Украина на грани торговой войны с Европой — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украина на грани торговой войны с Европой

Казна и Политика
1075
Заместитель главы секретариата президента Андрей Гончарук утверждает, что власти Евросоюза проводят дискриминационную политику по отношению к украинским производителям. Если ситуация не изменится, наша страна будет вынуждена или обратиться в комиссию по урегулированию споров ВТО, или же применить ответные санкции к европейским компаниям.
На недавней встрече с комиссаром Еврокомиссии по вопросам внешней торговли Питером Мендельсоном вы подняли вопрос о несправедливости антидемпинговых расследований в отношении Украины. О чем именно шла речь?
Нас не устраивает, что Еврокомиссия не признает рыночный принцип формирования цены на газ. По ее мнению, украинские производители потребляют природный газ российского происхождения по ценам существенно ниже среднеевропейских.
При этом, насколько мне известно, недавно в одном из расследований адвокатами украинского производителя было доказано противоположное - цены на энергоносители для промышленных предприятий Украины были на уровне минимальных тарифов для производителей ЕС. Европейская сторона не хочет принимать этот факт, и это становится причиной завышения демпинговых пошлин во многих антидемпинговых расследованиях.
Кто от этого страдает в первую очередь?
Производители химической и металлургической продукции. На стоимость их продукции цена на энергоресурсы влияет в большей степени. Наша позиция: Еврокомиссия не учитывает, что импортируемый в Украину газ на самом деле идет из стран Центральной и Средней Азии, а ценообразование осуществляется по рыночному принципу.
Кроме того, в последнее время со стороны Еврокомиссии появилась негативная тенденция безосновательно не принимать во внимание в ходе расследований фактические данные, предоставляемые украинскими предприятиями. Это происходит с единственной целью: максимально завысить антидемпинговую пошлину для импорта украинской продукции. При этом нарушаются не только нормы Европейского антидемпингового регламента, но и Антидемпинговое соглашение ВТО, членом которого является Украина.
Какие меры предпринимает украинская сторона, чтобы доказать свою правоту?
В случае если Еврокомиссия будет и в дальнейшем использовать "газовый" аргумент или применять иные "сомнительные" подходы для искусственного увеличения антидемпинговой пошлины для украинских производителей, наши правительственные органы получат все основания, для того чтобы обратиться в орган по урегулированию торговых споров ВТО. Другой вариант - введение ответных мер против государств, которые дискриминируют украинских производителей.
Во сколько обходится участие Украины в рабочих группах относительно вступления других государств в ВТО?
С точностью до сотни гривен ответить не могу, но знаю, что значительно дешевле, чем наше присутствие в СНГ. В то же время, для того чтобы пользоваться всеми преимуществами ВТО и усилить наше присутствие в организации, нам необходимо открыть свое представительство в Женеве. Хотя, возможно, на начальном этапе мы ограничимся назначением представителя в ВТО. В данный момент этот вопрос решается.
Какие требования предъявляет Украина к торговому режиму с Россией, которая вплотную подошла к вступлению в ВТО?
Заседание рабочей группы по рассмотрению заявки России о вступлении в ВТО состоялось в середине июня. Тогда Украина не выдвигала своих требований к российской стороне. Однако наш представитель выступил с заявлением, что Украина оставляет за собой право на вступление в двусторонние переговоры с Россией по некоторым вопросам.
Украина запросила обязательства России перед ВТО по товарам и услугам после вступления и сейчас изучает эти документы.
Назовите проблемные вопросы в торговых отношениях с Россией.
Сюда можно отнести и ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции, которые обосновываются несоответствием санитарным и фитосанитарным правилам России, отдельные торгово-защитные меры в отношении металлургической, кондитерской, химической продукции и т.д. В случае если эти меры не удовлетворяют нормам ВТО, эти вопросы целесообразно урегулировать в переговорном процессе о вступлении Российской Федерации в организацию.
К другим странам-претендентам на вступление в ВТО есть серьезные претензии?
Есть некоторые вопросы по Казахстану и Узбекистану в плане изъятий из режима свободной торговли (например, сахара, спирта и другой продукции). Но эти страны еще не так близки к вступлению, как Россия.
Сотрудничество между Секретариатом президента и правительством по вопросам ВТО вы можете назвать конструктивным?
Приведу один пример: 17 июня вышел указ президента, обязывающий Кабмин подать украинской делегации директивы для переговоров в Дохе (этот раунд переговоров посвящен устранению экспортных барьеров и созданию условий для более либеральной торговли между странами с разным уровнем развития). До сих пор эти директивы поданы не были, а если и были, то не в том виде, в котором должны были быть.
Все ли обязательства выполнила Украина, которые давала при вступлении в ВТО?
Остались еще технические вопросы. В частности, это касается снижения импортных пошлин на ряд товаров. Ранее Верховная Рада утвердила, мягко говоря, несколько отличные от наших договоренностей с ВТО импортные пошлины на автомобили, шоколад, мясо, вино и другую продукцию. Этот скандальный закон был принят народными депутатами, но ветирован президентом.
По вашему мнению, кто лоббировал принятие закона, предполагающего сохранение высоких импортных пошлин на указанные товары?
Производители этих товаров.
Как, по вашему мнению, скажется вступление Украины в ВТО на отечественных автопроизводителях?
Например, возможное появление большого количества стареньких машин в Украине может стать сигналом для отечественных производителей Lanos, что необходимо производить более качественную продукцию, чтобы она могла конкурировать с семи- и восьмилетними иномарками. Это же касается производителей галстуков, носков и т.д.
Смогут ли производители трубной продукции значительно увеличить экспортные поставки?
В 2007 году украинские производители, наоборот, потеряли часть рынка сбыта. Это связано со вступлением в ЕС Румынии и Болгарии - покупателей нашей продукции. На них стали распространяться квоты Евросоюза (антидемпинговые ограничения в ЕС распространяются на 80-85% ассортимента импортируемых труб). В 2007 году квота Украины на экспорт металла в страны ЕС составляла 1,32 миллиона тонн. После вступления в ЕС Румынии и Болгарии она была увеличена совсем незначительно. Таким образом, в Евросоюз (с учетом двух присоединившихся к нему стран) экспорт уменьшился на 300-400 тысяч тонн.
Тем не менее с получением рыночного статуса в ЕС и вступлением в ВТО у украинских трубников, как и у остальных производителей промышленной продукции, появилась возможность инициировать пересмотр дискриминационных действующих мер или при посредничестве государства обратиться в орган по урегулированию торговых споров ВТО. В результате этого можно существенно снизить уровень применяемых на сегодняшний день антидемпинговых пошлин или вообще добиться их отмены.
В конце июля переговоры ВТО в Женеве по сокращению аграрных субсидий зашли в тупик. С чем это связано?
Камнем преткновения стал вопрос, могут ли развивающиеся страны для защиты агросектора от массированного импорта вводить защитные импортные пошлины в рамках специального защитного механизма. А если могут, то в какой мере? Вероятно, переговоры возобновятся не раньше начала 2009 года.
Как это может отразиться на Украине?
Пожалуй, это тот случай, когда для нашей страны было бы лучше, если бы переговоры по сокращению субсидий увенчались успехом. Ведь они ведутся с развитыми странами, в первую очередь с ЕС и США. Подписание соглашений стимулировало бы рост инвестиций в сельское хозяйство Украины и повысило бы конкурентоспособность нашей продукции. А введение защитных импортных пошлин также было бы выгодно для наших производителей.
Премьер Тимошенко заявила о намерении дотировать сельское хозяйство из расчета на каждый гектар посевов. Согласно требованиям ВТО, все дотации должны сохраняться на уровне, зафиксированном в обязательствах перед ВТО. Насколько эти обязательства ограничивают возможности Украины?
В соответствии с договоренностями Украины, годовой уровень поддержки сельского хозяйства не должен превышать 3,043 миллиарда гривен. Кроме того, дополнительно Украина может выделять до 5% от суммы стоимости валовой продукции за год. Эти ограничения действуют в рамках "желтой корзины" - категории субсидий, которые могут влиять на производство и торговлю.
В то же время Украина не имеет ограничений со стороны ВТО относительно тех программ поддержки, которые не влияют на торговлю или же влияют на нее минимально. К ним относятся расходы на создание инфраструктуры, обучение специалистов, инспекции продукции, создание современной системы технических стандартов.
Недавно президент отменил экспортные индикативные цены. Этот механизм регулирования экспорта работал более 10 лет. Чем вызвана его отмена?
В середине 1990-х, когда рынок был стихийным, когда не были сформированы цивилизованные механизмы торговли, индикативные цены носили в какой-то мере контрольный характер. Но постепенно они изменили свою функцию с контрольной на информационную. Зачем запрещать устанавливать низкие цены на экспортную продукцию, ведь понятно, что никто в ущерб себе продавать не станет? Кроме того, это решение было принято в рамках соглашений с ВТО.
Но что теперь помешает украинским компаниям продавать товары аффилированным компаниям за границу по заниженным ценам, таким образом уклоняясь от уплаты налогов?
Сегодня достаточно центров, специализирующихся на изучении рыночной конъюнктуры, которые проводят довольно подробные исследования цен. И таможенные органы, и субъекты внешнеэкономической деятельности смогут использовать данные этих центров. Если сегодня кто-то станет явно занижать таможенную стоимость как при экспорте, так и при импорте товаров, то таможенные органы имеют в своем распоряжении набор действенных механизмов, чтобы воспрепятствовать этому. А в украинском законодательстве, в том числе и в Уголовном кодексе, существует ряд статей, с помощью которых можно пресечь деятельность подобных Остапов Бендеров.
Как сегодня Украина борется с серым импортом по заниженным ценам?
С серыми схемами активно борются как соответствующие органы во главе с таможней, так и официальные импортеры. Возьмите, к примеру, автомобильный рынок: все мы видели, какими популярными в Украине были автомобили Mitsubishi Pajero, привезенные с Ближнего Востока. Их низкая стоимость обуславливалась, в первую очередь, менее мощными и, соответственно, более дешевыми двигателями и иной комплектацией. Но автомобили в такой "дешевой" комплектации официально по решению производителя в Украину не поставлялись, то есть речь шла именно о сером импорте, как импорте, не одобренном производителем, а не о занижении таможенной стоимости (которая тоже могла быть). Как только такие автомобили стали поставляться у официальных импортеров, визуально количество Mitsubishi Pajero на стоянках серых дилеров сократилось в разы.
Есть ли на данный момент какие-то подвижки в переговорах Украины относительно упрощения визового режима?
У нас уже улучшилась ситуация, например, со Штатами. За несколько лет процент отказов в выдаче виз уменьшился в три раза - с 38% до 11%. Пока остается затруднительным получение виз в посольствах ряда стран, входящих в Шенгенское соглашение, несмотря на то, что уже несколько месяцев, как действует договор с ЕС об упрощении оформления виз. Причем очень часто отказы продиктованы какими-то субъективными причинами. В ближайшее время президент даст поручение Кабмину очень серьезно изучить практику выдачи виз, в том числе и этими странами. Также правительство должно будет рассмотреть возможные механизмы защиты наших граждан.
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас