Дезориентация на местности — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дезориентация на местности

Казна и Политика
2480
Мировой финансовый кризис вызвал длительный передел банковской карты мира. С нее исчезают инвестиционные банки и специализированные ипотечные учреждения. Крупнейшие американские и европейские банки переходят под контроль государств, чтобы сберечь доверие вкладчиков к финансовой системе.
В это же время банки, которые меньше других пострадали от кризиса ликвидности, вместе с азиатскими инвесторами поглощают конкурентов. Сейчас сложно назвать дату завершения кризиса, а значит, картина мира продолжит меняться.
Истоки краха
Кризис, начавшийся в США с падения стоимости ипотечных облигаций subprime, уже захватил экономики большинства стран мира и продолжает усиливаться. Коррекции подверглись все рынки - фондовые, валютные и сырьевые. "Все признаки того, что мир находится в стадии глобального финансового кризиса,- констатирует старший аналитик Bleyzer Foundation Олег Устенко.- Глубина падения рынков Восточной Европы находится на уровне 2005 года. В real estate проседание более 60%, а для банковского сектора просто катастрофичное - свыше 30%".
Первый год кризиса - с конца июля 2007-го по август 2008-го - можно считать его латентной фазой. Фондовые площадки следили за ежеквартальными списаниями крупнейших инвестбанков мира - среди лидеров убытков были швейцарский UBS и американские Citigroup и Merrill Lynch,- реагируя резкими падениями на очередные новости об их потерях. Организация экономического сотрудничества и развития оценила будущие убытки всех банков США в $300 млрд.
Поэтому, хоть аналитики и предполагали возможный крах инвестбанков, которые работали с ценными бумагами, в том числе в сфере заемного финансирования, их быстрый уход с рынка шокировал фондовые рынки. Первым пал инвестбанк Bear Stearns, купленный в марте 2008 года за $236 млн коммерческим банком JP Morgan Chase. 15 сентября другой коммерческий банк -Bank of America - поглотил за $50 млрд инвестбанк Merrill Lynch. Для этого он был вынужден отказаться от покупки инвестбанка Lehman Brothers, фактически заставив его в тот же день объявить банкротство. С краха трех из пяти ведущих инвестиционных банков США начался второй этап кризиса.
Выживание универсальных
Из пятерки независимых инвестбанков США оставались лишь Goldman Sachs и Morgan Stanley, но и они спустя лишь неделю после банкротства Lehman Brothers - 22 сентября - экстренно изменили свой статус, став универсальными банками. Среди первых шагов Goldman Sachs было решение перевести на баланс своего банка в Юте $150 млрд для розничного кредитования и купить проблемные активы конкурентов на сумму $50 млрд. "На Западе инвестиционные банкиры ходили павлинами и не обращали на нас (универсальные банки) внимания. У них были баснословные прибыли 'из воздуха' и высокие зарплаты.
Теперь их не будет",- сказал топ-менеджер UBS. Но и UBS переживает сложный период - в воскресенье он решил уволить 2 тыс. сотрудников инвестиционно-банковского подразделения.
Не выдержали последствий кризиса, вызвавшего резкий рост стоимости заемных средств и замораживание межбанковского кредитования, ипотечные и сберегательные банки. Банкротством 26 сентября закончилась история крупнейшего в США сбербанка Washington Mutual. Крах банка был вызван изъятием в короткие сроки вкладчиками банка $16,7 млрд из общего портфеля депозитов в $188 млрд. Это банкротство превзошло по своим масштабам крах ипотечного банка IndyMac с активами $32 млрд. С начала года по октябрь в США уже обанкротилось 14 банков.
Разорение специализированных учреждений наблюдается и в Европе. Первым ушел с рынка ипотечный банк Northern Rock - он был национализирован правительством Великобритании в феврале. Только за сентябрь страна потеряла еще два банка: крупнейший в Британии ипотечный и сберегательный банк Halifax Bank of Scotland был экстренно поглощен банком Lloyds TSB за 12,2 млрд фунтов, а Bradford & Bingley (B&B) - национализирован.
Крах специализированных учреждений (ипотечных, сберегательных, инвестиционных) подтвердил, что при кризисе универсальные банки лучше сохраняют стабильные показатели. "Когда бизнес банка диверсифицирован, у него больше стабильности, потому что возникает возможность перекрывать потери одного сектора другим",- отмечает директор по развитию нового бизнеса ИК Galt & Taggart Securities Сергей Лесик.
Государство в помощь
Разорение крупных финансовых учреждений показало, что только государство может удерживать ситуацию под контролем. Ярким примером такого вмешательства властей стала национализация ипотечных компаний Fannie Mae и Freddie Mac, которые владеют или выступают гарантами почти по половине всех ипотечных кредитов в США на общую сумму $5,3 трлн. После этого был национализирован крупнейший в мире страховщик AIG - взамен 80% акций компания получила кредит в $85 млрд.
Стала четко прослеживаться тенденция, согласно которой каждой экстренной национализации предшествует появление слухов о проблемах банка, обвал котировок его акций, прекращение кредитования банка другими участниками рынка и массовый отток вкладчиков. По этой схеме были национализированы группа Fortis, британский B&B и исландский Glitnir Bank. Пока избежали этого бельгийско-французский банк Dexia, получивший кредит в 6,4 млрд евро, и немецкий ипотечный банк Hypo Real Estate, которому правительство ФРГ пообещало 50 млрд евро. В целом ЕС не готов одобрить единый план выделения средств по аналогии с выкупом "плохих" активов в США на $700 млрд.
Депозит превыше всего
Ситуация на мировых рынках показала, что больше, чем реальные проблемы, любой банк могут подкосить слухи о его проблемах и, как следствие, паническое изъятие депозитов. Именно поэтому одной из наиболее используемых властью мер стало решение гарантировать 100% вкладов, тогда как ранее гарантировалась лишь часть депозита за счет средств самих коммерческих банков, аккумулируемых в специальных фондах.
На полную гарантию вкладов уже пошли власти Греции, Ирландии, Германии и Дании. А решение властей Ирландии 30 сентября ввести госгарантии на все депозиты в шести крупнейших банках на 400 млрд евро на срок до сентября 2010 года вынудило власти Великобритании расширить гарантии по вкладам с 35 тыс. до 50 тыс. фунтов. Примерно 40% вкладов превышают новую сумму, поэтому британцы начали переводить средства на счета ирландских банков, имеющих подразделения в Великобритании: Allied Irish Bank и Bank of Ireland.
Рост гарантий есть в "плане Полсона": лимиты Федеральной корпорации по страхованию депозитов повышены в США со $100 тыс. до $250 тыс. на пять лет. В два раза повысят лимиты в России и Швеции. Фонд гарантирования вкладов физических лиц Украины дает гарантию только на 50 тыс. грн ($10,31 тыс.).
Передел собственности
Период нестабильности оказался плодотворным для сделок M&A в банковском сегменте. Наиболее часто реализуется два сценария. Суть первого - вхождение в капитал ослабленных американских и европейских банков азиатских инвесторов. Американский Morgan Stanley согласился продать 21% акций японскому Mutsubishi UFJ, а Citigroup позволила фонду Abu Dhabi Investment Authority купить 4,9% и стать крупнейшим своим акционером. Швейцарский банк UBS согласился на продажу 9% акций Government of Singapore Investment Corporation.
Второй сценарий - поглощение активов и сети отделений обанкротившихся финансовых учреждений их конкурентами - стал популярен как в США, так и в Европе. JP Morgan Chase купил депозиты и активы Washington Mutual на сумму $176 млрд, британский банк Abbey National, принадлежащий испанскому банку Santander, приобрел депозиты и розничную сеть B&B за 400 млн фунтов, а французский BNP Paribas купил бельгийские и люксембургские банки группы Fortis, что позволило ему с седьмого места вырваться в лидеры еврозоны по объему средств на депозитах - с 240 млрд до 600 млрд евро (подробнее о сделке см. стр. 10). А американские банки Citigroup и Wells Fargo даже начали судиться за право покупки обанкротившегося ипотечного банка Wachovia.
Объем недружественных поглощений с участием американских компаний с начала года вырос до $211 млрд (+140%) - абсолютный рекорд в истории США. Череда сделок M&A и национализации банков может полностью изменить финансовую картину мира, а кризис продлится еще минимум год. "На фоне таких кризисов всегда происходит глобализация и поглощение более слабых игроков",- отмечает зампред правления банка "Финансы и Кредит" Сергей Борисов. "Можно увидеть, что те, кто первым заявил об убытках еще в начале года, уже выходят из кризиса и покупают другие банки,- говорит директор представительства BNP Paribas в Украине Доминик Меню.- В условиях ограниченной ликвидности больше никто не будет иметь возможности брать кредиты без гарантий. Ведь раньше у нас был нереальный мир, когда деньги можно было взять 'на улице'. Мир заплатит за эти ошибки, и мы вернемся в нормальные условия".
Руслан Черный
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас