Бюджет подрыва — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджет подрыва

Казна и Политика
1791
Государственная казна уже традиционно является предметом повышенного внимания депутатов, Кабмина и Президента Украины. Этот интерес обусловлен не просто заботой власть имущих о простых смертных. За последние 17 лет независимости Украины именно бюджет стал надежным средством реализации скрытых предвыборных электоральных обещаний. О мастерстве получения электоральных баллов благодаря госказне можно рассказывать много. Но это предмет, как говорится, отдельного разговора.
На повестке дня - внесение изменений в бюджет на 2009 год. У одних забрать и отдать другим, меньше одалживать за границей и искать деньги у себя дома... Это отдельные тезисы, на которые предлагают опираться в процессе перекройки бюджета. При чем различные слуги народа предлагают использовать свои методики исправления главной сметы государства. Такая идейная разнородность по поводу главного финансового документа страны бесспорно радует сторонников плюрализма. Однако в финансовых вопросах более уместно не многословье, а выработка единого, четкого, хорошо аргументированного и прогнозированного плана действий, который бы помог отечественной экономике преодолеть последствия мирового дисбаланса и максимально правильно защитить своих граждан.
Вместо этого то, что происходило в конце 2008 года, и продолжается в начале 2009 года вокруг бюджетной кухни, напоминает работу группы неорганизованных саперов на минном поле. Они вроде и знают, что впереди мины, которые при одном неаккуратном движении могут детонировать и убить. Но, похоже, что перспектива оторванных рук и ног саперов не пугает. Ведь они и дальше продолжают рассказывать о своем единственном правильном пути...
О возможных сценариях изменений в бюджет и их дальнейшей судьбе «День» спросил экспертов.
Ярослав Жалило, директор Центра антикризисных исследований:
- Сейчас нецелесообразно пересматривать бюджет, потому что нет оснований для этого. Бюджет пересматривается, когда появляются определенные макроэкономические показатели (по результатам января-марта) на основании которых и можно корректировать главный финансовый документ страны на год. На их основе меняют доходно-расходную часть. К тому же через пару месяцев будет понятно, что происходит на экономическом фоне в мире, как развивается экономическая активность страны.
Я согласен, что сформировать корректный бюджет на 2009 год было очень тяжело, или вообще невозможно. Но пересматривать бюджет через три недели после его принятия не стоит, что с того времени существенно изменилось? Если же сейчас бюджет будут пересматривать, то вижу в этом определенные подпольные цели. Сегодня началось доведение до распорядителей бюджетных средств бюджетных росписей (то есть время поступления до непосредственных получателей денег из бюджета). Приблизительно январь и большая половина февраля пойдет на такие цели. Если сейчас начнется бюджетный просмотр, то это снова будет затягивание с доведением такой информации до получателей бюджетных ресурсов. При таком подходе можно сэкономить определенные средства на каких-то распорядителях, но это же не совсем корректный путь.
На самом деле у правительства, кроме бюджета и газа, еще много задач. Оно должно обеспечить экономический рост, осуществляя мероприятия по стимулированию экспортной деятельности, регулируя импорт, упрощая условия для отраслей, пострадавших от кризиса, повышая эффективность социальных расходов, обеспечивая социальную защиту. Я уже не говорю о предотвращении проявлений антимонопольного поведения и корупционных фактов.
Владимир Стус, руководитель группы аналитики и прогнозирования Украинского центра стратегических инициатив:
- В меру вхождения газового конфликта в стадию стабилизации, на передний план в Украине выйдет ситуация с бюджетом. По одну сторону конфликта находятся монетаристы, а по другую - популисты. Суть конфликта в том, чтобы определить сценарий развития украинского кризиса, который может развиваться или по дефляционному, или же по инфляционному сценарию. Дефляционное развитие событий (сейчас отстаивает НБУ и Президент Украины) уже наблюдали во второй половине 90-х годов, когда глава НБУ Виктор Ющенко остановил инфляцию. Данный сценарий опасен банкротствами банков, невыплатой заработных плат и резким снижением обеспеченности экономики деньгами, возможен определенный расцвет бартерных расчетов. Инфляционный сценарий (отстаивает Минфин и Кабмин в целом) прошли в первой половине 90-х, когда разбушевалась инфляция.
В итоге бюджетного конфликта найдут среднее арифметическое, потому что за процессом наблюдают внешние организации. Например, требования МВФ четко ограничивают развитие инфляционного сценария. С другой стороны, стороны конфликта будут использовать свои политические цели, которые не связаны с реальными потребностями страны в преодолении кризиса. Поэтому будет попытка под выборы применить инфляционный сценарий развития, благодаря которому темпы роста ВВП повысятся на производственную составляющую темпов инфляции. То есть сначала происходит улучшение ситуации, за которое экономике впоследствии придется серьезно расплачиваться.
Что же делать? Сейчас в бюджете следует переориентировать экономику с внешних ресурсов на внутренние, дать возможность гражданам вкладывать в экономику, поднимать малый бизнес и бороться с монополистами, ограничивая их аппетиты.
Олег Устенко, заместитель исполнительного директора Международного фонда Блейзера:
- Вносить изменения требуется уже сейчас. Сформированный бюджет-2009 является дефицитным. В нынешних условиях страна не может иметь одновременно два дефицита: дефицит бюджета и дефицит счета текущих операций. Поэтому эту проблема необходимо решать как можно быстрее. При чем не может быть много способов, как это сделать. Первый момент - правительство должно было пересмотреть расходы госбюджета: провести инвентаризацию всех государственных программ и выбрать из них самые необходимые. Главный аспект в бюджете - в защиту самого малообеспеченного слоя населения.
Что же касается самого бюджета, то к нему много вопросов. Например, кто сказал, что можно выручить заложенную в бюджете сумму от приватизации (для приватизации сейчас плохие условия и в прошлом году приватизация фактически не состоялась)?
Кто сказал, что 700 миллионов долларов можно одолжить на внешних рынках для финансирования частичного дефицита бюджета за счет облигаций внешней ссуды? Почему бюджет сформирован на оптимистическом прогнозе? А если не будет оптимистического сценария развития, что тогда будет с программами бюджета?
Валерий Литвицкий, руководитель группы советников главы Национального банка Украины:
- Принятый бюджет очень опасен, потому что он дефицитный. А при нынешних экономических условиях бюджет наоборот должен быть бездефицитным. Страна не может одолжить за границей столько денег, чтобы потянуть такой дефицит. Если одалживать дома, то это также проблема. Поэтому следует пересматривать бюджет, убрать из него избыточные расходы, в том числе и потребительского характера. Вносить же изменения можно по итогам января-февраля, когда увидим реальные цифры, на основании которых можно делать экономические прогнозы.
Кроме того, нужна государственная программа стимулирования экспорта и новый уровень взаимодействия правительства с Нацбанком. Необходимо также вернуть стране приватизацию, провести рекапитализацию банковской системы и сбить инфляцию. Снижение инфляции важно, потому что только при инфляции ниже 10% ставки по кредитам будут низкими и в бизнес пойдут инвестиции.
Наталья Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас