Замкнутый круг — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Замкнутый круг

Казна и Политика
855
Моральное состояние рыбаков на 15 судах крупнейшей эстонской пароходной компании Tallink ниже упасть не могло. Люди пока только поговаривают о забастовке, но… "Сейчас все возможно", - говорит Каиа Васк, председатель Независимого профсоюза эстонских моряков. Встревоженная растущей стоимостью жизни в Эстонии, она требует трехкратного увеличения зарплат для недовольных тружеников моря.
Потому что нигде в Европе жизнь не дорожает так быстро, как в Эстонии, Латвии и Литве. Эстонцы стонут от 11,6%-ной инфляции, в Латвии темп роста дороговизны в апреле увеличился до 17,4%. Основные продукты питания - молоко и мучные изделия - в Эстонии сегодня по меньшей мере на 20% дороже, чем год назад. Латышский поставщик газа Latvijas Gaze намерен повысить плату для частных домохозяйств на 71%. В общественном транспорте Риги одно повышение тарифа следует за другим. Литовские парикмахеры жалуются, что у них пропадают клиенты.
Три балтийские страны вместе с Болгарией и Румынией страдают от самого высокого уровня инфляции в Европейском Союзе. Мировой рост цен на продукты питания и энергию оборачивается для этих открытых, ориентированных на импорт экономик значительно более высоким дефицитом платежного баланса, чем, например, для Германии. А более низкие зарплаты - столь высоко ценимые западными инвесторами - делают жизнь для средне- и низкооплачиваемых слоев населения на востоке Евросоюза особенно тяжелой, потому что импортировать продукты питания на востоке часто дороже, чем на западе.
Это связано с трудностями перевозок по местным транспортным сетям. В результате эстонский экономист Яаан Омблус советует своему правительству готовить 1,3 млрд. евро в качестве неотложной помощи для покупателей недвижимости. "Потому что 20 тысяч из них, - опасается Омблус, - скоро будет не в состоянии оплачивать свои ипотечные кредиты".
Рост цен бьет также по перегретому рынку труда. Началась опасная гонка заработной платы. Наемные служащие обосновывают свои постоянные требования по увеличению заработной платы ростом расходов на продукты питания и энергию. И для особо дефицитных специалистов эти требования удовлетворяются. В результате, в Латвии зарплаты в некоторых отраслях по сравнению с прошлым годом возросли на 30%. Мортен Хансен усматривает в этом замкнутый круг.
"Производительность труда не успевает за ростом заработной платы, - говорит главный экономист Stockholm School of Economics в Риге. - Следовательно, предприятия требуют все более высоких цен. И это ведет к росту инфляции".
Борьба за кадры является проблемой и для немецких инвесторов. Таких, как энергопоставщик E.On Ruhrgas. Наряду с российским производителем природного газа Газпромом он является самым крупным акционером балтийских поставщиков газа Eesti Gaas (Эстония), Latvijas Gaze (Латвия) и Lietuvos Dujos (Литва). Но почему у E.On дела должны идти лучше, чем у других инвесторов? Поэтому немецкие менеджеры в наблюдательных советах также принимают решения о повышении платы за природный газ, поставляемый Газпромом из России. Таким образом, предприятие само вызывает новые скачки инфляции.
Так, например, существенный вклад в рост инфляции в своей стране вносит румынская "дочка" энергетического гиганта из Дюссельдорфа. E.On Gaz Romania открыто угрожает прекратить поставки газа населению и предприятиям, если государственное регулирующее ведомство не согласится повысить цены на 19%. По словам председателя наблюдательного совета Ахима Зауля, в этой эскалации виноваты растущие ввозные цены. "E.On Gaz Romania не может долго продавать газ ниже стоимости доставки", - отмечает менеджер.
В Румынии немецкие предприятия также сталкиваются с растущими требованиями по повышению заработной платы. Чем это им грозит? "Ваши расходы растут, а прибыли падают", - говорит Марко Вальде, директор немецко-румынской ТПП в Бухаресте. Забастовки обостряют и без того напряженную ситуацию. Торговые концерны, в том числе Metro и Rewe, заставляют своих клиентов платить по более высоким ценам за продукты сельского хозяйства, взлетевшим после румынской летней засухи прошлого года. В марте темп роста дороговизны превысил 8%.
Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения сотрудников автопроизводителя Dacia на юге Румынии. С плакатами "Прекратить эксплуатацию!" и "Мы - не колония!" тысячи заводчан прекратили свою работу. За ними последовали работающие при Dacia сотрудники немецкого автопоставщика Leoni. Простой производства этой успешной "дочки" Renault, известной своей дешевой моделью Logan, зацепил еще одного немецкого поставщика - Continental, имеющего три филиала в Румынии. Доходы Dacia стали для Renault настоящей находкой, поэтому румынским служащим через три недели забастовок и демонстраций удалось вырвать у своих менеджеров повышение зарплаты почти на 30%.
Но и сам рабочий Dacia виноват в своих проблемах. Многие румыны частично вложили кредиты, полученные на жилье, в новые телевизоры и автомобили. А теперь более высокая стоимость жизни съедает их текущие доходы и затрудняет обслуживание этих кредитов.
И ситуация будет ухудшаться. По меньшей мере, так думают экономисты Международного валютного фонда (IWF). Если их прогнозы оправдаются, то экономика Латвии в этом году очень сильно охладится. Вместо 10,2%-ного роста в 2007 году, латышский ВВП увеличится только на 3,6%. На 2009 год IWF предусматривает для Латвии рост менее чем 1%. Эстонии, согласно прогнозам IWF, также грозит окончание экономического подъема. Рост в этой стране должен упасть с 7,1% до 3%. Румынии и Болгарии IWF в жесткой форме напоминает, что правительства этих стран, по словам руководителя миссии IWF в Румынии и Болгарии Альберта Егера, должны держать инфляцию и требования населения по заработной плате под контролем, иначе они могут нанести вред конкурентоспособности их стран.
Дмитрий Ярош, Христиан Шаудвет
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас