Лечение по прейскуранту — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Лечение по прейскуранту

Казна и Политика
914
Недофинансирование медицины заставит украинские власти постепенно отказываться от бесплатных медуслуг. Но шанс требовать качества за свои деньги у пациентов появится лишь после общегосударственной реформы медицинской отрасли.
Киевские власти предложили городским поликлиникам самим заработать себе на хлеб: проектом распоряжения "Об установлении тарифов на платные услуги, которые предоставляются… учреждениями охраны здоровья", им предписывается взимать с пациентов плату за услуги. Среди таковых - практически любые консультации у специалиста узкого профиля, в случае если больной не получил первоначально к нему направление от врача-терапевта или семейного врача. Пока подобные новшества будут действовать только в шести клиниках Киева, но в дальнейшем этот список может быть расширен. Однако куда вероятнее, что проект решения так и останется проектом.
Зачем карманы в медицинских халатах?
"Проект решения КГГА, с его прямолинейным введением платы за медицинские услуги, не вкладывается вообще ни в какие из существующих положений о предоставлении медицинских услуг, - объясняет Зоряна Скалицкая, глава правления Украинской медико-правовой ассоциации. - Поэтому оспорить его в суде - ничего не стоит". Прокуратура Киева не дала поводов в этом усомниться, обжаловав 21 января проект тарифов на услуги как противоречащий Конституции.
В Минздраве проект решения КГГА раскритиковали: в ответе на официальный запрос "ВД" Минздрав указал, что любое решение местных властей о регулировании тарифов в сфере здравоохранения должно разрабатываться с учетом действующего законодательства. Иными словами, предлагается оставить все как есть. А это означает - закрыть глаза на то, что медицина уже де-факто стала платной.
Перекочевавшее в Украину право на бесплатную медицину принесло с собой и проблему качества медицинских услуг. "Медицина и в СССР всегда была платная, а в Украине размеры ее теневого рынка будут третьими после рынка наркотиков и оружия, - говорит Михаил Радуцкий, президент медицинской клиники "Борис". - И если киевскому мэру удастся вывести теневой сектор медицины в легальное поле, это будет большая победа".
Попытки легализировать платные услуги в сфере медицины предпринимались и ранее.
К примеру, Постановление Кабмина №1138 от 17 сентября 1996 года четко определяло перечень из 12 услуг, за которые медикам позволено взимать плату. Именно на него и ссылаются разработчики проекта распоряжения КГГА как на основу для введения платы за медуслуги. Начальник ГУ охраны здоровья Людмила Качурова сообщила "ВД", что в распоряжении КГГА речь идет лишь о повышении тарифов на те самые услуги, которые являются платными уже 12 лет.
Вот только доселе взимание платы за некоторые услуги никак не отражалось ни на зарплатах врачей, ни на работе самих клиник, ведь собранные деньги все равно шли в местный бюджет. И лишь потом выделялись клиникам на закупку материалов. "ВД" решила поинтересоваться у руководителей шести киевских клиник, где эксперимент по оказанию платных услуг существует с 1996 года, сказывается ли взимание платы на финансировании самих медучреждений? Однако все они от комментариев отказались, намекнув, что проблемы с недофинансированием у них точно такие же, как и у всех остальных больниц города. В экономическом отделе Центральной поликлиники Голосеевского района столицы на вопрос о медматериалах, которые должны закупаться на деньги от оказанных услуг, в сердцах бросили: "Да нет у нас ничего, и даже электричество стали отключать".
Излечись сам
В государственном бюджете на 2009 год на оказание медицинской помощи общегосударственными учреждениями здравоохранения выделяется даже меньше средств, чем в предыдущем - и это при трехкратном росте цен на лекарства (см. "Финансирование медицины в Украине"). А это значит, что больницы неизбежно столкнутся с дефицитом материалов. Как сообщили "ВД" во фракции Киевсовета Блок Кличко, по состоянию на конец 2008 года сфера здравоохранения Киева была профинансирована из городского бюджета на 63,2%, при том, что бюджетные расчеты с медучреждениями за девять месяцев 2008 года по медикаментам составили лишь 35%. И, несмотря на депутатский запрос Виталия Кличко в КРУ о проведении комплексной проверки причин невыполнения бюджета 2008 года, таковая не проводилась.
В КРУ сообщили, что тремя решениями суда власть запретила их ревизорам проводить проверки в КГГА.
В условиях хронического недофинансирования клиникам приходится зарабатывать самим. Но власть может либо дать возможность делать это легально, либо изыскивать способы "добровольно-принудительного" взимания денег с пациентов, путем рекомендаций осуществлять добровольные пожертвования клиникам. Что же касается врачей, то они, лишаясь возможности получать надбавку к ставке от местных властей (в Киеве она составляет 40% месячного дохода), будут искать возможности получить деньги от самих больных.
"Чтобы реформировать медицину, нужно изменить сам статус больницы с "лечебного заведения" на "предприятие", - объясняет Михаил Радуцкий. - Ведь предприятие будет получать деньги лишь за оказанные услуги, а не за то, что в нем простаивают 500 кроватей".
В Украине же медучреждения имеют смешанное финансирование за счет государственного и местных бюджетов, а ключевым критерием выделения средств является количество койко-мест - сколько из них пустует в течение года, во внимание не принимается. Поэтому сколько бы ни увеличивали ассигнования на медицину, все равно денег будет недостаточно. Естественно, что эта недостача покрывается за счет самих пациентов клиник, которым, когда речь идет о жизни и здоровье, не до философских рассуждений о статьях Конституции, гарантирующих бесплатную медицину. При этом контролировать качество получаемых услуг пациент не может - его жалобу на некачественное лечение будет рассматривать комиссия Минздрава, а как говорят сами врачи, ворон ворону глаз не выклюет.
Extra jus
Реформировать медицину, дабы ввести платные услуги в государственных и коммунальных клиниках, необходимо для обеспечения гражданам медуслуг должного уровня и качества. Пока же украинцам гарантируется лишь право на медпомощь.
"Нужно развести понятия "медицинская помощь" и "медицинские услуги", - говорит Зоряна Скалицкая. - Помощь была бы бесплатной, а услуги - платными. Но в свое время Конституционный Суд вынес решение по ст. 49 Конституции, которое еще больше усугубило неразличимость этих двух понятий. Поэтому целесообразнее было бы изменить саму статью Конституции, гарантировав бесплатное предоставление некоего минимального набора услуг (например, скорой и неотложной помощи)".
Однако в этом случае необходима будет реформа службы скорой помощи, ведь никто не запретит больному вместо визита к врачу (оплачивая услуги специалиста узкого профиля) вызывать "скорую" на дом.
"Бюджетное финансирование медицины следует оставить только в двух случаях, - полагает Михаил Радуцкий. - Это оказание помощи в случае больших катастроф (вроде аварии на ЧАЭС, взрывов газа в жилых домах и т. д.), а также поддержка научно-исследовательских институтов в области медицины".
Для эффективной работы клиник необходимо позволить каждому медучреждению иметь свой счет в банке и распоряжаться средствами, полученными за оказанные услуги. Планируют ли киевские власти пойти по такому пути или намерены создать единый счет, куда будут поступать деньги от всех медучреждений, а затем направляться на закупку медпрепаратов для клиник, выяснить не удалось. В ГУ охраны здоровья комментировать этот вопрос отказались, сославшись на то, что в ближайшее время будет проведен брифинг первого заместителя киевского головы Ирэны Кильчицкой, на котором она ответит на все вопросы. Однако брифинг постоянно откладывался и на момент подписания номера в печать не был проведен.
По мнению Михаила Радуцкого, реформа финансирования медицины помогла бы работе главврачей, которые получили бы возможность распределять деньги в клинике сообразно с количеством пациентов того или иного отделения, а не количества кроватей в палатах. Поликлиника или больница будет кровно заинтересована в оказании качественных услуг (ведь недовольный пациент заречется пользоваться услугами клиники, еще и других отговорит), а руководство медучреждения получит возможность премировать действительно лучших врачей. Ведь именно более высокие зарплаты служат главной причиной ухода хороших специалистов в частные клиники.
Но на пути подобных реформ медицины стоит нынешнее законодательство и, в частности - пресловутая ст. 49 Конституции, Закон "Об основах законодательства о здравоохранении" и Постановление Кабмина №1138. Вот и киевская прокуратура, опротестовывая проект решения КГГА, потребовала привести его в соответствие с вышеупомянутым постановлением Кабмина и брать плату только за 12 перечисленных в нем услуг. В то время как проектом распоряжения КГГА лишь в Киевской городской клинической больнице №11 предлагается брать деньги за 68 услуг. Фактически за все услуги специалистов узкой направленности.
Даже в условиях нехватки денег на медицину вряд ли власть решится на подобные новшества, да и готовящееся решение киевских властей, по мнению Зоряны Скалицкой, останется лишь экспериментом - с целью изучить реакцию общественности. Как доказательство этого факта - обещание мэра города Леонида Черновецкого освободить от платы за медуслуги 600 тыс. киевлян из числа наименее обеспеченных. Правда, в тексте распоряжения эти обещания никак не отражены. Видимо, мэр желает, чтобы получающий право на бесплатное лечение пациент уповал не только на лечащего врача, но и на него.
Остап Степанюк
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас