Шоковая терапия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Шоковая терапия

Фондовый рынок
1626
На текущей неделе мировые финансовые рынки продолжало лихорадить от последствий финансового шока, который мировая финансовая система пережила во второй декаде сентября после очередной волны много миллиардных убытков, поглощений и банкротств в американской экономике. Об этом FINANCE.UA сообщает Генеральный директор КУА "ИНЭКО-ИНВЕСТ" Олег Морква подводя итоги текущей недели.
Банкротство четвертого по величине американского инвестиционного банка Lehman Brothers Holdings Inc., и поглощение третьего по капитализации инвестиционного гиганта Merrill Lynch & Co. вынудили американских лидеров инвестиционного бизнеса - Goldman Sachs и Morgan Stanley, отказаться от своего прежнего независимого статуса и влиться в финансовую систему США как обычные банковские холдинги. Таким образом, сентябрь 2008 года оказался фатальным для американского частного инвестиционного бизнеса, а его мировые столпы - Goldman Sachs, Morgan Stanley, Merrill Lynch, Lehman Brothers, как полгода назад и Bear Stearns, успешно проработавшие на международном инвестиционном рынке многие десятки лет, уже официально прекратили свое существование как независимые банки.
После того как Федеральная резервная система (ФРС) США одобрила ходатайство банков Goldman Sachs и Morgan Stanley, которые решили сменить свой статус с независимых инвестиционных банков на банковские холдинги и теперь относятся к коммерческим банкам, финансовая система США возвращается к своей модели почти 80-летней давности.
Во времена Великой американской депрессии 30-х годов, когда основным методом борьбы с кризисом стало государственное вмешательство во все сферы общественно-экономической жизни. Администрация президента Т. Рузвельта практически впервые в американской истории была вынуждена кардинальным образом разобраться с банковско-финансовыми проблемами. В начале марта 1933 года финансовый коллапс в американской банковской системы достиг таких масштабов, что Теодор Рузвельт был вынужден объявить чрезвычайное положение и приостановить работу банков.
Американские банки получали разрешение на дальнейшую работу в финансовой сфере только после тщательной проверки федеральными властями. В период с 1933 по 1939 год количество американских банков уменьшилось на 15% , а объем их активов возрос на 37%.
Уход с рынка нежизнеспособных и ненадежных банков стал первым шагом к стабилизации финансовой системы США. Также Рузвельт стал инициатором закона, согласно которому было снижено золотое содержание доллара, тем самым не только существенно девальвировавшее американскую валюту, но и переложившее значительную часть проблем американской экономики на экономики других стран и международных инвесторов.
Именно в самый разгар Великой депрессии в 1933 году Конгрессом США и был принят закон Гласса-Стигалла, который, по сути, и разделил американский банковский рынок на два сегмента - коммерческие и инвестиционные. В отличие от инвестиционных банков коммерческие могут работать с депозитами, однако им было запрещено владеть, гарантировать размещение или проводить операции с корпоративными ценными бумагами и облигациями.
На текущей неделе американские инвесторы можно считать пережили закат независимой инвестиционной эпохи.
В новом статусе банки Goldman Sachs и Morgan Stanley получат право на новые государственные кредиты, а также смогут работать со счетами частных лиц, чего независимые инвестиционные банки делать не могли. Статус коммерческого банка даст возможность Goldman Sachs и Morgan Stanley облегчить процедуру слияния с более крупными финансовыми организациями и упростит процедуру поглощения банков, имеющих застрахованные депозиты. Также в новом качестве у них не будет необходимости учитывать стоимость финансовых инструментов по их рыночной цене - у коммерческих банков есть возможность относить активы на "резервы для инвестиций".
После реорганизации у Goldman Sachs и Morgan Stanley будет больший объем резервного капитала и понизятся риски, но станет значительно меньше инвестиционной свободы.
Если раньше деятельность инвестбанков регулировала Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), то после изменения статуса на коммерческие банки Goldman Sachs и Morgan Stanley перейдут под более жесткое регулирование сразу нескольких федеральных организаций. Головные компании будет регулировать ФРС, с уставами национальных банков будет работать Контролер денежного обращения, за вкладами будет следить FDIC. Банковские холдинговые компании подчиняются более суровым правилам и соглашаются на более пристальный контроль их деятельности и деятельности их дочерних компаний за рубежом, а также со стороны аудиторов и государственных инспекторов.
В своем новом статусе Goldman Sachs и Morgan Stanley будут вынуждены пойти на существенное снижение отношений объемов заемного капитала к собственному капиталу, списанию или продаже проблемных активов, что повысит финансовую стабильность компаний, но приведет к сокращению их потенциальных доходов, понизит рыночную капитализацию и сделает их значительно менее привлекательными для инвесторов.
На сегодняшний день в Goldman Sachs на каждый $1 фактического капитала приходится $22 активов, в Morgan Stanley на каждый $1 капитала приходится $30 активов. Для сравнения - в крупном коммерческом банке "Bank of America" на каждый $1 капитала приходится менее $11 активов. Оба банка уже работают с депозитами - у Goldman Sachs их объем составляет $20 млрд., а у Morgan Stanley - $36 млрд.
Вероятней всего в перспективе уже ближайших нескольких кварталов текущая стоимость активов Goldman Sachs и Morgan Stanley сократиться в полтора-два раза до уровня среднего соотношения в крупных американских коммерческих банках, что повысит кризиса устойчивость бывших инвестиционных гигантов, но станет дополнительным негативным сигналом для мировых инвесторов.
Ближайшие полгода станут судьбоносными, как для американских финансовых учреждений, так и в целом для мировой финансовой системы.
Несмотря на значительное вливания Центробанками мира дополнительной ликвидности в банковскую систему и фондовые рынки, недоверие инвесторов практически повсеместно продолжает нарастать, мировое потребление товаров и услуг сокращается, а депрессивные настроения в национальных экономиках только усиливаются.
Правительство США совместно с Федеральной резервной системой в срочном порядке разрабатывают целый ряд финансовых и экономических мер, чтобы поддержать мировую финансовую систему. В частности руководитель ФРС Бен Бернанке и министр финансов США Генри Полсон предупредили Конгресс, что отказ от принятия предложенного на предыдущей неделе плана по преодолению кризиса в финансовой сфере с объемом $700 млрд. для выкупа "плохих" активов, негативно отразится и на мировых финансовых рынках, и на американской экономике в целом.
В среду 24 сентября Президент США Джордж Буш, обращаясь к нации, в эфире телекомпании CNN признал, что страна находится в серьезном финансовом кризисе и может сорваться на всеобщую финансовую панику.
"Мы в самой середине финансового кризиса, и федеральное правительство действует в соответствии с ситуацией. Без немедленных действий конгресса национальная экономика окажется в длительной и болезненной рецессии", - констатировал Дж.Буш.
В связи с крупнейшим финансовым кризисом в Соединенных Штатах Министерство финансов предложило беспрецедентные меры для стабилизации финансового рынка страны, парализованного неликвидными ипотечными активами. Согласно проекту закона, правительство намерено выкупать проблемные активы, связанные с ипотекой, у финансовых компаний, "штаб-квартира которых расположена в США". При этом министр финансов США Г.Полсон заявил, что правительство, возможно, включит в план и иностранные компании, ведущие серьезную деятельность в США.
В число институтов, на которые будет распространяться программа по выкупу "плохих" активов, не войдут хедж-фонды, указал Г.Полсон. Выкуп активов, скорее всего, будет производиться в форме аукциона. Программа по "очистке" рынка от рискованных инструментов будет действовать в течение двух лет. Министерство финансов США просит у Конгресса на эти цели 700 млрд. долл., а для получения этих средств необходимо увеличить потолок госдолга США с 10,6 трлн. до 11,3 трлн. долл.
Вместе с тем существуют значительные угрозы, что даже в случае одобрения американскими конгрессменами предложенного плана и выделения запрашиваемой суммы, такое решение закроет только часть накопившихся проблем в финансовой системе страны, но не вернет на рынки значительные частные инвестиции, остро необходимые в настоящее время для преодоления кризиса.
В мировой экономике денег действительно не стало меньше, однако степень доверия во взаимоотношениях между финансовыми структурами, заемщиками ресурсов и инвесторами кардинально изменилось далеко не в лучшую сторону, что может стать основной причиной значительного инвестиционного голода как минимум на протяжении всего следующего года.
Дефицит инвестиционных ресурсов будет вынуждать мировую банковскую систему значительно сокращать свои кредитные программы. При этом, если общемирового финансового коллапса удастся избежать, все равно в ближайшие годы заемные деньги останутся дорогими, вынуждая домохозяйства и реальный сектор национальных экономик жить в условиях острой нехватке финансовых ресурсов, что станет плодотворной средой для возникновения кризисных явлений как в производственном сегменте, так и в целом негативно влиять на всю систему экономических взаимоотношений между странами.
В свою очередь массовый американский инвестор сможет поверить в выздоровление экономики США (главную виновницу мирового финансового кризиса), лишь тогда, когда вновь получит более свободный доступ к банковскому кредитованию, а внутреннее потребление динамично расти, что вряд ли произойдет даже в ближайшие год-полтора.
Кроме того, побочной реакцией такой значительной долларовой накачки может стать очередной спекулятивный виток цен на товарных рынках, что подстегнет дальнейшую девальвацию американской валюты, окончательно дезориентирует инвесторов и рынок капиталов, усилив общемировой ценовой хаос, и приведет к очередному инвестиционно-финансовому потрясению в американской и мировой экономике.
В случае же реализации крайне пессимистического сценария и очередного массового обвала мировых бирж, отток инвестиционных ресурсов с фондовых рынков может принять лавинообразный характер, который уже невозможно будет остановить никакими экстренными мерами правительств и Центробанков, а финансовую систему США будет ожидать окончательный дефолт.
Такая ситуация может поставить практически все национальные банковские системы на грань финансового краха, а общемировая экономика войдет в фазу Великой финансовой депрессии, что значительно затормозит общемировое экономическое развитие в течение ближайших 3-5 лет.
Крах современной системы международных финансовых взаимоотношений, безусловно, самым негативным образом отразится на национальных экономиках практически всех мировых государств, существенно подорвав их финансовый и инвестиционный потенциал для экономического роста, и может стать отправной точкой для отказа от американского доллара, как основной мировой резервной валюты и дальнейшего пересмотра всего существующего финансово-экономического миропорядка.
При таком стечении негативных обстоятельств, значительной трансформации будет подвержена не только мировая система кредитно-денежных отношений и инвестиционного капитала, но и значительно пересмотрены правила игры на международном рынке товаров и услуг, что затронет международные торгово-экономические организации, в том числе и ВТО.
Мировая экономика в настоящее время действительно находится перед лицом огромных и трудно прогнозируемых угроз, и от того насколько продуманными и взвешенными будут политико-правовые и финансово-экономические шаги мировых стран-лидеров, в принципе и будет зависеть, в каких условиях национальные экономики смогут развиваться в ближайшие годы.
Украина в случае нарастания общемирового финансового кризиса и дефицита международных финансовых ресурсов также окажется в очень непростой ситуации, что наряду с ее внутренними политико-экономическими проблемами сделает просто невозможными запланированные на будущий год макроэкономические показатели по росту ВВП на 6%, при инфляции в 9,5%.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 25 сентября изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной и национальной валюте со "стабильного" на "негативный". Кроме того, агентство подтвердило долгосрочные РДЭ Украины в иностранной и национальной валюте на уровне BB- (BB минус), краткосрочный РДЭ в иностранной валюте B и рейтинг странового потолка Украины на уровне BB- (BB минус).
Fitch понизило свой прогноз по суверенному рейтингу Украины, мотивируя свою позицию тем, что Украина в настоящее время сталкивается с растущим риском валютного кризиса, обусловленным увеличением дефицита счета текущих операций и ухудшающимися перспективами в области финансирования.
Сильный приток капитала и рост резервов, которые наблюдались в 2008 г., свидетельствуют об определенной устойчивости, однако Украина подвержена растущим рискам при ухудшении фундаментальных показателей и дефиците финансирования.
При этом потребности Украины в зарубежном финансировании будут расти, даже с учетом того, что доступность такого финансирования, похоже, сокращается в условиях ухудшения глобальной рыночной и макроэкономической конъюнктуры.
По прогнозам Fitch, отрицательное сальдо счета текущих операций Украины в 2008 г. увеличится до 7% ВВП, а в 2009 г. - до 8,5% ВВП (по сравнению с 4,2% в 2007 г.) на фоне растущего дефицита торгового баланса. Украина подвержена значительному влиянию со стороны цен на сырьевые товары, в особенности на природный газ и сталь. Импортная цена газа должна повыситься в 2009 г., по мере того как Россия продолжает сокращать разрыв между ценами для Украины и стран Западной Европы. Если произойдет резкое снижение цен на сталь с существующих высоких уровней, это усилит неблагоприятный шок в области условий торговли для Украины, указывает Fitch. Показатель внешней ликвидности у Украины на уровне 96% в 2008г. значительно ниже медианного значения для стран с рейтингами категории BB в 223%, что обеспечивает стране достаточно небольшой запас прочности на случай резкого изменения ситуации в области внешнего финансирования.
Приток капитала в 2008 г. пока остается значительным при увеличении официальных резервов на 20% - до 38 млрд. долл. за восемь месяцев по конец августа. В то же время на перспективы Украины по привлечению необходимого финансирования в течение оставшейся части 2008 г. и в 2009 г. оказывают негативное воздействие ухудшения в области экономической политики, продолжающаяся политическая волатильность и ослабление фундаментальных макроэкономических показателей. Распад коалиции, сформировавшей правительство, 3 сентября повлек за собой четвертый политический кризис на Украине за четыре года и оставил страну без надежного правительства, которое было бы способно справиться с рисками, накапливающимися в экономике.
Денежно-кредитная политика была умеренно ужесточена в апреле-мае 2008 г., однако реальные процентные ставки по-прежнему имеют существенные отрицательные значения, и Fitch ожидает, что к концу 2008 г. инфляция составит 20%, хотя этот показатель и снизится с 26% по состоянию на август. Тем не менее, экономический рост замедляется, а в строительном секторе уже отмечается рецессия. При умеренном замедлении роста возможно сглаживание рисков за счет сокращения импорта, однако при резком снижении может последовать отрицательное влияние на уровень доверия инвесторов и на банковскую систему. Ухудшается качество управления долгом, так как отказ государства идти на более высокую доходность по долговым обязательствам означает, что правительству еще предстоит обеспечить финансирование 2-процентного бюджетного дефицита в 2008 г., создавая риск использования бюджетных депозитов, а это послужило бы неблагоприятным сигналом для рынков. В то же время отмечаются такие благоприятные рейтинговые факторы, как низкий уровень государственного долга (всего лишь 10% ВВП на конец 2007 г.) и погашений суверенного внешнего долга (в совокупности лишь 1,3 млрд. долл. во втором полугодии 2008 г. и в 2009 г.) относительно валютных резервов в размере 38 млрд. долл. и ожидаемого в 2008 г. ВВП на уровне 191 млрд долл.
Появление рисков в сфере внешних финансов, которые привели бы к резкому падению курса гривны, ускорило бы и так высокую инфляцию и сказалось бы на качестве активов в банковской системе, где 51% кредитов номинированы в иностранной валюте. В случае дальнейшего усиления риска возникновения кризиса в сфере внешнего финансирования возможно понижение суверенных рейтингов, отмечает Fitch. Если произойдет ослабление денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики, это также может стать негативным фактором для кредитоспособности.
Наблюдаемое в настоящее время падение темпов роста в национальном производстве, растущее отрицательное сальдо от внешнеторговой деятельности, политическая нестабильность, высокая инфляция, девальвация гривни и недружественный инвестиционный климат будут провоцировать инвестиционную изоляцию нашей страны, что значительно усложнит для Украины реализацию амбиций по успешной подготовке к проведению Евро -2012.
В свою очередь понижение суверенных рейтингов Украины в условиях мирового финансового кризиса сделают крайне проблематичным внешнее заимствования как для украинских финансовых учреждений и предприятий, так и для украинского правительства. При этом ставки по процентам на привлекаемые ресурсы могут вырасти в полтора-два раза от тех уровней, которые действовали для Украины еще в первой половине года.
Тем не менее, на текущей неделе украинские законодатели сумели немного порадовать украинский национальный инвестиционный рынок и вселить в финансовых посредников больше оптимизма на будущее.
Верховная Рада Украины взяла за основу предложения народных депутатов Игоря Прасолова (Партия регионов) и Александра Клименко (блок "Наша Украина - Народная самооборона") исключить ограничения инвестирования активов институтов совместного инвестирования (ИСИ) в акции и облигации украинских эмитентов.
За принятие соответствующего законопроекта о внесении изменений в закон "Об институтах совместного инвестирования (ИСИ, паевых и корпоративных инвестиционных фондов)" в первом чтении во вторник 23 сентября проголосовали 344 народных депутата из 440 зарегистрировавшихся в сессионном зале.
За прошедшие семь лет финансовый рынок в Украине сильно изменился и в действующем законе существует достаточно много норм, которые уже давно устарели и не отвечают требованиям современного фондового рынка, кроме того, есть вопросы, которые вообще не были урегулированы украинским законодательством.
Представляемый законопроект направлен на усовершенствование регистрационных процедур ИСИ и норм диверсификации активов институтов совместного инвестирования, в том числе расширение перечня ликвидных фондовых инструментов.
Ключевым новшеством документа стало снижение ограничений по диверсификации активов публичных инвестиционных фондов (открытых и интервальных), которые больше всего подвержены изменениям конъюнктуры фондового рынка. Диверсифицированным фондам разрешили 100% средств инвестировать в акции и облигации предприятий (сейчас в акциях максимум - 40%, в облигациях - 20%).
Кроме этого увеличены возможности вложений на депозиты, сберегательные сертификаты и банковские металлы с 30% до 50% активов, государственные ценные бумаги - с 25% до 50% и муниципальные облигации - с 10% до 40%. В объекты недвижимости можно будет вкладывать до 10% от стоимости активов.
При этом сохраняется норма об ограничении инвестирования активов ИСИ в ценные бумаги одного эмитента не более 10% от его активов. Помимо этого, документ предполагает сокращение минимальной среднегодовой доли активов, которую должны держать корпоративные инвестфонды (КИФ) в ценных бумагах с 70% до 60%, добавляя к ценным бумагам еще и вложения в недвижимость, максимальная доля которых определяется Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР).
В тексте законопроекта содержится также множество других новшеств, например, о возможности физического лица участвовать в венчурном фонде, но только если его взнос превышает 1500 минимальных заработных плат (на сегодняшний день 772,5 тыс. грн.).
Предполагается также урегулировать порядок внесения ИСИ в реестр, усовершенствовать процедуру регистрации корпоративного инвестфонда, разрешить компаниям по управлению активами управлять ипотечным покрытием.
Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ), совместно с профессиональными участниками фондового рынка и ГКЦБФР уже больше трех лет безуспешно пытались убедить депутатов сделать более либеральным действующее инвестиционное законодательство.
На растущем биржевом рынке проф.участники рынка просили Верховную Раду изменить закон, чтобы расширить возможности по инвестированию в рисковые инструменты, чтобы повысить доходность публичных фондов в условиях резкого роста курсов украинских акций. Однако в условиях финансового кризиса и системно падающего биржевого рынка ключевым посылом УАИБ к парламенту изменить действующий закон стала текущая катастрофическая ситуация на отечественных фондовых площадках, чтобы дать возможность фондам не покупать обесценивающиеся акции, а держать активы в денежных средствах или менее рисковых фондовых инструментов.
Практически всю текущую неделю мировые фондовые рынки проявляли осторожность, и в ожидании дальнейших шагов от американской администрации и ФРС, столь резких скачков, которые произошли в середине сентября, уже не делали.
Тем не менее, кризис доверия продолжается, и цены на акции на биржевых рынках скорей всего в дальнейшем будут больше склонны двигаться вниз, чем повышать свою рыночную капитализацию.
Ценовой тренд в ПФТС также незначительно изменился от уровней недельной давности, но торговля рисковыми инструментами в ПФТС выросла.
Если на предыдущей неделе торги акциями составляли в среднем 10,97 млн. грн., то в отчетную неделю они повысились почти в два раза до среднедневных оборотов в 20,12 млн. грн.
При этом в течение недели торговый оборот ценными бумагами второго эшелона был выше, чем торговля "голубыми фишками", а доля торгов акциями индексной корзины ПФТС достигла 40,18%, при их рыночной доле на предыдущей неделе в 66,02%.
В целом за неделю индексная корзина ПФТС уменьшилась еще на 1,45 пункта (-0,36%), а фондовый индикатор понизился с 397,34 индексных пункта на 19 сентября, до значения в 395,89 индексных пункта, по состоянию на 25 сентября. На предыдущей неделе индекс ПФТС провалился вниз на 8,66% или 37,69 индексных пункта.
С начала недели в ПФТС прошли торги ценными бумагами на 1,03 млрд. грн., из которых 80,48 млн. грн. (7,79%) составила торговля акциями. Неделю назад объем торгов в ПФТС был почти в полтора раза меньше, достигнув 774,22 млн. грн., из которых 54,86 млн. грн. или 7,09% от общей торговой массы биржи наторговали на рынке акций.
За неделю общий спрос на покупку акций в ПФТС повысился на 13 млн. грн., составив 51,9 млн. грн. (+32,53%), а предложение на продажу акций выросло до 69,4 млн. грн. (+10,42%).
Лидерами торгов на рынке акций стали ценные бумаги ОАО "Запорожский абразивный комбинат". С 22 по 25 сентября с акциями предприятия в ПФТС были проведены 10 сделок на 25,06 млн. грн., а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций - 1,2 грн. (-52,0%), на продажу - 3,7 грн. (+8,82%) за акцию. Последняя сделка прошла по цене 3,5 грн. (не изменилась с предыдущей недели) за одну акцию. Спрэд между котировками составил 208,33%.
Второе место заняли ценные бумаги ОАО "Укрсоцбанк" (объем торгов - 9,46 млн. грн.). С начала недели с акциями финансового учреждения в ПФТС прошла 41 сделка, а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций - 0,418 грн. (-10,11%), на продажу - 0,427 грн. (-11,96%) за акцию. Последняя сделка была проведена по цене 0,427 грн. (-11,04%) за одну акцию. Спрэд между котировками составляет 2,15%.
Третье место заняли ценные бумаги ОАО "Райффайзен Банк Аваль" (объем торгов - 5,7 млн. грн.). За неделю с акциями эмитента в торговой системе состоялось 25 сделок, а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций - 0,455 грн. (-0,22%), на продажу - 0,48 грн. (-2,04%) за акцию. Последняя сделка заключена по цене 0,46 грн. (-4,17%) за одну акцию банка. Спрэд между котировками акций достиг 5,49%.
На рынке корпоративных облигаций совокупный спрос на покупку корпоративных бондов за неделю повысился до 28,47 млн. грн. (+17,6%), а общее предложение на продажу составило 156,51 млн. грн. (-3,27%).
В лидеры торгов недели на рынке корпоративных долговых бумаг вышли облигации компаний "Укрсоцбанк" (серия Е) (объем торгов - 318,64 млн. грн.), "Первый Украинский Международный Банк" (серия А) (объем торгов - 82,07 млн. грн.) и "Энергобанк" (серия А) (объем торгов - 51,8 млн. грн.).
На рынке ОВГЗ в течение недели прошли торги на 163,44 млн. грн.
В ПФТС на 25 сентября предложение на продажу госбумаг понизилось до 4,13 млн. грн. (-15,2%), а спрос на покупку составил 5,71 млн. грн. (+60,85%).
Среди госбумаг лидерами стали ОВГЗ сроком погашения 30.12.2009 (объем торгов - 111,78 млн. грн.), ОВГЗ сроком погашения 17.12.2008 (объем торгов - 37,56 млн. грн.) и ОВГЗ со сроком погашения 01.04.2009 (объем торгов - 12,87 млн. грн.). К концу недели общий спрос на покупку муниципальных бондов в ПФТС повысился до 0,95 млн. грн. (+26,67%), а предложение на их продажу составило 8,01 млн. грн. (-14,33%).
На протяжении недели на рынке муниципальных бумаг состоялись торги только с облигациями Киевского городского совета (серия А) (объем торгов - 59,18 млн. грн.), Запорожского городского совета (серия Е) (объем торгов - 23,57 тыс. грн.) и Луцкого городского совета (серия А) (объем торгов - 20,19 тыс. грн.).
По видам торгуемых в ПФТС ценным бумагам лидером остается рынок корпоративных облигаций.
За неделю торги бондами корпораций прошли на сумму в 729,21 млн. грн., а их доля в общей структуре торгов ПФТС составила 70,56%. На предыдущей неделе корпоративных облигаций в ПФТС наторговали на 679,12 млн. грн., а их доля в общих оборотах биржи была 87,72%.
На второй строчке недельного рейтинга торгов разместился рынок государственных облигаций. В период с 22 по 25 сентября ОВГЗ наторговали на 163,44 млн. грн. (15,82%). Неделю назад на рынке госбумаг торговый оборот достиг 39,36 млн. грн. или 5,08% от общего торгового оборота биржи.
Рынок акций снова откатился на третье место. С начала недели сделок с акциями эмитентов было заключено на 80,48 млн. грн., а их доля в общей структуре торгов ПФТС составила 7,79%. Неделю назад торговля акциями достигла 54,86 млн. грн. или 7,09% от совокупного торгового оборота ПФТС.
На рынке муниципальных бондов с 22 по 25 сентября торговый оборот составил 59,23 млн. грн. (5,73%). Неделей ранее торги на данном рынке прошли на 191,86 тыс. грн. (0,02%).
С начала года индекс ПФТС потерял 778,13 пункта или 66,28%, понизившись с отметки в 1174,02 индексных пункта на 28 декабря 2007 года, до значения в 395,89 индексных пункта, по состоянию на 25 сентября 2008 года.
Таблица 1. Структура торгов ценными бумагами в ПФТС (22.09.08-25.09.08)*
Вид ценных бумаг (торгов) Объем торгов Доля в общем объеме торгов ,%
Рынок государственных ценных бумаг 163 439 635.88 15.82
ОВГЗ 163 439 635.88 100.00
Рынок муниципальных ценных бумаг 59 227 435.45 5.73
Муниципальные облигации 59 227 435.45 100.00
Рынок корпоративных облигаций 729 206 857.85 70.56
Корпоративные облигации 729 206 857.85 100.00
Рынок акций 80 480 687.57 7.79
Голубые фишки 32 340 250.25 40.18
Акции 2-го и 3-го уровня 48 140 437.32 59.82
Рынок инвестиционных сертификатов 1 043 427.00 0.10
Инвестиционные сертификаты 1 043 427.00 100.00
Производные ценные бумаги -- --
Опционы -- --
Итого 1 033 398 043.75 100.00
* сумма торгов приведена без учета аннулированных сделок
Таблица 2. Изменение котировок по "голубым фишкам" за период (19.09.08 - 25.09.08)
На текущей неделе лидерами по росту рыночной цены на акции, среди эмитентов индексной корзины ПФТС, стали ценные бумаги ОАО "Киевэнерго", ОАО "Донбассэнерго" и "Укрнефть".
За неделю цена на покупку акций ОАО "Киевэнерго" выросла на 11,67% до 16,75 грн. за акцию, на продажу понизилась до 19,5 грн. (-4,88%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 16,5 грн. (+3,13%) за одну акцию. Спрэд между котировками к окончанию недели составил 16,42%. С начала недели с акциями генерирующей компании прошла 1 сделка на 82,5 тыс. грн.
На втором месте находятся ценные бумаги ОАО "Донбассэнерго". Лучшие биржевые котировки акций эмитента в ПФТС на 25 сентября имели вид: на покупку акций - 33,505 грн. (+9,85%), на продажу - 34,5 грн. (+7,81%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 34,8 грн. (+8,75%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций составляет 2,97%. В течение недели с акциями энергокомпании прошли 11 сделок на 739,31 тыс. грн.
Замыкают ТОП-3 недели среди "голубых фишек" ПФТС, ценные бумаги ОАО "Укрнефть". Лучшие котировки акций эмитента в ПФТС к концу недели составили: на покупку акций - 119,0 грн. (+5,78%), на продажу - 121,5 грн. (+3,85%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 120,0 грн. (+2,56%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций составляет 2,1%. В течение недели с акциями нефтяной компании были заключены 42 сделки на 4,26 млн. грн.
Аутсайдером индексной корзины ПФТС стали ценные бумаги ОАО "Лугансктепловоз".
Лучшие котировки акций предприятия к окончанию недели имели вид: на покупку - 2,35 грн. (-36,49%) за акцию, на продажу - 3,1 грн. (-21,52%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 3,2 грн. (не изменилась с предыдущей недели) за одну акцию. Спрэд между котировками акций достиг 31,91%. За неделю с ценными бумагами эмитента были проведены 3 сделки на 142,0 тыс. грн.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас