Розетка для "Таврии" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Розетка для "Таврии"

Энергетика
3115
В создании электромобилей украинские ученые пытаются не отставать от зарубежных коллег. У отечественных специалистов есть свои наработки, которые они готовы внедрять в серийное производство.
Виктор Павлов достает из-под сиденья красной "таврии" шнур и вставляет его в обычную розетку. Через шесть часов автомобиль будет полностью заправлен и сможет проехать 100 км. Вот уже 36 лет Павлов заряжает авто от электросети – он возглавляет лабораторию электромобилей Института электродинамики НАН Украины и является электромобилистом с самым большим стажем на постсоветском пространстве.
Не пригодились
"Электромобиль идеален для поездок по городу: в заторах на нем чувствуешь себя очень спокойно", – расхваливает ученый плавность хода электрического авто. Первый электромобиль он создал еще в 1973 году, установив электродвигатель на "запорожец".
В то время в СССР с транспортом на альтернативной энергии экспериментировало несколько организаций. "Мы работали с АвтоВАЗом почти 18 лет, вплоть до распада СССР, сделали совместно несколько сотен электромобилей, 50 штук привезли в Киев", – вспоминает Виктор Павлов.
С 1991-го по 1998 г. его институт сотрудничал уже с АвтоЗАЗом. Правда, за это время было выпущено всего два электромобиля: одна электрическая "таврия" и одна – гибридная, которая движется как от электричества, так и от бензина. После объединения завода с компанией Daewoo это сотрудничество прекратилось.
С тех пор лаборатории электромобилей приходится искать новых партнеров по экспериментам. За последние 10 лет вместе с другими институтами она изготовила три электроцикла и один гибридный микроавтобус. В октябре 2004 г. у Павлова появилась еще одна надежда на развитие отечественного электромобилестроения. Тогда Леонид Кучма распорядился изучить возможность серийного производства электрических авто в Украине. Однако вскоре началась оранжевая революция, и верхам стало не до этого.
Так и осталась Украина с несколькими электромобилями, которые находятся на балансе двух научных учреждений: Института электродинамики и Института возобновляемой энергетики. Да еще отдельные энтузиасты переделывают свои авто под электромобили. Правда, такие транспортные средства ГАИ не регистрирует.
Хороша концепция, но...
Виктор проводит в свою лабораторию – помещение, пропахшее машинным маслом, где создаются отечественные электромобили. Хотя в экологически чистое авто масло заливать не нужно, его детали все равно необходимо смазывать – как ни крути, без нефтепродуктов не обойдешься.
"Вот это почти все, что официально есть в Украине", – Павлов указывает на две "таврии", "соболь", электроцикл и Tsitadin – трехколесное авто из Франции. "На этом "французе" я "мерседес" со старта обгонял", – хвастает ученый.
Переделанный "соболь" – особое транспортное средство. Обычно гибриды могут ездить в одном режиме: стартуют на электричестве, а, разогнавшись, переходят на дизель. У нашего микроавтобуса-гибрида три вида "питания": электричество, биодизеле и в смешанный.
Для создания гибридов иностранные разработчики полностью переделывают силовую часть, объясняет Павлов. Ему же удалось произвести такую конвертацию простым добавлением электродвигателя и электронной аппаратуры. "Эта концепция новая, нигде не применялась", - утверждает ученый. Причем, по его словам, отечественный гибрид сохраняет все функциональные возможности западных.
Такой подход Павлов объясняет вынужденной экономией на разработках: "На Западе такая концепция не применялась, потому что там могут себе позволить потратить сотни миллионов долларов на создание электромобиля, а у нас таких денег нет".
"Электрики" не теряют надежду
"Пересадить" автомобиль с бензина на электричество в этой лаборатории стоит $5–6 тыс. – расходы на электродвигатель, аккумуляторную батарею и необходимое оборудование. Зато электромобили гораздо дешевле в эксплуатации. На 100 км пробега машина Павлова тратит 20 кВт/ч электроэнергии, что, согласно нынешним тарифам, обойдется в 5 грн. "Накормить" бензиновый двигатель для такого пробега стоит минимум в 5 раз дороже. Если же заряжать электромобиль ночью, когда электричество дешевле, то затраты снижаются еще втрое.
Несмотря на это преимущество, бизнесмены электромобильными наработками ученых пока не интересуются. Но в лаборатории все же продолжают совершенствовать способы переделки авто в электромобиль, а также работают над увеличением запаса его хода.
Массовый переход на электромобили начнется уже скоро, утверждают эксперты. "Сейчас технологии развиваются очень быстро. И если вчера мы говорили, что электромобили выйдут на рынок только к 2050 году, то сегодня люди уже говорят о 2010-2015 годах. Все будет зависеть от спроса и цены на традиционные энергоносители", – объясняет вице-президент Агентства по возобновляемой энергетике Андрей Конеченков.
Это добавляет Павлову оптимизма – он надеется, что наработанное им ноу-хау пригодится в серийном производстве украинских электромобилей. По мнению ученого, для этого достаточно политической воли руководства страны: "Не нужно много денег. Главное – начать".
Ярослав Загоруй
По материалам:
24.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас