Кучеренко: Через год-два мы можем вернуться к вопросу акционирования и приватизации до 50% акций предприятий водо- и теплоснабжения — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кучеренко: Через год-два мы можем вернуться к вопросу акционирования и приватизации до 50% акций предприятий водо- и теплоснабжения

Энергетика
822
Долги жилкоммунхоза страны стремительно растут. Денег на решение проблемы у государства нет. Попытки же переложить ее на плечи стагнирующего бизнеса по своей сути аморальны и неэффективны. При этом в стране с 2004-го действует программа по реформированию ЖКХ, на которую до 2010 г. предполагалось потратить 31,6 млрд грн.
Спустя четыре года ее действия МинЖКХ признало, что… стране нужна новая программа по реформированию ЖКХ (соответствующий законопроект ВР приняла в первом чтении 4 февраля с. г.), на что запрашивает 5,8 млрд грн. И, чтобы получить их, утверждает глава МинЖКХ Алексей Кучеренко, местным властям придется сильно побороться.
Действующая программа по реформированию ЖКХ оказалась неэффективной: ЖЭКи остались монополистами, лишь в 10% домов жильцы взяли контроль в собственные руки, частный инвестор в сферу ЖКХ не пришел. При этом на реализацию программы государство потратило за пять лет около 8 млрд грн. И вот министерство предлагает принять новую программу по реформированию ЖКХ. Вы не боитесь, что деньги снова будут потрачены впустую?
- Старая программа работала по принципу "дайте больше денег - мы их потратим".
В итоге отрасль ЖКХ оказалась слабо подготовленной к работе в рыночных условиях. Цель новой программы - полностью перейти на рыночную систему отношений в отрасли. Для чего надо сформировать эффективного собственника. Этому процессу мы и собираемся оказать господдержку. У нас ведь основная проблема не в плохих трубах, а в том, что не сформирован потребитель услуг ЖКХ. Это сложно будет сделать, ведь мы пошли по пути бесплатной приватизации (жилья - ред.). И люди не осознают, что стали собственниками не только квартир, но и части дома. Сегодня я вижу две формы управления. Первая - ОСМД как механизм принятия консолидированных решений по управлению домом. Вторая, более совершенная, - кондоминиум, который фактически полностью отвечает за владение и управление домом.
Однако в Казахстане и России такой путь реформы ЖКХ уже прошли, в итоге там появились управляющие компании, которые брали в управлении целые кварталы, перебрасывали средства, собранные с одного дома, на другой. Фактически - стали монополистами, т. е. теми же ЖЭКами.
- Во-первых, у нас есть шанс учесть чужой негативный опыт. Во-вторых, за деятельностью управляющих компаний должен следить Антимонопольный комитет, чтобы они не превратились в искусственные монополии. К примеру, Киеву нужно около 20 управляющих компаний. Эти структуры ни в коем случае не должны быть коммунальными.
Самое главное - механизм принятия решений. Более эффективной формы, способной создать полноценного собственника, чем ОСМД, законодательством не предусмотрено.
За счет чего можно стимулировать процесс создания ОСМД?
- Сейчас надо дать людям возможность переходить хотя бы из ЖЭКа в ЖЭК, чтобы была видна разница в качестве обслуживания. А подтолкнуть жильцов к созданию ОСМД можно, предложив им проекты совместного финансирования, предполагающие выделение средств из государственного и местного бюджетов, но при обязательном участии жильцов дома.
Например, такой подход был реализован в Артемовске. Там дочерняя компания литовской группы Е-Energija ООО "Артемовск-Энергия", взявшая в концессию теплосеть на 40 лет, подсчитала, что замена котлов и утепление сетей не приведут к экономии, если только не произвести энергосберегающие мероприятия в домах, где терялось до 50% тепла. Тогда совместно с мэрией был разработан проект по утеплению домов одного района, реализация которого позволила бы снизить потери тепла до 10-15%.
Деньги на модернизацию теплосетей выделяет концессионер, а вот на реализацию пилотного проекта "Теплый дом" необходимо было найти финансирование в размере 86 млн грн. В итоге 50% профинансировал местный бюджет, остальное - частные инвесторы и жители домов, причем для жителей это была вполне подъемная сумма - около 1,5 тыс. грн. с каждой квартиры. Окупаемость такого проекта - семь-восемь лет. Но это конкретный пример, когда в городе работает эффективный концессионер.
В среднем по Украине на модернизацию одного 5-этажного дома требуется около 1 млн грн. Исходя из того, что в Украине 230 тыс. домов, всего необходимо порядка 230 млрд грн. Через ваш журнал я обещаю, что мэр, который первым ко мне придет с желанием осуществить аналогичный проект, получит в поддержку деньги из госбюджета.
О каких суммах финансовой поддержки идет речь?
- К глубокому сожалению, в Украине настолько неразвит рынок жилищно-коммунальных услуг, что сложно говорить о цифрах. Я видел несколько бизнес-планов, в них сумма зависит от метража жилья. По проекту в Дарницком районе столицы стартовый объем инвестиций составляет несколько десятков миллионов гривен. Это не такие уж и большие деньги, но проект рассчитан с учетом весомой поддержки из госбюджета, а я сегодня таких источников в госбюджете не вижу.
Но ведь именно местные власти зачастую препятствуют созданию ОСМД, и инструмент давления у них в руках есть - например, обложить ОСМД непомерными налогами на землю.
- Надо принять политическое решение и бесплатно передать землю под многоквартирными домами сообществам жильцов. Это ресурс, под который ОСМД может готовить инвестиционный проект, самостоятельно кредитоваться.
В странах Балтии таким образом за год довели количество домов, где созданы ОСМД и кондоминиумы, до 90%. Но создание управляющих компаний местным властям невыгодно, это правда, потому что в районных и городских советах сидят депутаты, которые дерибанят коммунальное хозяйство, за взятки раздавая его в аренду с последующим выкупом. А коммунальное имущество должно работать на понижение нашей квартирной платы.
Если управляющая компания берет дома в управление, это значит, что ей надо отдать в управление и нежилые помещения, подвалы, фасады для использования под рекламу, а также землю, на которой она могла бы развивать торговлю, чтобы не включать все свои затраты в квартплату.
Вы говорили, что в 2008 г. регионы не сумели своевременно решить все вопросы, связанные с использованием средств, которые предусмотрены субвенцией на компенсацию разницы в тарифах. Но в бюджете 2009 г. на покрытие разницы в тарифах опять заложено 2 млрд грн. Получается, что никакого финансового стимула у местных властей для изменения ситуации нет. Деньги они получат в любом случае?
- Только через мой труп! В прошлом году мне не удалось преодолеть позицию Минфина и "Нафтогазу України" и отказаться от компенсации разницы в тарифах по принципу погашения задолженности пропорционально существующим долгам. В итоге мы потратили 2 млрд грн. на компенсацию разницы в тарифах, а долги выросли до 3 млрд грн.
В этом году мы введем дифференцированный подход, и бюджетные деньги в качестве стимулирования получат лишь те органы местного самоуправления, которые представят свое видение мероприятий по сокращению потерь в теплосетях, ремонту и модернизации котельных, приведению тарифов в соответствие с рыночными ценами. Потому что не должна вся страна оплачивать низкие тарифы Киева!
Мы будем финансово поддерживать энергосберегающие проекты в домах, которые могут стать стимулом для создания ОСМД. Инвестиции в энергосбережение - самые привлекательные, они быстро окупаются, себестоимость услуг снижается, а уровень платежей остается прежним. Кстати, в цене на газ заложена 2%-я надбавка на финансирование энергосберегающих проектов. Но из-за того, что с "Нафтогазом" полностью не рассчитываются за потребленный газ, эти средства уходят на компенсацию расходов компании по оплате импортного газа, а это - 760 млн грн. ежегодно.
Сколько Украина может экономить средств за счет внедрения энергосберегающих технологий?
- Сейчас население потребляет 18 млрд кубометров газа, предприятия теплокоммунэнерго - около 10 млрд. Эти объемы за пять лет можно сократить на треть, высвободив более 9 млрд кубов газа внутренней добычи, которые можно будет экспортировать по мировым ценам. При разнице между внутренней и экспортной ценой как минимум $150/1 тыс. кубометров мы получим более $1 млрд - это те деньги, которые мы можем реально сэкономить.
4 февраля вы сообщили о начале реализации проекта по модернизации ЖКХ за счет средств кредита Всемирного банка на сумму $140 млн. Местные власти также активно привлекают кредиты для реформ ЖКХ, но в результате это приводит лишь к росту тарифов, без улучшения качества предоставляемых услуг. В том же Запорожье, где ЕБРР выделил деньги водоканалу, тарифы даже выше тех, которые пытаются нынче со скандалом установить в Киеве. А качество услуг осталось прежним.
- Результатом реализации проекта в Запорожье стало внедрение современной системы очист¬ки канализационных стоков, и теперь в Днепр сливается только чистая вода. К тарифам на поставку чистой воды это никакого отношения не имеет. Однако наша инспекция специально поедет в Запорожье, будет разбираться с их тарифами. Что касается улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, то много можно достичь, например, отдав предприятия ЖКХ в концессию, вводя лицензирование и согласовывая условия концессионных договоров с МинЖКХ.
Тогда мы сможем убедиться, что инвестиции действительно пойдут в сферу ЖКХ. Поэтому должен быть создан регулятор - независимый орган, который будет контролировать процесс инвестирования и тарифообразования и тем самым защищать потребителя.
Главная беда - что стратегия реформирования ЖКХ у нас есть, а инструментов для проведения этой реформы - нет, потому что все отдано на уровень местного самоуправления, а последнее "ничегонеделанием" довело жилищно-коммунальное хозяйство до уровня техногенной катастрофы.
Нужно восстановить механизмы государственного регулирования и влияния на ситуацию. Поэтому мы и предлагаем следующую схему: жилищно-коммунальная инспекция займется защитой потребителя, регулятор - тарифным регулированием и мониторингом природных монополий, а создание ОСМД поможет потребителям лучше защищать свои интересы. Бесконечно выделять дотации государство не может, я даже считаю, что порог для получения субсидий должен быть на какое-то время снижен с 20 до 15% (от уровня доходов домовладений - прим. "ВД").
Однако одно из главных требований инвесторов, готовых брать в концессию и модернизировать предприятия ЖКХ, - это возможность влиять на тарифы ЖКХ.
- Скорее, не влиять, а быть уверенными, что они рентабельны. Если, по мнению местных властей, тарифы нельзя повышать, значит, нужно искать другие способы, например привлечение инвесторов. Я вполне допускаю, что через год-два мы вернемся к вопросу акционирования и приватизации до 50% акций предприятий водо- и теплоснабжения для привлечения капитала.
В Украине сейчас говорят о крахе либеральной идеологии, но никакого краха нет. Просто рыночная экономика может нормально функционировать при условии, что работают законы и крупные государственные регуляторы. А в Украине ни один из этих институтов не работает. У нас такой жесткий кризис, потому что все рынки стали монополизированными, цены раздулись - и все это через потребительское кредитование легло на население. Кстати, мне сегодня прислали интересную SMS в тему, вы будете одними из первых, кому я ее зачитаю.
"Владельцы капитала будут стимулировать рабочий класс покупать все больше и больше дорогих товаров, зданий и техники, толкая их тем самым на то, чтобы они брали все более дорогие кредиты. До тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге приведет к возникновению коммунизма". Карл Маркс, 1867 год". Мне нечего добавить. Все предпосылки созданы.
Наталья Ковалевская, Александр Власенко
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас