Аналитики: Вооруженный конфликт резко повышает риски транзита нефти и газа через Грузию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Аналитики: Вооруженный конфликт резко повышает риски транзита нефти и газа через Грузию

Энергетика
199
Аналитики инвестиционной компании (ИК) "Тройка Диалог" считают, что ситуация в Грузии резко повысила риски, связанные с транзитом энергоносителей через территорию этого закавказского государства.
"За последние 5-10 лет Грузия приобрела большое значение для транзита нефти и нефтепродуктов, главным образом - в Европу. Кроме того, эта страна рассматривается как один из возможных транзитных маршрутов в рамках нескольких международных проектов транспортировки нефти и газа из Средней Азии на мировые рынки, в том числе - в страны черноморского бассейна", - говорится в обзоре ИК.
По мнению аналитиков "Тройки Диалог", теоретически, возможен срыв поставок совокупным объемом приблизительно в 1,6 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. При этом они отмечают, что устаревший трубопровод Баку-Новороссийск пропускной способностью в 100 тыс. баррелей в сутки, очевидно, не позволит компенсировать срыв поставок.
Таким образом, если конфликт затянется, на кону окажутся значительные объемы нефти, подчеркивают эксперты инвесткомпании.
Кроме того, аналитики полагают, что конфликт может заставить задуматься над рисками использования для транзита грузинской территории при реализации ряда международных проектов в нефтегазовом секторе, в рамках которых предполагалось использовать маршруты в обход России, такие как трубопровод Одесса-Броды.
Аналитики также считают вероятным, что и Казахстан может задуматься над надежностью экспорта нефти через Азербайджан и Грузию. Тем более, что недавний взрыв, организованный курдскими повстанцами на турецкой части трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и приведший к временной приостановке транзита по нему, вызывает все больше опасений относительно безопасности экспорта нефти и газа по закавказским трубопроводам.
Как считают аналитики, возможно, это самое важное, любое потенциальное вмешательство Украины (на Черном море) в конфликт, даже символическое, может привести к еще большей напряженности в и без того сложных отношениях Украины и России по энергетическому вопросу.
"Очевидно, что Украина - ключевая страна транзита российской нефти и газа в Европу. Пока, однако, мы не рассматриваем возможность перебоев с поставками российских энергоресурсов через территорию Украины", - отмечается в обзоре.
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) общей протяженностью 1767 км, является основным маршрутом транспортировки нефти по территории Грузии, где его протяженность составляет 267 км. Пропускная мощность трубопровода в настоящее время равна 1,0 млн баррелей в сутки, в следующем году ее планируется увеличить до 1,2 млн баррелей в сутки, что позволит транспортировать дополнительные объемы азербайджанской нефти и газового конденсата.
Каспийская нефть также транспортируется по трубопроводу Баку-Супса (общая протяженность - 530 км, пропускная мощность - 145 тыс. баррелей в сутки), эксплуатация которой возобновилась недавно, после ремонта и модернизации.
В Грузии находится несколько морских нефтяных портов, используемых, в основном, для отгрузки каспийской нефти. Крупнейший в настоящее время терминал - в Батуми, пропускная способность которого составляет до 300 тыс. баррелей в сутки нефти и нефтепродуктов. В 2007 году через Батуми отгружалось 190 тыс. баррелей в сутки, в том числе 132 тыс. баррелей нефти. Объемы поставок сократились на 18,7% к уровню 2006 года в связи с пуском нефтепровода БТД. Нефть и нефтепродукты поступают в Батуми по железной дороге, главным образом - из Азербайджана, некоторое количество - из Казахстана.
В 2007 году Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) ввела в эксплуатацию новый терминал для перевалки нефти и нефтепродуктов в Кулеви (пропускная способность - 200 тыс. баррелей в сутки, стоимость - $300 млн). Новый порт также находится на черноморском побережье Грузии, он может принимать супертанкеры дедвейтом в 150 тыс. тонн. В настоящее время пропускная способность Кулеви составляет 200 тыс. баррелей в сутки, однако ее планируется увеличить до 400-700 тыс. баррелей в сутки. Через терминал отгружаются нефть, дизельное топливо и мазут, поставляемые по железной дороге из Азербайджана, Туркмении и Казахстана.
Через территорию Грузии проходит маршрут Южно-Кавказского газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, по которому газ поставляется из Азербайджана в Турцию, откуда его можно экспортировать на рынки Южной Европы. Сейчас пропускная способность этой магистрали - около 6,6 млрд кубометров в год, ее планируется увеличить приблизительно до 16 млрд кубометров в год после ввода в эксплуатацию второй очереди месторождения Шах-Дениз.
По материалам:
Інтерфакс-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас