До основанья, а затем? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

До основанья, а затем?

Казна и Политика
988
На прошлой неделе Кабмин утвердил проект госбюджета на 2009 год. А 15-го сентября, совет Национального банка обсуждал "Основы денежно-кредитной политики на 2009 год".
Как сообщил в тот же день его глава Петр Порошенко, совет НБУ одобрил макроэкономические прогнозы Кабмина (инфляция 9,5% и рост ВВП на уровне 6%) и утвердил их в документе, которым должен руководствоваться Национальный банк при проведении своей монетарной политики.
"Этому предшествовала непростая, но лишенная политической окраски дискуссия, - сообщил Порошенко. - Утром я собрал в Нацбанке широкий круг экспертов, руководителей миссий Всемирного банка, Международного валютного фонда, пригласил представителей Кабмина, премьер-министра.
Всемирный банк и МВФ отметили, что Украине как никогда нужны согласо­ванные действия. Нацбанк должен дейст­вовать в пределах своей компетенции и выполнять цели, которые обозначены макроэкономическими показателями, подготовленными Кабмином".
Как сообщили отечественные СМИ, Порошенко пояснил, что члены совета НБУ, назначенные Верховной Радой и президентом, отказались от противостояния вокруг прогноза инфляции из-за углубления мирового финансового кризиса.
По информации "ЗН", помимо рекомендаций, что "Украине как никогда нужны согласованные действия", как иностранные, так и отечественные эксперты, с которыми консультировался совет НБУ, настойчиво акцентировали его внимание на еще нескольких чрезвычайно важных обстоятельствах. Перечень которых - наверное, случайно - Порошенко упустил из виду.
В частности, отмечалось, что Украина все быстрее движется к финансовому кризису.
В распоряжении "ЗН" оказалась копия аналитической записки "Как подготовиться к финансовому кризису", подготовленная под руководством сопредседателя рабочей группы "Макроэкономические аспекты инвестиционной политики" Совета инвесторов при КМУ, главы наблюдательного совета The Bleyzer Foundation (Украина) доктора Сегуры.
В ней, в частности, говорится, что текущий мировой кризис ликвидности повышает риск возникновения кризиса в финансовой системе многих стран. А наиболее уязвимыми являются страны с низким показателем покрытия международными резервами объемов краткосрочных долговых обязательств (ниже единицы), значительным отрицательным сальдо текущего счета платежного баланса (более 5% ВВП) и быстрым ростом потребительского кредитования (свыше 15% в год). Показатели Украины по всем этим критериям однозначно свидетельствуют о ее нахождении в зоне риска.
Также эксперты Bleyzer Foundation указывают, что на протяжении нескольких последних месяцев росла обеспокоенность представителей крупных международных банков Европы и Америки относительно обострения рисков в финансовой системе Украины. Многие экономисты этих учреждений считают высокой вероятность наступления финансового кризиса в Украине в течение последующих 12 месяцев.
Помимо этого, на фоне значительно обострившейся напряженности на мировых рынках становится крайне актуальной высокая зависимость от динамики мировых сырьевых цен экспортных секторов украинской экономики (и в первую очередь - металлургии, которая обеспечила половину общего прироста экспорта по итогам семи месяцев). По собственным прогнозам правительства, отрицательное сальдо торгового баланса в нынешнем году вырастет до 17,7 млрд. долл. (около 9% прогнозируемого ВВП), а в 2009-м - до 25,3 млрд. долл. (около 10% прогнозируемого ВВП в 1,27 млрд. грн. при условии сохранения курса 4,85 грн./долл.). При этом непонятно, какая цена на газ (260, 300 или 400 долл./тыс. кубометров) закладывалась в этот прогноз.
Дисбалансы во внешней торговле Украины до самого последнего времени покрывались притоком внешних финансовых ресурсов. Но не свидетельствует ли о том, что этот внешний приток уже начал иссякать, резкая перемена баланса на валютном рынке в пользу иностранных денежных знаков, о чем говорит рост котировок доллара как на межбанке, так и в обменных пунктах?
И не свидетельствует ли о продолжающемся ухудшении настроений мировых инвесторов происшедшее за последнюю неделю дальнейшее увеличение спрэда доходности украинских суверенных облигаций (индекс ЕМBI+ Украины) с 600 до 700 пунктов и более (общий для всех развивающихся экономик индекс на 275 пунктов меньше)?
Спрэд на суверенный дефолт Украины (CDS 5Y Украина) за последние семь дней тоже вырос - с 500 до 665 пунктов. Для сравнения: российский аналог этого показателя (CDS 5Y Россия), который с момента начала грузинского конфликта увеличился почти в три раза, составляет всего 284 пункта. Т.е. почти в 2,5 раза ниже.
Так что это своим соотечественникам можно пудрить мозги заявлениями об окончательной победе над инфляцией, а также о том, что ее (инфляцию) стимулировала "абсолютно не интеллектуальная монетарная политика", а не рост уровня заработной платы или компенсационные выплаты по обесцененным сбережениям. Кстати, произнеся эти слова, глава Кабмина уже дала четко понять, кто будет назначен одним из главных виновников, когда не сбудется утвержденный Кабмином инфляционный прогноз.
Увы, инфляция в Украине остается чрезвычайно высокой: годовые темпы роста потребительских цен - 26%, базовая инфляция - 21%, темпы роста цен производителей, которые еще обязательно о себе заявят "во всей красе", - 46,9%. Какие ответы на эти вызовы предусматривают приоритеты бюджетной политики как нынешнего, так и следующего года? Ответ - никакие.
Достаточно сказать, что при 45% роста расходов консолидированного бюджета в январе-июле 90% этих расходов шли на финансирование текущих затрат и только 8,6% - на капитальные расходы.
На самом деле ключевой причиной последовательного сползания Украины к финансовому кризису является длительный (начиная с 2005 года) потребительский бум, который существенно превышает возможности экономики. Причем этого не скроешь ни от мировых инвесторов, ни от их "сторожевых псов" - рейтинговых агентств.
Агентство Fitch Ratings, ухудшая в мае с.г. прогноз по рейтингу Украины, обосновало этот шаг тем, что "хорошим макроэкономическим показателям Украины угрожают растущие риски, связанные с ускорением инфляции и увеличением отрицательного сальдо счета текущих операций". А также тем, что "неопределенность мер, предпринимаемых в рамках проводимой политики, не обеспечивает убедительного сглаживания краткосрочных рисков для экономики".
А Standard & Poor’s не так давно напомнило тем, кто забыл, что основанием для понижения кредитного рейтинга Украины в июне с.г. послужила "неспособность руководства страны принять эффективные меры против роста инфляции в условиях перегрева экономики".
При этом подписанный правительством и НБУ Меморандум о взаимопонимании аналитики оценивают, как "обнадеживающий первый шаг" к лучшей координации в фискальной и монетарной политике. Но с оговоркой: "Оценивать способность украинского правительства выполнить условия данного соглашения (а оно включает положение о сбережении и нерасходовании всех доходов, превышающих заложенные в бюджет в 2008 году) пока преждевременно".
Напомним, в подписанных соглашениях между Нацбанком и правительством был и такой пункт: "При подготовке Бюджетной декларации на 2009-й и последующие годы осуществлять политику повышения социальных стандартов в соответствии с ростом производительности труда (то есть фактически реальным ростом экономики)".
Читаем пояснительную записку к проекту бюджета-2009. Там сами авторы ставят себе в заслугу, что запланированный рост реальных зарплат (17,3%) будет значительно опережать темпы роста ВВП (6%). Правда, подобный реальный рост возможен только в случае, если инфляция окажется в рамках правительственного прогноза (9,5%), что при таком-то бюджете практически невероятно.
Параметры и приоритеты бюджета следующего года заставляют подозревать, что уровень инфляции в 2009-м будет как минимум в два раза выше - в аккурат на уровне дефлятора ВВП в 20%, заложенного в проекте бюджета. Именно столько получается, если соотнести запланированное увеличение на 27,2% номинального значения ВВП (с 996,4 до 1267,5 млрд. грн.) с 6% реального роста. Так что население, то есть нас с вами, снова обманут: инфляция съест все номинальные увеличения. А вот стабильность экономики и ее финансовой системы оказались фактически брошенными на произвол судьбы. До них ли, если завтра - выборы?
Юрий Сколотяный
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас