Нефтепереработка: кто забивает баки украинцам и их автомобилям — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нефтепереработка: кто забивает баки украинцам и их автомобилям

Энергетика
1281
До конца года общая доля импортных нефтепродуктов в Украине может увеличиться с 50 до 80%. Отечественные НПЗ не готовы к конкуренции с зарубежными "коллегами" из-за технической отсталости, а устойчивые мировые тенденции к удешевлению нефтепродуктов совсем не означают, что к нам потечет российское топливо по бросовым ценам.
Украинского бензина станет меньше. И это при том, что годовые потребности в 16 млн. т в Украине безуспешно пытаются удовлетворять шесть НПЗ общей мощностью в 52 млн. тонн. Можно ругать внешние тенденции, искать в карманах украинской экономики руки мошенников, однако заключение экспертов простое: кризис украинских НПЗ оформился уже давно. Остановки заводов сейчас лишь обнажают слабые места, которые "не болели" только благодаря благоприятным тенденциям роста цен на нефть.
Чем "болеют" отечественные НПЗ
Когда же нефтяной пузырь сдулся, проблемы украинских НПЗ обнажились еще больше на фоне проворных импортеров. Снижение экспортной пошлины в РФ на нефтепродукты и нефть увеличит прибыль российских компаний, которые ориентируются на мировую цену, однако не осчастливит нашего потребителя. К тому же РФ практически не поставляет бензин в Украину - традиционным товаром от северного соседа был и остается дизель. Импортные бензины А-95, А-98 "родом" из Беларуси, Литвы и Румынии, а также из стран средиземноморского региона.
Кроме того, у зарубежных поставщиков отлажена логистика, у них минимальные остатки и они торгуют с колес, отмечает директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин. Директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар добавляет: "Скорее всего, произойдет символическое снижение цены, а большая часть дельты пойдет в бюджет нефтяных компаний. Для украинского рынка более важно не снижение пошлины, а общая тенденция снижения цены", - отметил Гончар.
По словам исполнительного директора компании UPECO Сергея Куюна , "украинским НПЗ опасаться нечего - хуже, чем сегодня, уже не будет. Из всех работающих заводов на минимальных оборотах работают только Кременчугский, Надвирнянский и Дрогобычский. Единственный - Одесский - НПЗ, который является маломощным по меркам нефтеперерабатывающей отрасли, работает по номинальным показателям".
Низкая эффективность украинских НПЗ ранее нивелировалась постоянно растущими ценами на нефть. То есть на НПЗ работало время, за которое конечный продукт дорожал на несколько процентов. Если бы цена оставалась все время стабильной, кризис отечественных НПЗ дал о себе знать гораздо раньше. Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот: за время переработки сырья в бензин либо дизель нефтепродукт дешевеет и становится неконкурентным.
Что "вылечит" нефтепереработку в Украине
Специалисты утверждают: чтобы украинского бензина на украинском рынке было больше, нужно гармонизировать украинские стандарты с европейскими и усилить систему контроля качества, практически не работающую в настоящее время. "Госпотребстандарт должен иметь возможность проверять качество топлива на АЗС, по крайней мере, 1-2 раза в год, - считает Сапегин. - Кроме того, эффективно реагировать на нарушения, которых у нас с лихвой". Украина также должна определиться со стандартами качества, по которым продается бензин.
По словам аналитиков, практически для всех поставщиков нефтепродуктов в Украину представляет огромный интерес: сюда можно привозить и продавать любой неликвид. Любой сбой в работе зарубежного НПЗ приводит к необходимости повторной переработки топлива. Однако эта проблема решается отправкой некачественного продукта в Украину, которая в этом плане является хорошим рынком сбыта.
Кроме того, говорят эксперты, сейчас можно найти бензин с этикетками "Евро-3" и "Евро-5", однако никто не представляет, каким на самом деле должен быть такой продукт.
Владельцы НПЗ должны инвестировать в заводы средства, чтобы повысить уровень технологий производства и, соответственно, эффективность переработки сырья. Это позволит и более успешно конкурировать с импортными бензинами. "Однако здесь инвесторы могут столкнуться с очень серьезной проблемой, связанной с риском невозврата инвестиций, - предупреждает Сапегин. - Политика РФ на стимулирование экспорта готовой продукции нефтепереработки и сокращение экспорта сырья ставит под угрозу проекты реконструкции украинских заводов. И здесь без поддержки со стороны государства Украина трудно ожидать перемен к лучшему".
Цены на нефть и украинские реалии
Совершенно очевидно, что указанные проблемы в ближайшее время решить не удастся. И не потому, что невозможно - ситуация, когда можно заработать на бодяге и низкокачественных видах топлива, выгодна не только отечественным компаниям и импортерам, но и чиновникам, прикрывающим этот беспредел. Таким образом, мы и дальше будем ездить на разведенном бензине, периодически ремонтируя двигатели и ужасаясь сводкам об экологии. В данной ситуации остается один вопрос: какова будет цена украинского бензина?
Специалисты говорят о нескольких вариантах развития событий:
1) если серьезные игроки (это может быть и РФ и организация стран-экспортеров нефти ОПЕК, встреча которых запланирована в октябре), желающие укрепления спекулятивного фактора, станут нагнетать ситуацию в регионах нефтедобычи, это подхлестнет рост цены на нефть;
2) если доллар будет укрепляться и дальше, американская экономика "задышит" более ровно, США будет придерживаться планов расконсервации своих месторождений - это все стабилизирует цену на нефть на уровне $70-90 за баррель.
Однако это абсолютно не означает, что Украина подхватит положительные тенденции. Как и при увеличении стоимости на нефть, данная ситуация поможет заработать крупным вертикально-интегрированным компаниям, имеющим свою нефть, переработку и сеть АЗС. Все остальные смогут "поживиться" значительно меньше.
"Операторы рынка вступают в неформальные договоренности и выжимают из цены максимум, - объясняет Гончар. - Если бы рынок функционировал по правилам здоровой конкуренции, теоретически можно было бы рассчитывать на интенсивное снижение цены на нефть - при "попутном ветре" благоприятных тенденций уже в следующем году цена на нефть может вернуться на отметку $50. Однако все ограничится символическим снижением к концу октября". При этом до конца года, с учетом плановой остановки ЛИНИКа (Лисичанского НПЗ), импорт нефтепродуктов увеличится до 70-80%. Если год назад мы говорили о конкуренции между украинскими производителями и импортерами, то сегодня конкуренция все больше ощущается среди импортеров.
Алексей Деев
По материалам:
газета Сейчас
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас