Не та морфоза — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не та морфоза

1769
Закон "Об акционерных обществах" требует преобразовать ОАО и ЗАО в публичные и частные компании, но не поясняет, как это делать. Поэтому пока спешить с трансформацией не стоит.
Повод
29 апреля 2009 г. вступит в силу Закон №514 от 17.09.08 г. "Об акционерных обществах" (далее - "акционерный" Закон). Документ, в частности, предусматривает функционирование в Украине двух типов акционерных обществ - публичных и частных. Действующие общества (тоже двух типов) - ЗАО и ОАО - должны, как гласят Заключительные и переходные положения Закона, в течение двух лет (т.е. до конца апреля 2011 г.) "привести в соответствие" с новым акционерным законодательством свои "уставы и внутренние документы".
А в случае принятия (в течение этого двухлетнего периода) общим собранием АО решения об изменении размера уставного капитала общества, деноминации акций и (или) эмиссии ценных бумаг общество обязано немедленно (т.е. непосредственно перед осуществлением вышеописанных операций) привести свою деятельность в соответствие с "акционерным" Законом. Кроме того, ряд других операций ЗАО или ОАО не смогут завершить, пока не будут преобразованы в частные или публичные компании. Например, ЗАО или ОАО могут начать процесс слияния, присоединения, разделения, преобразования, но Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) зарегистрирует переход прав собственности только при условии, что осуществившее эти трансформации общество реорганизовано в частное или публичное.
Как
Что именно и как необходимо "привести в соответствие", ни практикующие юристы, ни чиновники пока до конца не уяснили. Первые считают, что в отсутствие практики применения нового Закона любые комментарии будут преждевременными. Вторые, похоже, и не вникают в суть этого "приведения", а просто пытаются найти способ упростить себе задачу, поскольку за два года ГКЦБФР придется перерегистрировать уставы более 30 тыс. АО, работающих в Украине. ГКЦБФР в своем разъяснении №237 от 17.02.09 г. "О порядке применения отдельных положений раздела XVII Заключительных и переходных положений Закона Украины "Об акционерных обществах" отмечает: нынешним ОАО и ЗАО, дабы преобразоваться в публичные и частные общества, не понадобится проходить процедуру прекращения акционерного общества.
По мнению специалистов Госкомиссии, действующим АО нужно просто принять на общем собрании акционеров (почему-то только в 2010 г.) решение об изложении устава в новой редакции, которая должна содержать пункт об "изменении наименования общества с открытого (закрытого) на публичное (частное)".
По мнению старшего консультанта налогово-юридического департамента компании "Делойт" Дмитрия Гадомского, ГКЦБФР фактически пришла к выводу, что под изменением типа акционерного общества следует понимать простое изменение наименования.
"Такая позиция ГКЦБФР выглядит несколько спорной с правовой точки зрения, хотя и направлена на устранение явных просчетов Закона об АО, ведь такая процедура (переименование) не потребует прекращения юридического лица", - поясняет аналитик. Странной, хотя и вполне разумной позицию ГКЦБФР находит и Евгения Новичкова, старший юрист компании Arzinger: "Разъяснение Комиссии имеет по большей части информативный характер. ГКЦБФР имеет право давать разъяснения только относительно применения законодательства о ценных бумагах, а не о деятельности акционерных обществ в целом".
Дмитрий Гадомский полагает, что Украине стоило бы учесть опыт России, столкнувшейся с аналогичной проблемой пятью годами ранее. 18 ноября 2003 г. Верховный Суд РФ постановлением своего пленума №19 определил, что "превращение" общества из открытого (закрытого) в публичное (частное) не является изменением организационно-правовой формы и не влечет за собой преобразования и прекращения юридического лица.
Полномочий же ГКЦБФР, по мнению юристов, явно недостаточно для толкования норм Закона: необходимо, чтобы подобное разъяснение (пусть даже аналогичного содержания) дал Верховный Суд Украины, Высший Хозяйственный Суд или Конституционный Суд либо чтобы Верховная Рада приняла специальный закон, разъясняющий правила перевода. Иначе путаница, касающаяся процедуры преобразования ЗАО и ОАО, приобретет колоссальные масштабы: суды на долгие годы погрязнут в тысячах исков акционеров, оспаривающих преобразование ЗАО (ОАО) в частное (публичное) общество.
"Согласно Закону об АО, новые типы акционерного общества (частные и публичные) - это виды одной организационно-правовой формы акционерного общества", - отмечает Алексей Христофоров, адвокат, руководитель харьковского регионального офиса юридической компании "Ильяшев и партнеры". Посему в "акционерном" Законе четко указано, что "изменение типа общества из частного в публичное или из публичного в частное не является его преобразованием".
Но ЗАО и ОАО, согласно действующему Классификатору организационно-правовых форм хозяйствования (утвержден приказом Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики №97 от 28.05.04 г.), относятся к разным организационно-правовым формам хозяйствования (коды 231 и 232 соответственно). И любые преобразования АО в стране до сих пор осуществлялись в соответствии со ст.19 Закона о хозобществах посредством прекращения деятельности старого общества и учреждения нового. А четкое (и правомочное) разъяснение относительно перехода ЗАО (ОАО) в частное (публичное) общество позволит, полагает Олесь Квят, юрист группы корпоративного права юридической фирмы Asters, "избежать длительной и трудоемкой процедуры преобразования, предусмотренной ст.87 Закона "Об акционерных обществах", в результате которой предприятие прекращает свое существование и передает все свои права и обязанности обществу-правопреемнику".
Во что
Заключительные и переходные положения Закона "Об акционерных обществах" четко не определяют, в какой конкретно тип общества должны преобразовываться те или иные ОАО и ЗАО. В уже упомянутом разъяснении ГКЦБФР специалисты ведомства ставят знак равенства между открытым и публичным, а также закрытым и частным обществами. Хотя, например, частное АО намного более открытое, чем нынешнее ЗАО: акции частного общества могут продаваться на бирже посредством аукциона (ЗАО на биржу сейчас не допускают вообще, впрочем, многие АО и создавались закрытыми, чтобы не попадать ни на какую биржу), а преимущественное право акционеров ЗАО на покупку акций своего предприятия для частного общества не является догмой (такое положение включается в устав по желанию акционеров). О том, можно ли ЗАО превратить в публичное АО, а ОАО - в частное, без процедуры полной перерегистрации компании, ГКЦБФР вообще пока не задумывалась.
Реалии же свидетельствуют о целесообразности разрешения существующим АО самостоятельно выбирать тип общества для преобразования. "Большинство ОАО, не говоря уже о ЗАО, заинтересованы стать частными обществами. Из 30 клиентов, которые обратились в нашу компанию с просьбой оказать помощь в реорганизации акционерного общества, только две компании изъявили желание стать публичными", - констатирует тенденцию директор финансовой компании "Фактор" Георгий Кононов.
Однако стать частными компаниями смогут не все желающие. Согласно ст.5 "акционерного" Закона, количество акционеров частного АО не может превышать 100 участников. Те компании, у которых их больше, должны стать публичными. "Многие АО уже сейчас попытаются начать массовую скупку собственных акций, чтобы довести количество акционеров до нужной планки", - отмечает г-н Кононов.
Однако бывшим государственным предприятиям, акции которых в ходе приватизации распределялись между членами многотысячных трудовых коллективов, проделать эту операцию невероятно трудно. Многие такие АО годами не проводили собраний акционеров или проводили их формально, а в реестрах зачастую полно "мертвых душ", путаница с фамилиями и количеством акций.
Но, как назло, и публичными могут быть не все АО. Закон предусматривает прохождение процедуры листинга на фондовой бирже для всех публичных АО. Причем все операции с акциями такой компании должны будут осуществляться только на той бирже, на которой компания прошла листинг.
"Все существующие ОАО, акции которых не прошли листинг на фондовой бирже, фактически могут быть только частными АО", - говорит президент юридической компании Jurimex Данил Гетманцев. Пройти процедуру листинга акции украинских компаний сейчас могут только на отечественной фондовой бирже. "Листинг на иностранной бирже является затруднительным ввиду отсутствия корреспондентских отношений между украинскими и иностранными депозитариями", - отмечает Роман Шурубалко, юрист компании PricewaterhouseCoopers. Требования же к компаниям, которые желают пройти листинг в Украине, очень высоки, и многие АО им попросту не соответствуют.
"Как свидетельствует практика, более трети акционерных обществ, зарегистрированных в Украине, не смогут соответствовать достаточно жестким биржевым требованиям к стоимости чистых активов, доходам, капитализации и т.п.", - говорит Дмитрий Гадомский. На ПФТС ценные бумаги допускаются к торговле при выполнении следующих минимальных требований: к примеру, стоимость чистых активов эмитента должна составлять не менее 100 млн грн., должны отсутствовать убытки по результатам любых двух финансовых лет из последних трех.
По мнению респондентов, чтобы разрешить коллизию с публичными и частными компаниями, ГКЦБФР стоило поспособствовать смягчению условий листинга на отечественных биржах или вообще отменить обязательный листинг для публичных обществ.
Нет спешке
Юристы отмечают, что в условиях неоднозначной трактовки новых требований Закона об АО действующим ЗАО и ОАО не стоит спешить с преобразованием в частные или публичные общества. Лучше больше внимания уделить подготовке к этому самому преобразованию. Например, убедить абсолютное большинство акционеров в необходимости адаптировать деятельность АО к новому законодательству посредством утверждения нового устава общества.
"Если на предприятии невозможно провести собрание акционеров вследствие недобора кворума или наличия корпоративных конфликтов, которые могут привести к блокированию и срыву собрания, это может помешать преобразованию акционерного общества в соответствии с требованиями нового Закона", - напоминает Евгения Новичкова. Не заручившись поддержкой большинства акционеров, стать частным или публичным общество не сможет. Согласно ст.33 "акционерного" Закона, изменения в устав могут вноситься исключительно на общем собрании акционеров. Причем такое решение в соответствии со ст.42 этого же Закона должно быть одобрено "более чем тремя четвертями голосов общего количества акционеров". Наталья Кузнецова, вице-президент юридической фирмы "Салком", подчеркивает, что старый Закон о хозобществах позволял принимать решение тремя четвертями голосов акционеров, участвующих в собрании.
Некоторым действующим АО специалисты рекомендуют подумать над тем, стоит ли вообще сохранять такую организационно-правовую форму, как акционерное общество. Например, ЗАО или ОАО, в котором акционеров меньше десяти, может абсолютно безболезненно преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью. Акционерные же общества, созданные в процессе приватизации при участии трудового коллектива, могут избрать для себя еще более простую форму производственного кооператива.
Эксперт - о санкциях
Георгий Кононов, директор финансовой компании "Фактор"
- Если ЗАО или ОАО своевременно не приведут свои уставы и внутренние документы в соответствие с Законом "Об акционерных обществах", ГКЦБФР аннулирует регистрацию акций такого АО.
В результате АО как юридическое лицо будет существовать (законодательство об АО не требует принудительной ликвидации АО, если его акции признаны нелегитимными), но аннулирование регистрации акций превратит руководство компании в нелегитимное, и любые решения наблюдательного совета или правления АО будут носить спорный характер. Предыдущая практика аннулирования регистрации акций АО показала, что в таком случае АО должно либо реорганизоваться в ООО, либо ликвидироваться.
Юрист - о сложностях
Данил Гетманцев, президент юридической компании Jurimex:
- Основная проблема в ходе внесения изменений в устав АО - необходимость переоформления всех документов разрешительного характера. В частности, лицензий, сертификатов, патентов и других разрешений, выданных в рамках административных процедур. Переоформить потребуется и договоры аренды земли, проектную документацию на строительство и т.д.
Поэтому можно ожидать, что в ходе приведения своей деятельности в соответствие с требованиями нового Закона у акционерных обществ возникнут технические проблемы с реализаций прав собственности на недвижимость. Это будет обусловлено, например, несоответствием наименования собственника, указанного в правоустанавливающих документах на недвижимость, новому названию общества.
Эксперт - о продуманности
Дмитрий Гадомский, старший консультант налогово-юридического департамента компании "Делойт"
- Недостаточная продуманность вопросов, связанных с изменением типа акционерного общества с открытого и закрытого на публичное и частное, является одной из серьезных проблем Закона "Об акционерных обществах". С одной стороны, Закон предусматривает, что изменение типа акционерного общества с частного на публичное и наоборот не является "преобразованием".
Таким образом, устранено существовавшие ранее недоразумение, когда любое изменение организационно-правовой формы хозяйственного общества, в том числе и трансформация из открытого в закрытое, являлось его преобразованием. Старое общество прекращало свое существование, а все права и обязанности переходили к вновь созданному.
Однако, с другой стороны, в Законе не сказано, что изменение типа акционерного общества в "переходный период" (переход от открытого или закрытого к публичному или частному) не будет считаться преобразованием. Этим фактически создается возможность для злоупотреблений государственных органов в процессе преобразования действующих акционерных обществ в публичные и частные.
Ольга Андрущенко
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас