Шантаж как способ повышения зарплаты: эффект может быть самым неожиданным — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Шантаж как способ повышения зарплаты: эффект может быть самым неожиданным

1156
Постоянный мониторинг сайтов по поиску работы не всегда является свидетельством того, что человек собирается уволиться. Нередко сотрудник просто хочет составить свое мнение о спросе на профессию, о зарплатах и перспективах роста на данном рынке. И узнав, что зарплата на аналогичной должности компании-конкурента на $50 больше, многие тут же пускаются шантажировать родного работодателя.
"Или повышайте мне зарплату, или я увольняюсь!" - с таким или примерно таким заявлением время от времени сталкивается большинство работодателей. Реагируют на подобные угрозы по-разному, в зависимости от ценности сотрудника, обоснованности его требований, возможностей компании и многих других факторов. Что же такое "шантаж увольнением": эффективный способ добиться повышения оклада или метод, к которому следует прибегать лишь в самом крайнем случае? Ответы на этот вопрос интернет-газета "СЕЙЧАС" выясняла у экспертов.
Не стоит заблуждаться относительно своей значимости
Специалисты утверждают, что шантаж, как правило, используется в двух случаях: либо шантажирующий сотрудник действительно занимает одну из ключевых позиций в компании, либо сильно заблуждается относительно собственной значимости. И, кстати, заблуждающихся немало.
"Условно всех специалистов можно разделить на три большие подгруппы: очень ценные, средней ценности и проходные. Первые ценятся высоко и обеспечиваются выгодными условиями работы и хорошей зарплатой. Вторые тоже ценятся, но пользуются общими льготами - их можно перевести в другой отдел, отправить на учебу, немного повысить оклад. Что касается "проходных", то здесь уже название говорит само за себя. Их легко принять на работу, легко уволить, и на предприятии от этого ничего кардинально не изменится", - считает вице-президент НПЦ "Дианализ" Виктория Егорова. По ее словам, любой организации может быть выгодно взять такого сотрудника на несколько месяцев, платить ему вполовину меньше и без сожаления расстаться, не сокрушаясь о потраченных на его рост силах и средствах. И, разумеется, никакой шантаж здесь не поможет.
Компания как кузнец своего счастья
По мнению руководителя департамента маркетинга сети магазинов ProStor Виктории Гнаток, многое зависит не от конкретного сотрудника, а от компании. "Нашим сотрудникам мы предлагаем множество путей для развития. И у действительно талантливого, инициативного, целеустремленного человека в нашей компании не возникает необходимости выдвигать какие-либо ультиматумы, поскольку его труд и самоотдача руководством замечаются раньше", - отметила Гнаток. По ее словам, "формируя собственную систему отношений, каждая компания самостоятельно закладывает в корпоративный фундамент все будущие успехи и проблемы, то есть сама является "кузнецом" командного духа. Как известно, что посеешь, то и пожнешь. Поэтому мы стараемся, чтобы личные и профессиональные принципы соискателя были созвучны с нашими. Такой подход практически исключает появление в нашей команде случайных людей".
Тем не менее опросы показывают, что далеко не всегда труд "вознаграждается по достоинству", в связи с чем некоторые сотрудники считают возможным "подтолкнуть" работодателя к "правильному" решению. Впрочем, этот номер проходит не у всех.
"Если сотрудник пытается меня шантажировать, мы не сработаемся, каким бы ценным он ни был. Общеизвестно, что шантажист не успокаивается никогда, и каждый раз требует все больше и больше, и шантаж на рабочем месте ничем не отличается от того, который карается по закону", - отметил директор одной из столичных фирм, пожелавший остаться неназванным. По его словам, негласное правило, которому следуют практически все руководители со стажем, - выдержать "мхатовскую паузу". То есть не давать ответ сразу, а за время, взятое на размышления, распределить обязанности шантажиста между другими сотрудниками, после чего спокойно распрощаться с шантажистом.
"Шантаж по своей сути - это преступление, направленное против личности, и, как и всякое подобное действие, шантаж вызывает противодействие. От шантажистов всегда стремятся избавиться: либо убирая причину, либо самого шантажиста", - рассказывает Егорова. По ее словам, даже если работник шантажом улучшит свое положение, поскольку решение было принято руководством под давлением, сотруднику этого не простят. И в скором времени шантажист заметит, что выгодных клиентов к нему не подпускают, интересные заказы не дают и вообще стараются нейтрализовать. "К тому же прием с шантажом удачно срабатывает максимум один раз - если сотрудник действительно в данный момент незаменим и руководство не готово к его потере. К следующему разу руководитель будет начеку и сумеет подготовиться", - говорит психолог.
Создать положительный имидж непросто
Нередко сотрудники прибегают к похожему, но все же не такому кардинальному способу. А именно: работник сообщает работодателю о том, что ему предложили более высокооплачиваемую и престижную работу, но он... отказался.
Как разъяснила психолог Марина Деркач, "и в этом случае достигнуть ожидаемого эффекта удается не всегда. Нередко подобные заявления не только не повышают статус сотрудника в глазах руководства и не создают положительный имидж верного сотрудника, но выглядят нелепо. У работодателя неизбежно возникнет вопрос, почему столь выгодное предложение так и не было принято? Может, сотрудник сомневается в своих способностях? Или слишком ленив, чтобы что-то начинать сначала? А, может, просто выдумал историю, дабы набить себе цену?".
По мнению психолога, со стороны руководителя было бы неразумно повышать специалиста в должности или увеличивать ему зарплату только лишь потому, что где-то ему обещали больше. "Зарплаты, премии и должности должны распределяться в зависимости от заслуг сотрудника, а не от внешних факторов, порой придуманных", - говорит Деркач.
Кстати, на рынке находится все больше компаний, которые придерживаются принципа "ни при каких условиях не удерживать сотрудников, которые хотят уйти". И причина кроется именно в том, что шантаж со стороны подчиненных уже давно перестал быть редким явлением. Как рассказала консультант по подбору персонала рекрутинговой компании HRC Talents Наталья Воскобойникова, из-за того, что компании перекупают друг у друга ценные кадры, работодатели становятся жертвами шантажа со стороны специалистов с уникальным опытом, которым сложно найти замену. Выбор у работодателя небольшой: либо удовлетворять их требования (скорее всего, до следующего предложения извне), либо лишиться ценного кадра.
Когда просить прибавку?
Если работник действительно считает, что он достоин большего и может рассчитывать на лучшее место, правильнее будет не шантажировать, а открыто поговорить с руководством. Тогда он либо честно получит прибавку, либо честно уйдет в другое место, говорит Егорова.
Кстати, знающие люди утверждают, что просить прибавку нужно в подходящий момент. В зависимости от обстоятельств за одни и те же заслуги могут в какой-то момент дать "от ворот поворот", а в какой-то - увеличить оклад в 1,5-2 раза. О том, что походящий момент наступил, могут свидетельствовать завершенная удачная сделка, рост прибыли, выход на рынок сильного конкурента, а также личный "прыжок выше головы".
Просить прибавку лучше в среду
А, например, американские социологи выяснили, что просить прибавку к зарплате лучше в среду. Данные, собранные в ходе опроса, показали, что "прошения" в этот день заканчивались более успешно. "Насколько результаты исследования применимы к украинским реалиям, сказать сложно. В любом случае можно говорить о том, что не стоит надеяться на удовлетворение своей просьбы только лишь на том основании, что она прозвучала в среду", - говорит Деркач. Кстати, даже по средам специалисты советуют просить увеличения зарплаты не чаще раза (максимум - двух раз) в год.
Эксперты кадрового рынка настоятельно советуют избегать категорических ультиматумов. Лучше преподносить свои требования завуалировано, а идеальный вариант - вообще воспользоваться тактикой распространения слухов.
И, наконец, главное правило безопасного шантажа - не блефовать. На случай, если ультиматум не сработает, неплохо было бы иметь в активе альтернативное предложение - иначе можно остаться на улице. Хорошая новость для шантажистов: учитывая нехватку ценных кадров, работодатели, вопреки здравому смыслу, все же идут навстречу. Плохая новость для работодателей: опыт показывает, что сотрудник-шантажист, даже получив желаемое, как правило все равно покидает компанию в течение года.
Наталья Мичковская
По материалам:
газета Сейчас
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас