Cashмарево — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Cashмарево

Казна и Политика
2659
Вместо того чтобы решать реальные проблемы подведомственных отраслей, Минтранссвязи плодит несбыточные инвестиционные проекты.
Итого
На прошлой неделе Министерство транспорта и связи на своей коллегии подводило грандиозные итоги своей прошлогодней деятельности, а заодно и обнародовало планы и замыслы относительно развития транспортной отрасли и отрасли связи на год текущий и ближайшее будущее. Но если итоговые данные отражали реальное положение вещей в подведомственном министерству секторе экономики, то наполеоновские планы чиновников строились исключительно на базе их мечтаний.
По данным министерства, транспорт и связь развивались в течение прошлого года весьма динамично, подкачал только четвертый квартал, на протяжении которого вследствие экономического кризиса целый ряд предприятий промышленного, строительного и химического комплексов уменьшили объемы производства, что привело к сокращению объемов перевозки грузов. В целом, все оказалось настолько замечательно, что Минтранссвязи, озвучивая итоги года, не сочло нужным предоставить участникам коллегии сведения об этих итогах поквартально или помесячно.
Впрочем, и целостная картина оказалась не во всем утешительной. Грузоперевозки железнодорожным транспортом в сравнении с 2007 г. составили 97%, водным транспортом - 80,6%.
В целом предприятия отрасли в прошлом году заработали 57,2 млрд грн., что более чем на 35% выше показателей 2007 г. Особую гордость в министерстве вызвал тот факт, что за счет усовершенствования тарифной политики (читай - повышения стоимости услуг) госпредприятиям в сфере железнодорожного, водного, авиационного транспорта и почтовой связи удалось привлечь дополнительные финансовые ресурсы в размере около 7,3 млрд грн. на развитие и модернизацию основных фондов.
Кроме успехов Минтранссвязи, коллегия в проекте своего решения "Об итогах финансово-экономической деятельности транспортно-дорожного комплекса и связи за 2008 г." отметила вскользь и отрицательные стороны работы подведомственных отраслей.
Оказалось, что 24 предприятия, относящиеся к сфере управления министерства, по итогам прошлого года получили убытки в сумме 119,8 млн грн., что на 9% выше аналогичного показателя 2007 г. Но вместо того чтобы искать для этих предприятий возможности финансового и экономического оздоровления, чиновники решили просто сбагрить неэффективные объекты.
Поэтому в п.6.2 проекта решения коллегия поручила всем подразделениям Минтранссвязи "обеспечить проведение инвентаризации и представление до 01.03.09 г. предложений по выявлению целостных имущественных комплексов предприятий и структурных подразделений, отдельного индивидуально определенного имущества, которые не имеют общегосударственного значения и могут быть приватизированы в соответствии с требованиями действующего законодательства в целях наполнения госбюджета, привлечения инвестиций в их развитие и повышения эффективности его дальнейшего использования".
То есть в текущем году отрасль ожидает грандиозная приватизация различных предприятий и объектов. Правда, вот незадача - в условиях прогрессирующего кризиса наполнить государственный бюджет за счет этой "распродажи" вряд ли удастся. Эксперты полагают, что такого рода действия Минтранссвязи - первый шаг к теневой продаже транспортных предприятий и что "толкать" объекты будут, так сказать, не посторонним людям и за минимальные деньги.
Интересно, что в отношении проверки фин- и хоздеятельности предприятий подведомственных отраслей Минтранссвязи не ограничилось только "загальним" поручением "обеспечить проведение инвентаризации". Проект решения коллегии также содержит указание провести аудит вполне конкретных и значимых и не всегда убыточных объектов: "Укрпочты", "Укрзалізниці", ГП "Лиски", ГП "Международный аэропорт "Борисполь", ГП "Дельта-Лоцман", Мариупольский, Ильичевский, Одесский, Южный морские торговые порты.
С надеждой на чудо
Минтранссвязи построило не только приватизационные планы, но и озвучило инвестиционные мечты. В частности, в рамках подготовки к Евро-2012 (и в других рамках) министерство, согласно заявлениям его нынешнего руководителя Иосифа Винского, разработало 70 инвестиционных проектов для реализации в отраслях транспорта и связи. А заместитель г-на Винского Игорь Урбанский пообещал, что в ближайшее время свет увидят еще 200 инвестпроектов, разработанных Минтранссвязи по заданию премьер-министра Юлии Тимошенко. Из них 50 будут касаться работы железнодорожной отрасли, по 40 придется на авиационный и водный (морской с речным) транспорт, по 30 - на автотранспорт и дорожное хозяйство, еще 10 - на связь.
Но на разработку 70 существующих инвестпроектов транспортники, похоже, израсходовали весь лимит фантазии. В общей сложности, по словам г-на Урбанского, в транспорт и связь благодаря воплощению в жизнь этих 70 планов придет целых 215 млрд грн., из которых без малого 179 млрд грн. должны будут изыскать частные инвесторы. Например, 24,1 млрд грн. они "должны" дать на развитие морского и речного транспорта, 15,7 млрд грн. - на пропитание Государственной администрации железнодорожного транспорта "Укрзалізниця". К слову, г-н Винский объявил после коллегии, что "Укрзалізниця" в текущем году будет преобразована в государственную акционерную компанию.
Идея поиска инвесторов в период кризиса настолько увлекла Минтранссвязи, что в своем проекте решения коллегия чуть ли не на каждой странице поставила перед всеми подконтрольными министерству ведомствами задачу найти инвесторов, хоть из-под земли.
"Активизировать работу по привлечению инвестиций и обеспечить реализацию реальных инвестиционных проектов в отрасли транспорта и связи. Активизировать работу с банками по проведению взаимовыгодных финансовых операций по привлечению кредитных ресурсов на приемлемых для госпредприятий условиях", - говорится в проекте решения.
Мол, кризис не кризис, а деньги нужны позарез, хоть тресни. А для того чтобы госпредприятия выглядели привлекательными для инвесторов и кредиторов, коллегия в проекте решения указала, что в течение февраля должны быть утверждены финансовые планы подконтрольных Минтранссвязи предприятий (хотя, по традиции, планы многих предприятий транспортно-связной отрасли утверждались ближе к концу планируемого года).
В конце прошлого года Иосиф Винский заявил, что не подпишет ни одного убыточного плана предприятий, работающих в курируемых им отраслях. Кроме того, по его инициативе (рассказали анонимные источники из самого министерства) в проекты финпланов госпредприятий на 2009 г. вписали общий рост отрасли транспорта на 45%. Как это удастся реализовать на фоне, опять же, прогрессирующего кризиса, главный транспортник страны пока не сообщает.
Воздушные замки
Как явствует из планов Минтранссвязи, авиатранспортная отрасль требует самых больших вливаний. По расчетам чиновников, в развитие авиатранспорта в целом необходимо вложить 59,6 млрд грн., из которых 55,4 млрд грн. должны быть привлечены из закромов частных инвесторов. Основной объект инвестиций - аэропорты. К сожалению, в министерстве не раскрывают секрета, каким образом будут раскручивать на такие "бабки" бизнесменов.
Сами же потенциальные инвесторы сегодня боятся даже смотреть в сторону аэропортов. Напомним: 5 марта прошлого года Кабинет министров утвердил Концепцию государственной целевой программы развития аэропортов до 2020 г. Согласно этому документу, планируется передавать в концессию и аренду и даже продавать коммерческим структурам пассажирские и грузовые терминальные комплексы, объекты обеспечения авиационным топливом и т.д.
Но тем же документом предусмотрено, что в государственную собственность (из коммунальной) должны быть возвращены 24 аэропорта: "Донецк", "Киев" (Жуляны), "Одесса", "Симферополь", "Харьков", "Винница" (Гавришовка), "Ивано-Франковск", "Кировоград", "Николаев", "Луганск", "Полтава", "Ривне", "Сумы", "Тернополь", "Ужгород", "Херсон", "Хмельницкий", "Черновцы", "Черкассы", "Измаил", "Мариуполь", "Керчь", "Кривой Рог" и "Северодонецк". При этом, согласно Концепции, управление терминалами аэропортов будет осуществлять Минтранссвязи.
Инвестировать же в аэропортовую инфраструктуру нужно сегодня, и потенциальные инвесторы не уверены, что после реконструкции терминалы перечисленных аэропортов не будут возвращены в собственность государства. Например, в конце прошлого года от участия в конкурсе на право реконструировать Одесский аэропорт отказалась компания "Нью системс АМ", которой эксперты пророчили победу в этом конкурсе.
Несостоявшиеся инвесторы объяснили свое решение тем, что требования городских властей инвестировать $250 млн в реконструкцию аэропорта, включая модернизацию взлетно-посадочной полосы, являются завышенными, и их сильно смущает перспектива, что после приведения аэропорта в порядок его в соответствии с Концепцией вернут в госсобственность. А угроза такого развития событий действительно существует. Коллегия Минтранссвязи в проекте своего решения настоятельно рекомендовала Госавиаадминистрации обеспечить разработку и принятие в текущем году Государственной целевой программы развития аэропортов Украины до 2020 г. (на базе прошлогодней Концепции, естественно).
Конечно, не исключено, что разработка Программы затянется (с момента утверждения Концепции прошел уже без малого год, а сама Программа до сих пор так и не увидела свет) и что разрабатывать и воплощать ее в жизнь будет уже другой состав руководителей Минтранссвязи. Но пока ничего не прояснилось, инвесторы не захотят рисковать своими миллионами.
Эх, дороги…
Второй отраслью по объемам инвествливаний, как ожидают в Минтранссвязи, станет дорожное хозяйство, на приведение в порядок которого, согласно проектам (речь идет об уже обнародованных 70 проектах) министерства, потребуется чуть больше 43 млрд грн., из которых 37,7 млрд грн. будут искать в карманах частных инвесторов.
Примечательно, что такой самоотверженной активности инвесторов министерство ожидает на фоне снижения на 43,6% по итогам прошлого года капитальных инвестиций на нужды дорожного хозяйства и продолжающего набирать обороты кризиса. К слову, в прошлом году транспортников и связистов финучреждения кредитовали крайне неохотно, в результате чего на 74,5%, по сравнению с 2007 г., уменьшился приток средств из этого источника. А кредиты на развитие дорожного хозяйства в прошлом году сократились вообще в разы.
Видимо, в ведомстве делают большую ставку на концессионное строительство. Правда, за весь прошлый год, согласно данным самого Минтранссвязи, из 741 млн грн., которые должны были пойти на развитие украинских магистралей, от концессионеров не перепало ни копейки. И если государство не начнет предоставлять гарантии возврата инвестиций, о которых мечтают потенциальные концессионеры и виртуальный образ которых Кабмин прописал в принятом в середине января Законе "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог", денег автодорожникам не видать и впредь.
Ангелина Бакалинская
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас