Недюжинная мощь — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Недюжинная мощь

Фондовый рынок
831
Другим путем
Пока приватизацию стратегических объектов блокируют Президент (который запретил ее прошлогодним Указом №200 до принятия “Программы приватизации на 2009-2013 гг.” и Закона о Фонде госимущества) и народные депутаты Украины (которые не могут принять ни того, ни другого, ФГИ и Кабмин пытаются разнообразить приватизацию нестратегических объектов. Фонд и правительство намерены с середины текущего года активно распродавать госпредприятия с земельными участками, на которых они расположены.
По подсчетам специалистов ФГИ, от продажи таких объектов вполне можно выручить в 2009 г. 1,28 млрд грн. Напомним: 6 февраля 2008 г. Кабмин распоряжением №248-р утвердил к продаже в 2008 г. перечень из госпакетов 14 предприятий вместе с земельными участками, на которых они расположены. Однако в прошлом году не был продан ни один из этих объектов, и почти все они перекочевали в список на продажу в 2009 г. (утвержден распоряжением Кабмина №1517-р от 03.12.08 г.). Не удостоились чести быть проданными в 2009 г. лишь два предприятия из 14: ОАО “Закарпатский завод “Электроавтоматика” (к продаже предлагался госпакет размером 94,53%) и ОАО “Научно-производственный комплекс “Киевский завод автоматики им.Г.И.Петровского” (93,07%). Не внесли эти объекты в перечень неслучайно: против их приватизации категорически настроен Президент Украины Виктор Ющенко.
Впрочем, и оставшуюся дюжину продать будет нелегко: опыта реализации объектов вместе с землей у ФГИ практически нет. Был приватизирован лишь один такой лот (16 ноября 2007 г.): здание бывшего общежития и 1060,28 кв.м земли, которые находились на балансе ОАО “Зелений Гай”, продали за 108 тыс.грн. самому ОАО “Зелений Гай”.
Поэтому в целях подготовки к масштабной распродаже “заземленных” предприятий специалисты Фонда написали сразу два проекта постановления Кабмина: “Об утверждении Порядка продажи объектов, подлежащих приватизации вместе с земельными участками государственной собственности” и “Об утверждении Порядка внесения земельного участка в уставный капитал акционерного общества”. Документы, доработанные с учетом замечаний министерств и ведомств, несколько раз вывешивались для общественного обсуждения на сайте приватизационного ведомства, однако замечаний, как утверждают в ФГИ, так никто и не прислал. “Посему в ближайшее время они будут переданы на утверждение в Кабмин”, - сообщили БИЗНЕСу в ФГИ. Однако даже ускоренное принятие этих проектов, цель которых четко выписать процедуры осуществления землеустроительных работ, порядок оценки земельных участков и механизм внесения земельных участков в уставные капиталы хозяйственных обществ с госдолей, вряд ли позволит в запланированные Фондом сроки провести приватизацию.
Временные трудности
Согласно Земельному кодексу Украины и Закону “О приватизации государственного имущества”. продаже земельных участков должны предшествовать подготовка землеустроительной документации на них и их экспертная денежная оценка. Так что подготовительные работы к продаже объектов с землей лишь частично зависят от самого Фонда госимущества, ведь землеустроительной документацией, согласно тому же Земельному кодексу, занимаются органы местного самоуправления и местные государственные администрации. Экс-глава ФГИ Валентина Семенюк-Самсоненко не раз жаловалась, что в результате “неправомерных действий (бездеятельности) органов местного самоуправления” блокируется подготовка к продаже объектов приватизации с земельными участками. Временный преемник Валентины Петровны и.о. председателя Фонда Дмитрий Парфененко (подписавший оба вышеупомянутых проекта) уверен, что местные власти необходимо поставить в жесткие временные рамки, дабы оформление землеустроительной документации не затягивалось. В проекте постановления Кабмина “Об утверждении Порядка продажи…” местным госорганам отводится всего десять дней на предоставление земельно-кадастровой и технической документации по землеустройству и определению границ земельных участков в натуре (на местности); выдачу справок из технической документации о нормативной денежной оценке и предоставление информации о наличии запретов на продажу, сервитутов и ограничений прав на земельные участки. За дополнительные двадцать дней эти же органы должны обеспечить проведение государственной землеустроительной экспертизы участков, готовящихся на продажу, а еще за десять - изготовить технические паспорта на эту землю.
Фонд, в соответствии с проектом “Об утверждении Порядка продажи…”, после получения технического паспорта земельного участка сможет принять решение о продаже объекта с землей и определить оценщика объекта аукциона. “Оценка земли займет еще около месяца”, - отмечает Артур Скрипник, адвокат юридической группы YLC. В общей сложности получается, что для подготовки “заземленного” объекта к продаже понадобится не менее 70 дней. Сам же приватизационный конкурс по продаже объектов с земельными участками в соответствии с проектом может состояться лишь после того, как Фонд внесет земельные участки в уставные капиталы этих обществ.
Процедурные нюансы
Для урегулирования процедурных вопросов специалисты приватизационного ведомства разработали проект постановления Кабмина “Об утверждении Порядка внесения…”. В соответствии с документом земельные участки могут вноситься в уставные капиталы акционерных обществ следующим образом. Оцененный земельный участок, грубо говоря, сначала продается хозобществу. Для его приобретения хозобщество проводит допэмиссию акций, номинальная стоимость которой соответствует оценочной стоимости земельного участка. После чего все акционеры общества выкупают пропорционально своим пакетам эти акции. Государство же, как акционер, ничего не выкупает, поскольку само же и вносит земельный участок в уставный капитал.
Но специалисты напоминают, что не любой земельный участок можно внести в уставный фонд общества. “Например, земли сельхозназначения не могут быть внесены в уставный фонд”, - утверждает президент юридической фирмы “ЮС Новис” Алексей Маловацкий.
Но есть и другие проблемы. Согласно отечественному корпоративному законодательству, решение о допэмиссии принимает общее собрание акционеров общества. Только если корпоративные права государства в акционерном обществе составляют 100% уставного капитала, допэмиссия, а значит, и внесение земельного участка в уставный капитал этого общества осуществляется приказом госоргана, управляющего акциями. “В этом случае Фонд единолично выполняет функции высшего органа общества и может принимать решения без проведения общего собрания”, - отмечает Скрипник. Самостоятельно ФГИ сможет провести эту процедуру лишь для пяти предприятий из списка: ОАО “Завод “Красный луч” (Луганская обл.), ОАО “Киевский мотоциклетный завод”, ОАО “Завод “Маяк” (г.Киев), ОАО “Холдинговая компания “Краян” (г.Одесса) и ОАО “Гайворонский тепловозоремонтный завод” (Кировоградская обл.).
Чтобы осуществить допэмиссию на остальных предприятиях, Фонду необходимо будет провести общее собрание акционеров. И вот тут могут начаться проблемы. Во-первых, приватизационное ведомство не вложится в свой график продаж, так как процедура проведения общего собрания требует времени (плюс к 70 дням на подготовку земельной документации нужно прибавить еще 60 дней). Согласно Закону “Об акционерных обществах” (вступает в силу 29 апреля текущего года), письменное уведомление о собрании и повестка дня должны быть направлены акционерам персонально не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения. А от даты публикации объявления о конкурсе до самого конкурса должно пройти еще не менее 30 дней.
Во-вторых, по законодательству, общее собрание АО считается состоявшимся, если в нем приняли участие более 60% акционеров. Фонд же самостоятельно сможет собрать кворум лишь на трех из семи оставшихся предприятий. А из этих трех лишь на ОАО “Юность” ФГИ сможет без проблем продавить решение об увеличении уставного капитала. В соответствии с п.5 ст.41 Закона “Об акционерных обществах” такое решение принимается более чем тремя четвертями голосов.
Вероятность же того, что на других предприятиях акционеры захотят проводить допэмиссию, крайне низка. Кстати, согласно ст.66 Закона об АО, владелец простых акций общества имеет право требовать осуществления обязательного выкупа акционерным обществом своих акций, если он зарегистрировался для участия в общем собрании и голосовал против увеличения уставного капитала АО. Примечательно, что, согласно проекту постановления Кабмина “Об утверждении Порядка внесения…”, в случае отказа акционера от выкупа его доли в допэмиссии полагающиеся ему дополнительные акции “распределяются между другими акционерами, в соответствии с размером надлежащих им корпоративных прав общества”. В этом случае доля несогласного акционера будет размыта (и лишь ее он сможет по требованию продать обществу), а на это мало кто согласится.
При таком раскладе в текущем году ФГИ, в лучшем случае, сможет продать шесть предприятий. Наиболее близки к продаже ОАО “Киевский мотоциклетный завод” и ОАО “Киевский завод реле и автоматики”. 25 февраля 2009 г. Фонд госимущества выбрал оценщиков земельных участков, на которых расположены эти предприятия. Экспертную денежную оценку двух участков Мотоциклетного завода площадью 258,528 тыс.кв.м (нормативная оценка - 228,204 млн грн.) и 3,379 тыс.кв.м (4,719 млн грн.) проведет ООО “Международная компания “Имидж” (г.Киев). А участок в 36 тыс.кв.м (нормативная оценка - 36,721 млн грн.), на котором находится Завод реле и автоматики, оценит ЧП “Актив плюс” (г.Киев).
Ольга Андрущенко
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас