Справимся сами — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Справимся сами

1691
Почетная миссия – вывод страны из кризиса снова возложена на простого украинца. Переложить ее на чужие плечи не удастся – остается только верить и надеятся на себя. О главных событиях прошлого и следующего года – ниже.
1 Конфискация валюты
"Хранить деньги лучше в гривнях – это я говорю вам с абсолютным пониманием дела", – успокаивала украинцев в преддверии нового 2008 года премьер Юлия Тимошенко. "Ведь будет (реально) 5,05", – вкрадчиво соглашался с ней глава Национального банка Владимир Стельмах.
Поначалу все так и шло…. до мая, когда курс гривни неожиданно укрепился с 5,05 до 4,6 гривен за доллар, лишив часть украинцев их валютных накоплений. Затем курс плавно вернулся к прежней отметке, оставив валютным спекулянтам полные карманы прибыли, а украинцам – вопрос "Что это было".
"Это" было действительно что-то непонятное. Ведь все говорило об обратном: курс национальной валюты не может укрепляться на фоне двузначной инфляции и почти двукратного превышения импорта над экспортом.
Прошло полгода. Мировой финансовый кризис докатился и до Украины, и гривня начала стремительно дешеветь – даже слишком стремительно. За неполные три месяца курс национальной валюты к доллару упал почти на 100%. Банкиры непонимающе разводили руками, чиновники объясняли чудовищную девальвацию гривни спросом слабонервных физических лиц, сами граждане от этого еще больше впадали в панику.
Правда начала открываться постепенно. Сначала в неофициальных разговорах банкиры говорили, что обесценивание гривни было источником заработка высших чиновников страны. Чуть позже это подтвердила и премьер Юлия Тимошенко.
Этими обвинениями Тимошенко ничего нового не сказала. Все и раньше знали, что чиновники обманывают и воруют. Специфика нынешней ситуации в том, что до сих пор воровство это распространялось только на бюджетные средства, государственную и коммунальную собственность. А большинство украинцев не разбирается в схемах пропажи денег из бюджета и нюансах сомнительной приватизации. Но девальвация гривни явно показала, что власть способна залезть в карман своим избирателям – в буквальном смысле слова. Около 5 млн. граждан выплачивают кредиты, сотни тысяч снимают квартиры. Дорогой доллар облегчил их кошельки почти вдвое. Практически все покупают импортные товары, которые после обвала гривни подорожали тоже почти в два раза.
Единственный забавный момент в грустной истории о курсе – это прогнозы банкиров и всяческих горе-экспертов двух-трехмесячной давности. Кто пророчил 6,0, кто клялся, что ниже 7,4 гривня не упадет. Так же комично будут смотреться в марте-апреле и нынешние прогнозы. Точно прогнозировать можно одно – окончание эпохи доллара в Украине. Никто больше не возьмет кредит в американской валюте, мало кто будет требовать и, главное, платить зарплату в долларах. Владельцы квартир и автодилеры, застройщики и торговые сети попытаются максимально обезопасить себя от курсовых рисков.
Доллар больше не является основной украинской валютой. Владимир Стельмах сделал то, чего не удавалось ни одному правительству за годы независимости. Эксперты называют это неблагозвучным термином – "дедолларизация экономики". А вот сделал ли Нацбанк гривню основным средством платежа в стране из компетентности и чувства патриотизма или корысти ради – это уже эпизод одного из сериалов следующего года – о президентских выборах.
2 Цены: сетям дороже будет
Последние годы розничная торговля развивалась за счет заемных средств. Сети супермаркетов привлекали валютные кредиты, поставщики кредитовали розницу, допуская отсрочку платежей в 30–60 дней. Кредитовали и мы, потребители, переплачивая за товар 10–20% – минимальную торговую наценку. Сейчас деньги кончились у всех: банки не кредитуют, а производители прекращают поставки товаров. Единственной надеждой остается потребитель: вся цепочка от аграриев до торговцев молится на то, чтобы мы продолжали покупать, поэтому и боятся повышать цены.
"Люди стали чаще приходить в магазины, при этом средний чек сократился", – сокрушается президент сети "Фуршет" Игорь Баленко, уточняя, что уменьшилось и количество покупок премиум-товаров, чего никто не ожидал.
Торговцы и производители сходятся во мнении, что потребление сокращается на 40–50%. "Мы можем вернуться на пятилетку назад", – сетует президент Украинской торгово-промышленной конфедерации Владимир Демчак. И хотелось бы повысить цены, да нельзя.
"Сейчас все убытки берем на себя, не поднимаем цены, чтобы продавать и работать", – говорит финансовый директор "Русановского мясокомбината" Андрей Порох. Такую позицию компании будут сохранять и в 2009 году.
Производители надеются компенсировать убытки за счет бюджета, они уже обратились к власти за помощью. От того, пойдет ли правительство навстречу реальному сектору экономики, зависит, как далеко мы будем ходить за покупками: магазины, которые брали валютные кредиты, могут обанкротиться. Сколько таких, торговцы сами посчитать не могут. Те же, кто работает на собственные средства, продолжат ориентироваться на потребителя, говорит коммерческий директор магазинов "Край" Виталий Коба. В любом случае, новые магазины не появятся: все сети на 90-95% сократили свои планы по развитию, сообщил Баленко. "Тут не прибыль, тут бы выжить", – вторит ему Демчак.
3 Дешево, еще дешевле
Ушедший год запомнится как переломный для рынка недвижимости – серьезный кризис обрушил цены на квартиры и поставил на грань выживания многие строительные компании.
Еще до весны на рынке сохранялись тенденции года предыдущего: ипотечное кредитование плавно толкало цены на жилье вверх. Однако в марте банки прекратили кредитовать застройщиков и сократили выдачу ипотечных кредитов населению. "Пузырь", раздувавшийся на рынке жилой недвижимости последние несколько лет, лопнул. Цены на жилье по инерции еще продолжали расти до августа, достигнув отметки $2,8–2,9 тыс. за 1 кв. м, однако затем начали входить в очень крутое пике. К концу года цены на столичные квартиры падают с той же скоростью, с какой они росли в 2006 г., – на 5–10% в месяц.
Покупатели теперь поверили, что цены не будут расти бесконечно, а могут упасть, и даже очень значительно. Всего несколько месяцев кризиса на рынке – и квартиры можно купить чуть ли не вдвое дешевле, чем раньше. Самое непритязательное жилье стоит теперь меньше $35 тыс., а ведь еще летом даже самую крохотную квартирку нельзя было купить дешевле $60 тыс. Однако рынок недвижимости еще не достиг "дна". Это может случиться в следующем году. Цены на квартиры тогда могут откатиться до уровня четырехлетней давности – $1 тыс. за 1 кв. м.
Сегодня застройщики вместо лозунга "Покупать сегодня, потому что завтра будет дороже!" наперебой предлагают скидки в 25–50% или пытаются продать квартиры в рассрочку. Однако покупатели не спешат приобретать еще не построенное жилье – даже у компаний, строящих самые дешевые квартиры, продажи в этом году упали в четыре раза.
Все больше специалистов говорят, что в начале следующего года рынок недвижимости тряхнет волна банкротств, и если государство не поддержит деньгами строителей, тысячи инвесторов потеряют свои деньги, так и не получив обещанные квартиры. Пережившие кризис компании значительно сократят объемы строительства жилья, это спровоцирует дефицит квартир, когда ипотека снова станет доступной, и создаст благодатную почву для очередного витка цен.
Лопнул ценовой "пузырь" и на рынке земли – участки под жилую застройку, за сотку которых еще в начале года хозяин мог просить $2 тыс., теперь можно встретить всего по $70.
4 Последний платеж наступает
Никаких многолетних очередей на покупку машины, как в советские времена. Просто заходи в салон, оформляй кредит и за $300–400 в месяц ты чувствуешь себя вполне успешным человеком. Именно так думали тысячи украинцев, покупая машины в кредит. Люди с достатком поскромнее брали ссуды на покупку холодильников, стиральных машинок и прочих благ цивилизации.
Популярность жизни в долг подогревала и реклама, обещавшая переплату в 0% при реальных ставках на уровне ростовщиков времен царской России. В итоге почти четверть работающих граждан по рукам и ногам связаны долгами. Более 200 тыс. украинцев живут в купленных в кредит квартирах. Еще 600–700 тыс. граждан ездят на машинах, приобретенных в долг. Количество клиентов, которые возвращают банкам кредиты за бытовую технику, по разным оценкам составляет около 4 млн. То есть всего около 5 млн. украинцев живет в долг. Это при том, что в стране реально работает 22,6 млн. человек – именно столько в Украине, по данным Госкомстата, экономически активного населения.
Раньше экономисты считали, что в этом нет ничего страшного, ведь в Европе должников еще больше. Однако европейцы умеют работать, и экономики их стран не так зависят от импорта, как украинская. Когда в конце года курс гривни катастрофически упал, стало ясно, что к расплате никто не готов. "Мой прогноз – до конца года совокупный процент проблемных кредитов будет порядка 12–13%, и это очень оптимистичный прогноз", – говорит председатель правления Укргазбанка Вадим Ляшко.
В начале года невозвращенных кредитов было около 1,5%. Международное бюро кредитных историй со ссылкой на данные коллекторских компаний дает еще более пессимистичные данные.
"Размер проблемной задолженности по кредитам, выданным физлицам, на данный момент составляет порядка 30 млрд. грн., или 14,6% от всех ссуд", – сообщает бюро.
Влад Головин, Александр Суков, Ирина Порецкая
По материалам:
24.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас