Не роскошь, а средство — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не роскошь, а средство

3759
Преддверие
До середины осени 2008 г. ювелирных дел мастера, невзирая на прогнозы экспертов о насыщении рынка, чувствовали себя весьма неплохо. По словам Николая Назимка, председателя Государственной пробирной службы Украины (ГПСУ), за девять месяцев прошлого года, по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., общий объем изделий, поданных на клеймение, увеличился на 35%. Примерно те же цифры называли и ювелиры: в обозреваемый период их объемы производства выросли на 20-30%, а то и на все 50%. Что же касается официального импорта, то, по мнению операторов, его ежегодный прирост составлял не менее 40%.
Затем на рынке наметился спад, который, впрочем, некоторые игроки объясняли обычным межсезоньем.
"В сентябре рынок вырос на 2-8%, в октябре - на 12%", - утверждал Григорий Мажаровский, генеральный директор Ассоциации ювелиров Украины (АЮУ). Эксперт уверял, что опасаться нечего и к концу 2008 г. объем производства увеличится с прошлогодних 83,3 т до 100 т ювелирных изделий. Увы, в начале ноября 2008 г. финансовый кризис сказался и на ювелирной отрасли.
"Ситуация кардинально изменилась, можно сказать, за одну ночь. Сейчас потребители думают о том, как выжить, а не приобрести предметы роскоши", - посетовал Юрий Глухов, генеральный директор производственного коммерческого предприятия "Брюс".
Первой на настроения потребителей, конечно, отреагировала торговля, которая примерно на 90% представлена частными предпринимателями, работающими на едином налоге.
"На рынке розничные продажи сократились в 1,5 раза, оптовые - в 2,5 раза", - говорит Наталья Нетовкина, директор украинского представительства компании ZARINA Group SA (Швейцария). Предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, практически перестали закупать изделия у своих поставщиков. Одни торговцы просто придерживали деньги, у других их не было, так как ранее они работали за счет кредитных средств. В то же время "единоналожники" начали сокращать количество торговых точек по продаже ювелирных изделий.
В конце прошлого года наметилась тенденция закрытия частными предпринимателями в среднем каждого третьего своего магазина и перенаправления товара в действующие торговые точки. Сокращение продаж, естественно, ударило по производителям, которые быстро ощутили нехватку денежных средств. Одновременно их настиг еще один удар: в связи с обесцениванием гривни и повышением мировых цен на желтый металл в Украине на 50-60% подорожало и банковское золото, используемое для производства ювелирных изделий.
К тому же подорожали закупаемые за рубежом камни и готовые ювелирные изделия, что, в свою очередь, подкосило импортеров, многие из которых жаловались на проблему покупки долларов для расчета по действующим контрактам. Как вспоминает Артур Акопян, директор ЧП "Виолет", участники рынка оказались перед выбором: либо повышать стоимость ювелирных изделий, отданных на реализацию или с отсрочкой платежа в торговую сеть, и тем самым еще больше снижать спрос, либо заморозить цены, рискуя кровными.
В итоге накануне Нового года на рынке наблюдалась уникальная ситуация. Цена на почти одинаковые ювелирные изделия в разных магазинах порой отличалась в 2 раза: одни производители увеличили стоимость 1 г золота в изделиях до 300-350 грн. (для украшений без камней. - Ред.), другие ювелиры (или же торговые сети, выкупившие товар по старой цене) оставили ее в пределах 170-220 грн. Что же касается изделий с бриллиантами, цена на которые привязывается не только к стоимости благородного металла, а также импортных изделий, то здесь игроки рынка либо "замораживали" цену, исходя из курса 6-7 грн./USD, либо отталкивались от курса, складывавшегося в день продаж. Все надеялись на рост продаж под Новый год и Рождество.
Новогодний шок
Однако предновогодний ажиотаж, как выяснилось в ходе опроса ювелиров, надежд не оправдал. Большинство предпринимателей отметили, что, по сравнению с кануном 2008 г. темпы розничных продаж сократились вдвое в денежном выражении, а в количественном - и в 3-4 раза.
По отзывам опрошенных игроков рынка и функционеров, больше всего пострадала золотая "массовка" (изделия массой 3-6 г без вставок либо с синтетическими/полудрагоценными камнями стоимостью до $200. - Ред.), которую в последние годы себе позволяли покупатели с доходом $1 тыс. и даже менее и которая составляет до 75% объема ювелирного рынка. Впрочем, не избежали такой участи и товары среднего ценового сегмента - $200-600 за изделие (до 20% рынка). Менее всего кризис ударил по продажам элитной продукции (от $600; до 5% объема рынка), и в зависимости от региона спад составил 10-35%. Оно и понятно: богатые хоть и плачут, но реже…
Следует отметить, что производители, предчувствуя новогодний подвох, подсуетились, наладив выпуск более дешевой продукции. Как сказал Григорий Мажаровский, некоторые предприятия перешли на так называемый "легковес": изделия массой 2,2-3,2 г вместо былых 4-6 г.
"Потребители остались под Новый год без денег (скорее всего, они просто начали экономить деньги. - Ред.), но желание получать подарки никуда не пропало. Если раньше на кольцо с бриллиантом можно было израсходовать 1,5 тыс.грн. (имеется в виду осколок этого драгоценного камня. - Ред.), то теперь - только 400 грн." - удивил г-н Мажаровский.
Однако производители утверждают, что на новогодних продажах даже эта хитрость, увы, не сказалась: покупателей было до обидного мало. Например, Львовский государственный ювелирный завод, по словам его генерального директора Владимира Кузовкина, также увеличил выпуск "легковеса" (даже до 0,5 г), а также изделий из серебра и янтаря, но объемы продаж так и не возросли. Более того, г-н Кузовкин полагает, что облегченные изделия не станут панацеей и в будущем. Если все производители начнут выпускать только их да цепочки под крестики и обручальные кольца, пользующиеся спросом всегда, то им будет достаточно десятка сотрудников (а это уже не фабрика, а мастерская. - Ред.), а ювелирному рынку - нескольких фирм. По убеждению Юрия Глухова, мифом является и ориентация только на изготовление изделий из серебра, к чему сейчас склоняются некоторые производители.
"Мы уже два месяца не производим изделия из золота - только из серебра. Это может помочь сохранить трудовой коллектив, но не заработать деньги. Ведь, грубо говоря, чтобы получить 5 тыс.грн. чистой прибыли, нужно изготовить примерно ведро серебряных изделий, а золотых - горстку. То есть в процессе производства серебряных изделий будет участвовать намного больше людей, которым нужно платить зарплату", - сообщил специалист.
В итоге сейчас, по словам участников рынка, производство большей частью замерло. Хотя, по данным Минфина, в декабре 2008 г. (более свежих данных просто нет. - Ред.) в Украине большого сокращения производства ювелирных изделий не было, разве что на 10-15% уменьшились объемы клеймения произведенной продукции в Донецкой области и на 20% - в Луганской.
Правда, на рынке говорят, что статистика получена как результат клеймения складских остатков. На самом же деле уже в декабре одни предприятия отправили сотрудников в отпуск на месяц-другой или частично сократили персонал, другие закрыли некоторые производственные линии, третьи подумывают о переориентации на другой бизнес, четвертые вроде как проводят процедуру банкротства.
Карательные меры
Возможно, подкосил ювелирный рынок не только финансовый кризис, но и новации в госрегулировании отрасли. Их внедрили как раз осенью прошлого года под флагом борьбы с контрабандой ювелирных изделий: с 01.10.08 г., согласно приказу Минфина №894 от 07.07.08 г., лицензиаты ювелирного рынка, включая оптовиков и розничников, должны представлять в Департамент государственного регулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и пробирного надзора Минфина (далее - Департамент) отчетность по 60 (!) показателям хозяйственной деятельности.
Это нововведение - просто удар под дых сложившейся системе ювелирной розницы, которая, как уже говорилось, в основном состоит из "упрощенцев", не приученных заполнять подобные бумаги. На новую отчетность жалуются и крупные игроки, особенно производители изделий из серебра (в мировой практике подобную отчетность такие производители не сдают. - Ред.), поскольку она вскрывает всю подноготную их бизнеса и является, по сути, чрезмерным вмешательством в предпринимательскую деятельность.
Судите сами, ежеквартально лицензиаты должны предоставлять следующие данные: 1) о контрагентах (в том числе иностранных), у которых субъекты хозяйствования закупают (которым реализуют) товар или заказывают производство из давальческого сырья; 2) об объемах закупок и реализации изделий в денежном выражении, в том числе отдельно по каждому контрагенту (раньше, согласно приказу Минфина №84 от 06.04.98 г., ювелиры отчитывались за объемы только в количественном выражении - в граммах или килограммах. - Ред.); 3) об объемах изделий, не являющихся собственностью предприятия и полученных по договорам комиссии или в виде давальческого сырья (иными словами, власти хотят увидеть кто у кого почем и что приобретает (продает), т.е. получить сведения, которые составляют коммерческую тайну предприятия (ст.36 Хозяйственного кодекса Украины) и могут быть использованы третьей стороной в своих целях. - Ред.).
Казалось бы, чиновников можно понять. О том, что ювелирный рынок насыщен контрабандной "ювелиркой" с Востока (не менее 20% объема рынка, минимум 1,2 млрд грн. ежегодно), которую производители выдают за собственную и легализуют путем клеймения, а реализуют благодаря той же упрощенной системе налогообложения, эксперты Бизнеса, ссылаясь на источники в СБУ и СВР, говорили не раз. Если же новая отчетность действительно заработает, то сопоставление сведений, представленных разными компаниями, вроде бы позволит увидеть объективную картину рынка.
Сомнения
Однако, во-первых, доля сомнения в успехе мероприятия возникает уже потому, что сбором и обработкой сведений заведует Департамент, который с осени этого года надзирает и за клеймением ювелирных изделий (с 01.10.08 г. казенные предприятия ГПСУ переподчинены Департаменту. - Ред.), и за лицензированием и контролем над производством и качеством ювелирных изделий. А если рычаги госконтроля и госрегулирования сосредоточены в одних руках, это порождает возможности для коррупции.
Во-вторых, сырье - золото, за оборотом которого намеревается жестко следить Минфин, не является собственностью государства, а приобретается банками за рубежом (преимущественно в Швейцарии), а затем продается ювелирам или же частным лицам. Иными словами, новая отчетность приемлема для государственного сырья, которое в отрасли почти не используется. Если же проблема состоит в прекращении контрабанды золота как сырья, то это сфера деятельности СБУ и ГТСУ. Хотя, возможно, речь идет не о том, чтобы воспрепятствовать контрабанде, а о том, чтобы "переподчинить" ее, так сказать, возглавить этот процесс. Потому как, в-третьих, многие участники рынка считают заявления Минфина о поддержке легального импорта путем внедрения данной отчетности неуместными, так как видят в них голое администрирование и сбор компромата. Поскольку для легализации деятельности игроков нужны рыночные предпосылки, чтобы контрабанда стала невыгодной.
По словам, например, Владимира Кузовкина, на рынке, на 70% находящемся в тени, порядок наводить нужно иначе. Например, внедряя голограммы на бирках ювелирных изделий, которые и для производителя недороги, и для потребителя заметнее, чем клеймо. По мнению других участников рынка, давно пришла пора пересмотреть в сторону увеличения ставку единого налога и предельный объем выручки от реализации продукции для "упрощенцев", внедрить обязательное применение РРО в розничной торговле ювелирными изделиями; ввести обложение НДС при купле-продаже банковского золота; отменить процедуры госклеймения; разрешить вывоз золота за рубеж для работы по давальческим схемам.
"Хотя мы не раз высказывали конкретные предложения относительно мер, которые стоит предпринять для легализации рынка, создается впечатление, что ювелирный бизнес в Украине специально загоняют в тень. Минфин ввел странную отчетность, ГТСУ в одностороннем порядке установила индикативные цены, поэтому ввоз изделий подорожал в 2 раза. Затем произошла фактическая девальвация гривни, начались массовые "наезды" органов. Мы очень разочарованы и решили сворачивать бизнес", - рассказал официальный импортер, пожелавший остаться неназванным.
Объективности ради следует сказать, что не все производители однозначно против новой отчетности. Например, Григорий Мажаровский убеждал, что АЮУ поддерживает введение отчетности. Правда, некоторые его коллеги по Ассоциации были, мягко говоря, недовольны этой позицией.
По уже сложившейся традиции, в пику г-ну Мажаровскому выступил Дмитрий Выдолоб, председатель Союза ювелиров Украины (СЮУ). Он заметил, что введение отчетности противоречит ст.41 Конституции, а также упрощенной системе налогообложения (с чем, кстати, согласно Госкомпредпринимательство, рекомендовавшее создать упрощенную форму отчета для "единоналожников" в отрасли. - Ред.). А у приверженцев нововведения Минфина на возражения один ответ: недовольны только контрабандисты.
Перспектива
По мнению операторов, в 2009 г. объем ювелирного рынка может сократиться на 30-40% вследствие уменьшения количества компаний и массы изделий, сужения ассортимента.
"В I квартале 2009 г. ожидаем большого сокращения производства - до 35%, но затем, надеюсь, выйдем на темпы, ожидаемые в этом году. Думаю, в 2009 г. с рынка уйдут 15-20% компаний", - сообщил Василий Мельник, директор Департамента госрегулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и пробирного надзора Минфина. Многие ювелиры не теряют надежды и уже сейчас пытаются найти пути не просто выживания, но и развития бизнеса, например, путем экспорта изделий. Что же касается новой отчетности, то о ее эффективности в борьбе с контрабандой ввиду финансового кризиса (у контрабандистов тоже проблемы с покупкой валюты. - Ред.), видимо, пока говорить не приходится.
Зато эффективность регуляторного воздействия приказа Минфина №894 от 07.07.08 г. на бизнес-среду в министерстве обещают вскоре выяснить. А в СЮУ, по рекомендации Госкомпредпринимательства, готовят альтернативное исследование на эту тему и предложения по организации отчетности. Поживем - увидим.
Что поможет украинским ювелирам остаться на плаву в 2009 г.?
Опора на собственные силы
Юрий Глухов , генеральный директор производственного коммерческого предприятия "Брюс" (г.Харьков; производство ювелирной продукции; с 1994 г.; 306 чел.):
- В 2009 г. выживут компании, у которых есть собственные, а не арендованные площади, накопленная модельная и сырьевая база, замкнутый цикл производства и у которых к весне останутся свободные оборотные средства. Во время кризиса не стоит полагаться на услуги специализированных компаний, например, по литью или по креплению камней.
Ставка на элитные изделия
Александр Рак, генеральный директор ООО "Агат" (г.Ровеньки, Луганская обл.; производство ювелирной продукции; с 1991 г.; 650 чел.):
- При любом кризисе первыми разоряются производители роскоши. Для населения ювелирные изделия не являются предметом первой необходимости. Поэтому, если ситуация ухудшится, по моему мнению, через год "ювелирка" как полноценная отрасль умрет. Останутся не заводы, а мастерские. Сейчас проблемы у всех участников рынка. Наше предприятие на два месяца отпустило рабочих в отпуск, затем мы предполагаем сократить 50% персонала. Точно оставим производство элитных ювелирных изделий, потому что их покупатели всегда будут при деньгах.
Преференции
Владимир Кузовкин, генеральный директор Львовского государственного ювелирного завода (г.Львов; с 1944 г.; около 600 чел.):
- Я думаю, что остаться на плаву ювелирам может помочь государство - уменьшив налоговую нагрузку. По крайней мере, в это кризисное время следует исключить норму Закона о Госбюджете-2009 (ст.59), согласно которой госпредприятия обязаны выплачивать 15% от чистой прибыли предприятия. Когда в 2005 г. были введены подобные дивиденды (правда, тогда они составляли 50%), по статистике, в течение года разорились 50% госпредприятий. Сейчас может произойти то же самое.
Спайка с торговлей
Наталья Нетовкина, директор украинского предствительства компании ZARINA Group SA (г.Киев; производство и торговля ювелирными изделиями; с 1999 г.; более 100 чел.):
- С одной стороны, для производителей и импортеров рискованно отдавать товар торговле просто на реализацию, в таком случае они могут не получить своих денег. Розница в большинстве своем представлена частными предпринимателями, которые, учитывая ситуацию, в любой момент могут прогореть. С другой стороны, долго держать товар на складах производителям и импортерам смысла нет. Следовательно, надо серьезно подойти к выбору партнеров как реализаторов готовой продукции. И проводить рекламную политику с акцентом на сохранение сбережений (граждан. - Ред.) посредством инвестирования в ювелирные изделия.
Производство дешевых изделий
Григорий Мажаровский, генеральный директор Ассоциации ювелиров Украины (г.Киев; с 2000 г.; более 200 членов):
- Ведущие предприятия отрасли думают об изменении ассортимента, стратегии продаж и снижении затрат. Но, в целом, ориентация на производство серебряных изделий и "легковеса" во время кризиса более благотворна. Тем более что в течение прошлого года темпы роста продаж изделий, например, из серебра опережали темпы роста продаж изделий из золота.
Стабилизация гривни
Артур Акопян, директор ЧП "Виолет" (г.Севастополь; с 1996 г.; 230 чел.):
- Настоящие последствия наступят после 8 Марта, когда и в хорошее для рынка время наблюдается спад продаж. По-моему, какие бы меры ни пытались ради выживания сейчас предпринимать ювелиры, они будут годиться разве что "для поддержания штанов". Пока гривня не стабилизируется, пока у населения не появятся деньги на роскошь, нам развиваться будет очень сложно. Ведь развитие ювелирного рынка, как, пожалуй, никакого другого, отражает развитие экономики в целом и благосостояние населения в частности.
Обмен и экспорт
Дмитрий Выдолоб , председатель Союза ювелиров Украины (г.Киев; с 2005 г.; объединяет 1,5 тыс. юр- и физлиц):
- В этом году ювелирному рынку, возможно, придется вспомнить 1994-1995 гг., когда, несмотря на кризис, он выжил. Конечно, не стоит надеяться на былую привычку населения использовать ювелирные изделия как объект капиталовложений. Но о развитии обменного фонда стоит задуматься. Кроме того, сейчас самое время выходить на рынки соседних стран: России, Казахстана, Белоруссии. Почему бы, например, нашим производителям, предварительно заручившись согласием владельцев именитых зарубежных брендов (например, с помощью франчайзинга), не начать экспортировать в эти страны изделия, произведенные в Украине под их маркой? Тем более что у нас со странами СНГ нулевая ставка таможенной пошлины, для экспорта не требуется ставить украинское пробирное клеймо, нужен лишь сертификат происхождения ТПП.
Легальная работа
Василий Мельник, директор Департамента государственного регулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и пробирного надзора Минфина:
- По-моему, говорить о крахе отрасли преждевременно. Как бы то ни было, но ювелирные изделия всегда будут покупать. Сейчас ежедневно в Департаменте берут лицензии на торговлю ювелирными изделиями 15-20 предпринимателей. Закрываются же небольшие предприятия, которые использовали контрабандные схемы. В первую очередь потому, что им необходимо сдать отчет согласно приказу Минфина №894 от 07.07.08 г. Полгода назад министерства и ведомства заявляли, что на ювелирном рынке массово используются контрабандные схемы и мимо казны идут сумасшедшие деньги. Минфин разработал и ввел эту систему, чтобы увидеть, есть ли в Украине легальный рынок ювелирных изделий.
На сегодняшний день из 6 тыс. лицензиатов около 4,5 тыс. сдали отчеты. Остальные или сдают лицензии, или выжидают. Предположительно в марте по итогам этой работы будут проводиться совместные проверки сотрудниками уполномоченных органов и нашего Департамента. Предполагаю, что благодаря внедрению отчетности госбюджет дополнительно получит 1,5-2 млрд грн.
Белла Морина
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас