Водный кодекс приватизируют? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Водный кодекс приватизируют?

2451
В Украине сложилась непрозрачная ситуация в сфере собственности на водные ресурсы. В то время как по закону они были достоянием всего народа, на практике осуществлялась "скрытая" приватизация водоемов. Верховная Рада пытается урегулировать эту ситуацию, однако, похоже, только усугубит ее.
14 января Верховная Рада 382 голосами в первом чтении приняла законопроект № 2634, которым предусмотрено внести изменения в Водный кодекс Украины (ВКУ). Согласно документу, теперь водоемы площадью до 3 га могут передавать в частную собственность. Принятие этого решения находится в компетенции местных органов самоуправления.
Таким образом, если раньше водные объекты согласно законодательству являлись исключительно собственностью народа Украины и могли предоставляться только в пользование, то, согласно проекту закона, они теперь находятся как в государственной и коммунальной, так и в частной собственности.
Предусмотрено, что по решению органов местного самоуправления могут передаваться гражданам и юрлицам замкнутые водоемы, которые расположены в пределах приватизированных земучастков. Также в частной собственности могут находиться искусственно созданные водные объекты, расположенные на арендованных и приватизированных участках. Кроме того, граждане или специализированные рыбоводческие хозяйства могут приватизировать пруды, которые включены в технологический процесс по рыбоводству и рыборазведению.
Как говорится в пояснительной записке к проекту закона, необходимость его принятия обоснована тем, что в действующем ВКУ есть противоречия и несогласованности с некоторыми законодательными актами. В связи с этим ряд важных вопросов остаются неурегулированными, в частности, передача водных объектов в аренду, и, самое главное, право собственности на водные объекты и земли, на которых они расположены.
Неурегулированными, так как ранее водные объекты передавались в аренду бессистемно, что привело к ограничению прав граждан на общее водопользование. Кроме того, массовый характер приобрела ситуация, когда вода и земля под ней передавались в пользование разным хозобъектам, что привело к большому количеству конфликтных ситуаций и судебных разбирательств между ними. Но самое главное – очень сложно было найти "крайнего" в случае ухудшения состояния водных ресурсов.
В то же время, в законе не прописан механизм передачи водоемов в частную собственность. Поэтому велика вероятность того, что непрозрачная схема в сфере водных отношений не только не будет преодолена, а, наоборот, законодательно закрепится. Ведь на практике приватизировать водные ресурсы смогут лишь "избранные", которые уже заполучили земучастки. Кроме того, на сегодняшний день привычными стали случаи, когда на частных земучастках водоемы осушаются в целях постройки жилых домов или других объектов, и велика вероятность того, что принятие такого закона избавит их от ответственности за такие действия.
Не прописан и механизм реализации пункта проекта закона, которым предписано установить для населения беспрепятственный свободный доступ ко всем водным ресурсам. Если даже раньше, когда озера находились "в народной собственности", но были расположены на частной территории, за право полежать на пляже, покупаться и порыбачить нужно было, в лучшем случае, заплатить собственнику земучастка.
Еще одно изменение, которое проектом закона предлагается внести в ВКУ: раньше к водному фонду относились только озера, реки, ручьи, искусственные водоемы, каналы, подземные воды, источники и моря. Теперь же в этот перечень входят и болота. Кроме того, согласно законопроекту, в аренду можно будет взять водохранилища объемом до 5 млн. кубометров, расположенные на реках общегосударственного назначения.
Среди прочего, проектом закона дается новое определение термина водный объект, в частности, в это понятие теперь входит и дно под водой. Т.о., если раньше Водный кодекс регулировал только право собственности на водные объекты, то в новом проекте закона предусмотрено, что в его компетенции теперь будут находиться и земли, на которых находятся водные объекты.
В то же время законопроект не нашел одобрения у Государственного комитета по земельным вопросам. Ведь если раньше порядок предоставления земель водного фонда в пользование и прекращение права на него устанавливался исключительно земельным законодательством, то принятым законопроектом предусмотрено, что теперь этот вопрос регулируется Водным кодексом и другими законодательными актами.
Как сообщил заместитель главы Госкомзема Антон Третьяк, ВКУ не может вмешиваться в сферу земельных отношений. Ведь, согласно Земельному кодексу, регулирование этих вопросов осуществляется только этим кодексом. "Комитет по земресурсам подготовил более 10 замечаний и предложений к этому законопроекту, которые будут поданы в соответствующие комитеты ВР. Если эти предложения не будут приняты во внимание депутатами, мы будем выносить их на рассмотрение широкой общественности", - сказал он.
Надежда Шуневич
По материалам:
Ugmk.info
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас