Телевыданье — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Телевыданье

2939
В Украине стартовал передел сфер влияния на центральные телеканалы - с прицелом на грядущие президентские выборы. С наступлением нового медиасезона все желающие участвовать в кампании озаботились задачей "засветиться" на голубых экранах. В результате под мощнейшим политическим прессом оказался и топ-менеджмент телеканалов.
Основной интерес в качестве политического ресурса представляют национальные каналы, в эфирной сетке которых имеются программы с прямым доступом политиков к микрофону - "Интер", ICTV и ТРК "Украина". Но это вовсе не означает, что остальным телеплощадкам страны давление не грозит. Борьба, развернувшаяся недавно за ТРК "Студия 1+1", - тому подтверждение. Бизнесменам, контролирующим крупнейшие телеканалы, повышенный интерес власть имущих, с одной стороны, дает возможность выторговать бонусы для предпринимательской деятельности, а с другой - грозит серьезными бизнес-потерями в случае отказа проявить эфирную лояльность.
Минус "Интер"
В последнее время частые визиты мил­лиардера Дмитрия Фирташа на телеканал "Интер" связаны не только с его личным присутствием в эфире. Он, как человек, имеющий, по словам совладельца канала Валерия Хорошковского, опцион на покупку половины всей медиагруппы U.A. Inter Media Group Limited, но пока что не являющийся акционером, почему-то принимает активное участие в работе крупнейшего украинского телересурса. С завидной регулярностью Фирташ появляется в здании канала, стимулируя повышенную двигательную активность сотрудников, открывает двери любых кабинетов и, по неофициальной информации, даже дает журналистам в ньюзруме советы относительно подготовки сюжетов. Фактически введенное ручное управление каналом - защитная реакция олигарха на попытки уничтожить подконтрольную ему компанию RosUkrEnergo в том числе и из-за несогласия обеспечить информационную лояльность.
О том, что попытки Юлии Тимошенко заполучить канал в качестве политического ресурса имели место, в конце января во всеуслышание объявил Валерий Хорошковский. По его словам, Юлия Владимировна неоднократно вела с ним переговоры о продаже "Интера" буквально с первых дней его назначения руководителем Государственной таможенной службы. Противостояние вокруг первой кнопки страны окончилось тем, что "Интер" фактически начал информационную войну против действующего премьер-министра, предоставляя президенту и оппозиции возможность для агрессивных выпадов в сторону главы Кабмина.
Но главный вопрос - кому достанется политическое влияние "Интера" на время президентской кампании - все еще остается открытым. Ответ зависит от того, откажется ли Дмитрий Фирташ, неформально возглавляющий одну из групп влияния в Партии регионов, делать ставку на действующего президента.
Пока же президентская команда сыграла на опережение, спешно выискав для партнера Фирташа - Валерия Хорошковского, покинувшего Гостаможню, - место первого замглавы СБУ. Лариса Мудрак, руководитель Главной службы информационной политики Секретариата президента, в разговоре с "ВД" не отрицала отношения к президентской команде на крупнейшем украинском телеканале: "Вопрос лояльности-нелояльности или пропорций этой лояльности - вопрос собственника канала, его руководителей и редакционной политики. Какую пропорцию выбрать, очевидно, им виднее. То, что канал "Интер" принял форму такой лояльности, которую сейчас обсуждают на телевизионных форумах, в прессе и т. д., - их полное право".
Зато шансы установить контроль над "Интером" для команды БЮТ, по мнению Владимира Фесенко, директора Центра прикладных политических исследований "Пента", окончательно потеряны. "Еще во время газовой войны пошли слухи о том, что Тимошенко, которая вошла в серьезный бизнес- и политический конфликт с группой RosUkrEnergo, начала войну за телеканал "Интер", - констатирует г-н Фесенко. - Сейчас это стало войной, скорее, против "Интера", но определенное время это была война за канал, которая закончилась тем, что из ее команды ушел Хорошковский. Это означает, что ей вряд ли удастся получить контроль над этим каналом.
Поэтому начались другие действия - появилась информация о том, что Тимошенко пошла на сближение с Коломойским и усилит свое влияние на канал "1+1". Так или иначе, но она сейчас борется за то, чтобы у нее был доступ к популярным телеканалам, возможность конкурировать со своими оппонентами в телевизионном пространстве".
Плюс "Украина"
По аналогии с Дмитрием Фирташем, при посредничестве президентской команды пристроившей Валерия Хорошковского в СБУ, Игорь Коломойский, один из совладельцев группы "Приват" и член наблюдательного совета телеканала "1+1", в обмен на подыгрывание г-же Тимошенко может рассчитывать на появление свободных кресел для своих людей в НАК "Нафтогаз України". Один из членов его команды - Александр Лазорко, экс-руководитель подконтрольного "Привату" НПК "Гали­чи­на", - на днях уже стал вторым человеком в "Укртранснафті" - "дочке" "Нафтогазу".
По данным "ВД", в январе-феврале переговоры между Юлией Тимошенко и Игорем Коломойским о взаимных кадровых и информационных реверансах идут полным ходом. Но использование "Плюсов" в качестве политического ресурса осложняется тем, что канал в последнее время активно настраивается на развлекательный формат, в котором нет места для политических программ. Это направление развивает румынский менеджер Адриан Сарбу, исполнительный директор корпорации СМЕ, владеющей каналом.
Он имеет серьезное влияние на основного акционера корпорации - Рональда Лаудера. И желание Игоря Коломойского, в собственности которого находится 3% акций СМЕ, встать на защиту чьих-то политических интересов с помощью подконтрольного телересурса может обернуться расколом в совете директоров.
К тому же единственный информационный продукт на канале "1+1", интересный политикам, - "ТСН: Телевизионная служба новостей" - ассоциируется с ресурсом президентской команды в связи с тем, что его подготовку курирует Наталья Катеринчук, ранее работавшая в Секретариате президента под руководством Виктора Балоги. "Не без участия политических сил назначаются те или иные менеджеры - как, например, в случае с Натальей Катеринчук на "1+1", - уверена Наталья Лигачева, шеф-редактор изданий ОО "Телекритика". - Есть все основания говорить о том, что пост главы информационной службы она получила не без влияния Секретариата президента". В разговоре с "ВД" Катеринчук опровергла возможность политического давления на нее, хотя и признала, что ранее такие попытки происходили: "В марте-апреле (2008 г.) к нам часто обращались. Это были и парламентские политсилы, и более мелкие, принимавшие участие во внеочередных выборах киевского головы". Тем временем в Секретариате президента уже готовы к тому, что "Плюсы" могут превратиться в оппозиционный к ним ресурс. "Я не исключаю, что любые политические миграции будут происходить на каналах с приближением президентских выборов, - говорит Лариса Мудрак. - Медиарынок - это все-таки рынок, у которого есть собственники. Они либо занимают свою политическую позицию, либо, наоборот, стараются вести себя нейтрально. Это их право, и я считаю, что так и должно быть".
В последнее время складывается впечатление, что наиболее ощутимую информационную поддержку премьеру, как ни странно, оказывает канал "Украина", принадлежащий регионалу Ринату Ахметову. С конца прошлого года Юлия Владимировна не раз получала возможность клеймить своих противников у микрофона в ток-шоу "Шустер Live". С одной стороны, это результат самостоятельности ведущего, на свой вкус определяющего, кого пригласить в эфир. В интервью "ВД" (см. "Личное дело", №1-3 с .г.) Савик Шустер заявил, что на ТРК "Украина" не испытывает политического давления: "Сейчас мы находимся на территории независимого производства. С ТРК "Украина" у нас контракт, в котором указано, что они не вмешиваются в редакционную деятельность."
То, что представители Юлии Тимошенко используют возможности более выгодного позиционирования в ток-шоу "Шустер Live", "ВД" подтвердили в БЮТ. "Чем влиятельнее и важнее политик, тем больше вероятность того, что он может согласиться на участие в эфире только при условии какого-то спецформата. В таких случаях действительно необходим определенный диалог между штабом политика и телеканалом, - поделился Олег Медведев, советник премьер-министра, политтехнолог и депутат Киевсовета от БЮТ. - Это был действительно согласованный спецформат, но он не исключал острых вопросов и дискуссии". Он также косвенно подтвердил и заявления регионалки Инны Богословской о том, что ее не пустили на один из эфиров программы "Шустер Live", посвященный газовым вопросам, по указанию г-жи Тимошенко. "Не может Тимошенко прийти, сесть рядом с Богословской и устроить с ней потасовку в эфире", - уверен г-н Медведев. Впрочем, политологи не исключают и заинтересованности Рината Ахметова в такой редакционной политике ток-шоу. "Допуская ситуацию, когда предоставляется трибуна для Тимошенко на канале ее оппонента, Ахметов может понемногу выстраивать мосты если не для сотрудничества, то для сосуществования, - говорит Владимир Фесенко. - Думаю, что в этом есть определенная тактика Ахметова. Он заинтересован если не в получении льгот, то в том, чтобы ему не мешали. Плюс участие Тимошенко - это работа на рейтинг программы и, конечно, конкуренция между двумя каналами ("Украина" и "Интер" ). Савик Шустер наверняка располагает в своем ток-шоу достаточной свободой действий".
Руководящий ресурс
С официальным стартом президентской гонки ведущие телеканалы страны с особым усердием примутся обслуживать интересы политических протеже своих владельцев. "Возможностей и у собственников телеканалов, и у друзей собственников влиять на информационную политику больше, чем у внешних заказчиков, - объясняет Алексей Мустафин, замглавы правления СТБ и руководитель информационно-аналитического департамента телеканала, ранее возглавлявший информационное вещание "Интера". - С внешними заказчиками каналы будут работать по остаточному принципу. Условно говоря, если им поручили сегодня продавать эфир направо и налево, они будут это делать, но собственники обслуживаются вне очереди".
И все же внешнего давления телевизионному топ-менеджменту не избежать. Политики, не сумевшие договориться с собственниками каналов, для решения своих ситуативных задач атакуют руководство информационных служб. И чем свободнее оно в принятии решений, тем сильнее окажется политический пресс. К телересурсам, менеджмент которых пока что менее всего зависим от политических договоренностей собственника, относят каналы Виктора Пинчука (ICTV, "Новый" и СТБ). К тому же г-н Пинчук ориентируется преимущественно на коммерческую составляющую своего медиабизнеса, так что дополнительный доход, принесенный руководством от "внешних" заказчиков, будет лишь приветствоваться. Впрочем, по словам Ларисы Мудрак, использование телевизионного менеджмента в качестве политического ресурса вполне возможно, даже если на то нет согласия собственника: "В наших условиях растущего и формирующегося рынка возможно все. Я 15 лет в медиа, поэтому могу сказать это с уверенностью. Все зависит от умения, контактов, коммуникации и ресурсов".
Двухвекторный политический пресс будет испытывать и менеджмент единственного государственного телеканала "Перший національний". Поскольку его руководство назначается президентом и зависит от правительства в вопросах финансирования, каналу придется "воевать" сразу на двух фронтах. Впрочем здесь заверили "ВД" в том, что пока не испытывают всплеска политического интереса. "Не ощущается активной деятельности со стороны политических сил относительно рекламы и пиара, - утверждает Василий Илащук, президент НТКУ. - Был незначительный толчок, когда обсуждался вариант с досрочными выборами в Верховную Раду. Это был "информационный повод". Сейчас все спокойно". "Сейчас нет такой активности, - вторит ему и Александр Богуцкий, гендиректор телеканала ICTV. - Люди ждут конкретных решений, и телеканалы показывают всех политиков, лишь бы они только говорили".
Зато Алексей Мустафин признался "ВД", что просьбы и предложения от медийных кураторов различных политсил поступают телевизионщикам едва ли не ежедневно. "Львиная часть моей работы заключается в том, что я общаюсь с представителями разных политиков на темы освещения их деятельности на телеканале. Подозреваю, что у других ситуация такая же - очень много времени на это уходит, Мустафин Могу констатировать, что заинтересованность со стороны политиков есть всегда, поскольку политический процесс не прекращается, в течение всей парламентской каденции основным политсилам нужно напоминать о своем существовании. Более мелкие тоже обращаются, но реже и не таким потоком". Основной "рычаг" давления на телевизионный менеджмент - денежное вознаграждение. "Звучат разные предложения, в т. ч. и о возможности материального стимулирования, - констатирует Мустафин. - У нас, к сожалению, до сих пор есть люди, которые занимаются "развозками". Они выходят на политиков и предлагают им разные услуги, в частности, размещение материалов о них на телеканалах. Я знаю, что крупные политические силы были готовы платить, даже когда не было избирательной кампании. Еще до объявления внеочередных выборов в прошлом году они говорили: "Вы только называйте суммы". Т. е. деньги у них есть. Понятное дело, что во время избирательных кампаний эти бюджеты увеличиваются в разы".
Рейтингом - по давлению
Анна Герман, глава комитета ВР Украины по вопросам свободы слова и информационной политики, сообщила, что на ближайшем заседании планирует поставить вопрос о попытках Юлии Тимошенко повлиять на информационную политику телеканала "Интер". Другие примеры давления, достойные рассмотрения на комитете (скажем, со стороны собственников и руководства того же "Интера" на журналистов телеканала), Герман назвать затруднилась.
Глава профильного комитета не уверена даже в том, что заявления Валерия Хорошковского относительно действий Юлии Тимошенко вообще станут предметом обсуждения парламентариев. "Я буду ставить этот вопрос, хотя оппозиция не имеет большинства в моем комитете, и я не знаю, получит ли поддержку такая моя инициатива. Те члены БЮТ, которые входят в комитет, наверное, не будут за это голосовать", - предположила Герман.
Безмолвствует и Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания. "В Украине Нацсовет, безусловно, мог бы влиять на эту проблему, просто нужна политическая воля", - констатирует Наталья Лигачева. Кстати, она едва ли не первой в Украине озвучила идею привлечения к решению проблемы "джинсы" правоохранительных органов: "Это практика, которая существует во всем мире. Но это должна быть не милиция, а например, Генпрокуратура, и решать все эти вопросы следует только через суды, других вариантов нет". В Институте массовой информации, осуществляющем мониторинг размещения заказных материалов, вынашивают идею проекта, который бы наглядно продемонстрировал политикам и бизнесменам неэффективность использования медиа, в том числе телевидения, в качестве эксплуатационного ресурса и невлиятельность на массы заказных эфиров. Впрочем, эту гипотезу еще нужно проверить.
Пока же политическое противостояние вокруг центрального телевидения принесло и положительные результаты: открыло украинцам одного из самых непубличных олигархов - Дмитрия Фирташа, развеяло туман вокруг собственности телеканала "Интер" и пролило свет на попытки руководства страны приобрести крупнейший национальный телеканал. Политические ток-шоу все еще сражаются за рейтинги, а зрители, к счастью, пока все еще имеют возможность наблюдать разные точки зрения, хотя и не всегда - на одном канале.
Александр Чекмышев, глава комитета "Равенство возможностей"
- Во время предыдущей парламентской кампании мы фиксировали новостные сюжеты на общенациональных телеканалах, которые были "джинсовыми", иными словами, проплаченными. Говорить о каких-то фиксированных цифрах сложно: многое зависит от формата и "упаковки". Есть примеры сюжетов стоимостью $200-300 тыс. и тех, которые вместе с подводками, политиками, присутствующими в студии и общей "упаковкой" стоили до $5 млн. В среднем, по сравнению со стоимостью официальной телерекламы, "джинса" дороже в два-три, иногда в четыре раза. О чемоданах с деньгами сейчас можно говорить только как об исключительном варианте, поскольку сейчас все делается через официальные счета, очень часто офшорные, причем зачастую не только обычный журналист, но даже менеджер среднего звена не имеет к этому какого-либо отношения.
Виктория Сюмар, исполнительный директор Института массовой информации
- Для собственников телеканалов СМИ не являются бизнесом. Их бизнес - это металлургия, газ, что-то другое, а медиа - лишь инструмент, чтобы выбить преференции для остального бизнеса. Отсюда их понимание того, как это нужно делать, иначе говоря, договариваться с власть имущими. Теневые деньги заносятся на канал, а потом распределяются: большая часть идет собственнику, меньшая - на премии топ-менеджерам, редакторам и журналистам. Но кто носит эти чемоданчики? Это люди, которые называются "медиабайеры". Это люди со значками народных депутатов, которые когда-то были пресс-секретарями, а сейчас работают в этой роли и считают, что это достойно.
Сейчас аккумулируются очень большие бюджеты - все пытаются как-то накопить, чтобы снова запустить этот маховик. На выборах они покупают пакет, например, сюжет в каждых вторых новостях. Плюс появляются новые предложения - возможность выкупить негативный пакет. Условно говоря, если кто-то будет заказывать против тебя черный пиар, ты можешь заплатить заранее - и канал не будет его брать. И нужно сказать, черного пиара в последнее время стало заметно меньше. А на последних киевских выборах появилась совершенно новая вещь - возможность выкупить пакет конкурента. Так поступили с Виталием Кличко.
Один из претендентов заплатил двойную сумму "за себя и за того парня". И у "этого парня" перестали брать ту же "джинсу". Кличко оказался вне эфира.
Алиса Юрченко
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас