По мэре надобности — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

По мэре надобности

1300
Война между Юлией Тимошенко и Леонидом Черновецким лишает Киев шансов на нормальное финансирование в 2009 году…
Новый поворот
12 февраля власти Киева должны были представить на суд общественности проект столичного бюджета на 2009 г. За неделю до презентации мэр Леонид Черновецкий рассказывал, что финансовая смета столицы в нынешнем году превысит показатели бюджета прошлого года, который, в итоге, выполнен не был.
Однако из-за противостояния оппозиционных и промэрских фракций презентация проекта финансовой сметы сорвалась. Были озвучены лишь некоторые из параметров городского бюджета. В то же время в нашем распоряжении оказался проект документа. Видимо, Главное финансовое управление Киевгоргосадминистрации (КГГА) все же сумело убедить мэра, что бюджет должен выглядеть несколько иначе… В итоге, в нынешнем проекте, по сравнению с горбюджетом-2008, были существенно сокращены как доходная, так и расходная части.
В текущем году КГГА планирует собрать 15,61 млрд грн. Для сравнения: в прошлом году доходы бюджета планировали в размере 24,55 млрд грн., т.е. на 9 млрд грн. больше. В то же время расходы горбюджета предлагается закрепить на уровне 15,59 млрд грн. В 2008 г. хотели потратить 26,76 млрд грн., т.е. на 11,15 млрд грн. больше! Таким образом, впервые за годы правления г-на Черновецкого столица имеет шансы получить бездефицитный городской бюджет (даже с минимальным профицитом в 15 млн грн. - Ред.) В то же время, несмотря на существенное сокращение показателей бюджета Киева на 2009 г., он лишь немногим уступает горбюджету-2007.
Поэтому возникают сомнения в реальности выполнения городскими властями даже столь существенно урезанной доходной части бюджета. Основную часть доходов, как и в предыдущие годы, мэрия должна получить за счет поступлений от налога с доходов физлиц (НДФЛ). Согласно задекларированным планам КГГА, они должны составить 78,8% доходов общего фонда горбюджета, или 10,97 млрд грн. Отметим: в прошлом году этот налог принес 9,86 млрд грн. Однако не стоит забывать, что до июля прошлого года средняя зарплата по Киеву стремительно увеличивалась, а о массовых сокращениях штатов на предприятиях столицы не было и речи. В конце 2008 г. - начале 2009 г. ситуация кардинально изменилась.
По мнению экспертов, эти обстоятельства не позволят столице в 2009 г. увеличить поступления от сбора НДФЛ. "Следует ожидать сокращения как рабочих мест, так и размера средней заработной платы в Киеве", - считает Александр Жолудь, эксперт Международного центра перспективных исследований. С коллегой согласен Александр Сергиенко, директор аналитическо-исследовательского Центра "Институт города": "Не следует ожидать существенного уменьшения зарплат в Киеве, но ввиду сокращения рабочих мест и задержек выплат зарплат план по поступлениям от НДФЛ не будет выполнен на 5-10%".
Большие сомнения вызывает и реалистичность выполнения заявленного плана поступлений от продажи земли и нематериальных активов. В 2009 г. власти планируют получить по этой статье 1,28 млрд грн. В то же время в прошлом году от приватизации город смог выручить лишь 940 млн грн., хотя изначально планировалось в 2 раза больше - 1,92 млрд грн. Стоит, кстати, учесть, что в связи с экономическим кризисом цены на столичную землю и недвижимость по сравнению с показателями 2008 г. значительно снизились, да и круг потенциальных покупателей существенно сузился.
По воле доброй женщины
Проблемы с выполнением доходной части кажутся сущими мелочами после изучения структуры расходов, заложенных в проекте городского бюджета. Прежде всего бросается в глаза размер предполагаемых отчислений из городского бюджета в бюджет государственный. Эта цифра зафиксирована на уровне 7,4 млрд грн.! То есть почти половина расходной части бюджета Киева…
Стоит отметить, что Минфин из года в год увеличивает размер "выкачиваемых" из Киева средств. Так, в 2007 г. Киев перечислил в государственную казну 2,77 млрд грн., в прошлом году - 5,5 млрд грн. При этом в обратном направлении в виде субвенций в 2007 г. поступило 1,7 млрд грн., в 2008 г. - 2,46 млрд грн. Вероятно, правительство решило сделать фактически невозможным удовлетворение минимальных потребностей столицы и тем самым "уничтожить" рейтинг Леонида Черновецкого.
Нынешнему градоначальнику следовало бы поучиться у своего предшественника Александра Омельченко, который умел добиваться от центральной власти выгодных условий для столицы. В целом же расходную часть проекта горбюджета-2009, по сравнению с показателем горбюджета-2008, существенно сократили. "Под нож" пошли почти все статьи расходов.
Что, как уже говорилось выше, отнюдь не лишено смысла в нынешних экономических условиях. В первую очередь сокращены "социальные" расходы - на 470 млн грн. уменьшено финансирование статьи "Социальная защита населения". Примечательно, что в 2 раза - с 750 млн грн. до 305 млн грн. - урезано финансирование программы "Турбота" (предполагает дополнительные выплаты к праздникам для ветеранов и пенсионеров). Еще в прошлом году БИЗНЕС писал, что без этой статьи в бюджете можно запросто обойтись. Примечательно, что тогда с этим мнением соглашались и представители оппозиционных мэру фракций Киевсовета. Однако через год они свое мнение изменили.
Впрочем, больше всего удивляет то, что мэр согласился-таки урезать выплаты своему электорату. Любопытно и то, что КГГА решила полностью отказаться от выделения компенсаций убытков коммунальным предприятиям, обусловленных несоответствием коммунальных тарифов и стоимости предоставляемых услуг. Согласно проекту горбюджета, "коммунальщики" могут получить компенсацию в виде уменьшения платы за землю, а убытки будут покрываться за счет средств, перечисляемых на эти цели городу из госбюджета. И на это должно уйти 450 млн грн. Напомним: в госбюджете на компенсацию убытков коммунальным предприятиям предусмотрено 2 млрд грн.
Сама по себе эта идея рациональна, поскольку в условиях кризиса проще повысить тарифы для населения, а не выделять многомиллионные суммы компенсаций из горбюджета. А если против этого выступает правительство, то пусть само и разбирается. Однако проблема в том, что по итогам прошлого года столица задолжала "коммунальщикам" очень много. Так, в начале года "Киевэнерго" подало в суд иск к КГГА с требованием компенсировать убытки в размере 500 млн грн., и это лишь один из примеров. Таким образом, в результате популистской политики прошлых лет город должен будет искать средства на погашение долгов в текущем году. Очень может быть, что этих денег в бюджете просто не окажется.
Финансирование капитального строительства по сравнению с показателями прошлого года урезано на 500 млн грн., до 4,5 млрд грн. Если учесть, что эти деньги должны выделяться из резервного фонда бюджета, впору говорить о провале выполнения плана развития инфраструктуры (в 2007 г. план был выполнен на 66%, в прошлом году - на 59%). Однако стоит отметить, что статья "Финансирование подготовки города к Евро-2012" отнесена к так называемым "защищенным", что вселяет надежду на то, что данные работы будут профинансированы.
В итоге, можно сказать одно: предлагаемый проект - "лучший из худших". То есть "лучший" из всех, которые утверждал Киевсовет при нынешнем мэре.
Депутат - о недостатках
Дмитрий Андриевский, депутат Киевсовета (фракция Блока Кличко):
- На 543 млн грн., по сравнению с прошлым годом, уменьшено финансирование ЖКХ. Это значит, что жилищно-коммунальной сфере - труба: если раньше работникам ЖЭКов еще хватало денег на латание коммуникаций и новые лампочки, завтра всего этого просто не будет. Остальные цифры тоже не радуют: на 370 млн грн. уменьшены расходы на социальную защиту, почти в 4 раза сокращены капиталовложения в строительство, на 0,25 млрд грн. - финансирование транспорта. В 2 раза урезано финансирование программы "Турбота". Бюджет Черновецкого - это невыплата зарплат учителям, врачам и другим бюджетникам уже в апреле-мае этого года.
Экс-градоначальник - о вопросах
Иван Салий, председатель КГГА в 1992-1993 гг.:
- Проект горбюджета намного меньше по своим параметрам, чем бюджет города в 2008 г. В то же время доля средств, перечисляемых из горбюджета в госбюджет, является рекордной за все годы независимости. По сути, речь идет о том, что город не сможет обеспечить свои минимальные потребности. Поэтому, как бы кто ни относился к нынешней киевской власти, ясно одно - с проектом горбюджета-2009 нужно что-то делать. И в первую очередь - на центральном уровне. Как, впрочем, и с государственным бюджетом.
Кстати, проблемы Киева касаются и других городов-доноров. Нужно спросить у каждого члена правительства, который разрабатывал госбюджет, и у каждого парламентария, который его утверждал, - что случилось с местными бюджетами? В противном случае, в конце года всем будет очень плохо.
Максим Каменев
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас