-Украина. Согласно законопроекту, в бюджете на 2009 год НАК "Нафтогаз" должны быть выделены 6,1 млрд. бюджетных гривен для компенсации разницы между ценами закупки импортного природного газа и его реализации бюджетным организациям. Тем не менее даже формальное удовлетворение требованиям МВФ могло снять барьер для получения второго транша.
В свою очередь, это помогло бы Киеву решить сразу несколько проблем: пополнить резервы Нацбанка, а заодно получить возможность привлечения средств из других международных источников, что так необходимо Украине для финансирования дефицита госбюджета и платежного баланса. Правда, теперь о том, когда можно будет ждать возвращения миссии МВФ в Киев, остается только гадать.
Момент ушел
Потребности экономики Украины, как обычно, потонули в противоречиях ее политиков.
"Сравнение предпринимателей плательщиков единого налога с рабочими в промышленности и работниками бюджетной сферы - некорректно, - объясняет нежелание голосовать по внесению изменений в закон о Пенсионном фонде депутат ВР Александр Фельдман. - "Единоналожники" живут в абсолютно другой системе координат: в отличие от наемных работников, берут на себя полную ответственность за собственную судьбу, государство ничего им не гарантирует. При этом предприниматели делают хоть и несколько меньшие, но зато авансовые отчисления в Пенсионный фонд вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет".
Впрочем, депутаты из НУНС, по вине которых рассмотрение трех законопроектов не состоялось в назначенный день, планировали, что примут их уже в ближайшее время. Поэтому реакция самого МВФ оказалась довольно мягкой. "Мы приветствуем меры, предпринятые парламентом в вопросе акцизных ставок в качестве части антикризисного пакета правительства, - заявила Джейла Пазарбазиолу, глава миссии МВФ в Украине, добавив: - Сейчас важно сделать шаги для предотвращения прогнозируемого дефицита Пенсионного фонда. И мы продолжаем активные консультации с правительством по этому и другим вопросам". Но уже через день оппозиция заблокировала парламент, а вместе с ним и перспективу получения второго транша.
Смерти подобно
Между тем каждый день промедления с получением второго транша губителен для экономики нашей страны. Ведь, с одной стороны, Украина теряет шанс пополнить валютные резервы, оздоровить бюджет и получить доступ к внешнему кредитованию из других источников. С другой, с каждым днем отсрочки второго транша кредита МВФ увеличивается потенциал девальвации гривни. "Формирующееся негативное сальдо платежного баланса страны подразумевает либо дальнейшее сокращение резервов НБУ, либо ослабление национальной валюты, - говорит Юрий Белинский, глава департамента аналитики Astrum Investment Management. - А поскольку при отсутствии внешних кредитных вливаний резервы Нацбанка уже к концу первого полугодия 2009 года могут стать менее $20 млрд., регулятор будет вынужден сократить объем интервенций на межбанковском валютном рынке, что приведет к дальнейшему ослаблению гривни относительно доллара США".
В свою очередь, очередной виток девальвации нацвалюты приведет к возобновлению оттока депозитов из банковской системы, в то время как в марте в этом вопросе наметилось его сокращение. Таким образом, в результате провала переговоров с МВФ о выделении второго транша кредита нарушится нынешнее шаткое равновесие на украинском межбанковском валютном рынке.
Но, вероятно, депутатов Верховной Рады не слишком тревожит этот вопрос, в противном случае столь необходимый пакет антикризисных мер уже был бы принят. Партии регионов, к примеру, сейчас выгодно добиваться назначения повторных выборов в Раду, а это станет возможным, если парламент покажет свою недееспособность. При этом депутаты понимают: МВФ просто не может не дать Украине кредит. Это привело бы к серьезным негативным последствиям не только в нашей стране, но и, по принципу домино, в целом ряде европейских государств, которые в свое время вложили в украинскую экономику или выдали кредиты на значительные суммы. Ну а сколько будет стоить Украине задержка с получением кредита - это, конечно, проблема, но только не для оппозиции, а для правительства, которое находится при власти.
Дария Рябкова
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас