"Одесса-Броды". Труба — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Одесса-Броды". Труба

Энергетика
362
Будучи частью просвещенной общины, а также выполняя приказ Президента, мы решили сделать свои суждения относительно скандала вокруг "Одесса-Бродов". Это не так легко, кстати, как кажется Виктору Ющенку, так как на самом деле "мало чем мы владеем". Но с миру по нитке... Так вот.
Скандал
Деталей пересказывать не будем. Кажется, что даже украинские растаманы уже знают о том, что Секретариат Президента придумал схему, как энергетически унезависить государство. А Кабмин, небось, провоцированный Москвой, сорвал исторический шанс развернуть "Одесса-Броды" в сторону мероприятия.
"Высокие стороны" к аргументам не опускались. Т.е. узнать об официальных цифрах, фактах, было невозможно. Одни говорили о "срыве диверсификации", другие - о "Росукрэнерго-3". Тем и утешались.
Договор трактовали, кто как хотел. СМИ старались молчать. Лишь на второй неделя дискуссий народный депутат от "Привата" Игорь Палица в конце концов открыл часть документации. За что ему от журналистов искренняя благодарность. Подчеркнем, однако - часть. Хотя и того, что известно, хватает, лишь бы составить более-менее адекватное представление о том, что предполагается сделать с "Одесса-Бродами".
Преамбула
Так похоже, что Ющенко таки договорился с Алиевым о снабжении нефти. Это большая победа Украины. Которая почти полностью является заслугой нашего Президента. Без иронии. Особенно, если знать, сколько лет к этому он шел.
Небольшая историческая справка. Во время первого пришествия к власти "померанцевая коалиция" сделала серию удачных переговоров с Азербайджаном относительно поставок нефти в Украину.
Азербайджан, как известно - не Украина, и притом со своими особенностями. Одной из них является то, что договориться о таком сотрудничестве не может ни "Нафтогаз", ни профильный министр, ни даже Кабмин. Исторически сложилось, что переговоры такого сорта могут вестись исключительно между президентами (как, кстати, и о туркменском газе).
И Виктор Ющенко их провел. Трудно сказать, что сподвигло его покинуть обычное хобби и израсходовать время на что-то прикладное. Главное не в этом.
Важным есть то, что в 2005 году Украина и Азербайджан были за шаг к подписанию договора. Тогда не сложилось. С изменением правительства на Грушевского вернулся известный "диверсификатор" Юрий Бойко, дальше можно не продолжать...
Что в то время интересовало Азербайджан? Ведь нефть он мог продавать всегда и кому-угодно. "От Тегерана - к самым, к окраинам". Бизнес-логика прикаспийского государства заключалась в создании пусть чего-то похожего на переработку. Т.е. или НПЗ, или сетей АЗС. Азербайджан устал продавать сырую нефть, хотелось чего-то "чистого и светлого". Как бензин.
Украина могла предложить и то, и другое. Именно тогда в переговорах и появился "Приват", у которого был контроль и над НПЗ, и над несколькими сотнями АЗС.
Эксперты, приближенные к информации, делились в те времена с автором этих строк своими сомнениями. С одной стороны, говорили они, проект уникален, так как в самом деле впервые заводит в Украину нерусскую нефть, с другого - оставались сомнения, какую позицию займет "Приват". Т.е. выберет вариант, чтобы и самим заработать, и чтобы сделать хорошо государству, или пойдет классическим путем: заработать только себе. "Время пройдет - увидим",- как правило, заканчивали они свои раздумья. Время прошло. Можно смотреть.
"Одесса-Броды"-2008. Плюсы от Президента
Простившись в прошлом году с бойко-клюевским ТЭКом, Украина снова повернула лицо к Азербайджану. И снова договорилась.
Не будем сейчас дискутировать с возможными комментариями на манер "Нефти нет и не будет. Азербайджан не может заполнить даже джейханську трубу и т.д.". Эту тему перенесем на другое время. Слишком уже много здесь дополнительных фактов: и логика контрактов, и политическая составляющая, и ценовая политика...
В любом случае возможность попадания 8 млн. тон нефти в Украину с тех 40, которые добывает Азербайджан - вполне возможна.
Так вот, казалось, что в этом году Украина сделала в конце концов все, что надо. Для того, лишь бы пересчитать плюсы, воспользуемся логикой Секретариата Президента и "Привата":
- Украина диверсифицирует энергоснабжение;
- Украина показывает Европе, что она, в конце концов, готовая к сотрудничеству;
- Наплыв нефти собьет цены на бензин;
- Рабочие западноукраинских НПЗ будут иметь работу.
Больше плюсов не называли. Сразу скажем, что третий пункт выглядит если не насмешкой, то по крайней мере сомнительно. Западноукраинские заводы "Привату" со своей никчемной глубиной переработки имели бы получать нефть за бесценок, чтобы залить Украину конкурентным бензином.
Хотя, конечно, схему можно найти и здесь. Для примера, выработать много своего бензина - дорогого и некачественного, а потом пролоббироать запрет на импортный - более дешевый и лучший. Только за такую "поддержку отечественного производителя" надо если не убивать, то по крайней мере садить.
Относительно других плюсов. Они, безусловно, существуют. Однако есть и несколько минусов, один из которых видно невооруженным глазом. Прежде чем к ним перейти, одним предложениям напомним, что же было предложено сделать с "Одесса-Броды".
Группа "Приват" в лице офшорной "Milbert Ventures Inc" (Виргинские острова) предложила взять в аренду нефтепровод "Одесса-Броды" на два года. Для того, чтобы перекачивать каждый год 5 млн.т нефти на Надворную и Дрогобыч, а еще 3 млн. т - в Европу.
Платить собиралась $68,4 млн в год. Именно такая цифра появлялась в печати.
Цифра похожа на правду, поскольку в проекте договора на 5млн.т, которые Игорь Палица показал журналистам, фигурировала сумма $41,8 млн. Правда, на конкретные вопрос proUA ответил более туманно: "В соглашении предусмотренна ровно та сумма, которую должны получить Укртранснафта в этом году за транспортировку в реверсном режиме. Т.е. переключение нефтепровода в аверс ни на копейку не уменьшит поступления в государственный бюджет".
О деньгах поговорим со временем, после других минусов.
Минусы от Кабмина
Кабинет Министров сначала держал паузу. Ограничившись громким обвинением об "Росукрэнерго-3". Однако со временем устами министра топлива и энергетики Юрия Продан наконец назвал свои претензии:
- нет гарантии наличия каспийской нефти;
- существует риск, что аренда трубопровода будет эксклюзивной и надолго;
- проект не было согласованно с "Сарматией".
По доброй украинской традиции, деталей соглашения чиновники решили тоже не раскрывать. Т.е. обычный украинец, слушая Кабмин, должен верить, что "там что-то не так", слушая СП - "там все прекрасно". Напомним - это относительно договора, который кардинально влияет на жизнь всей страны. О более мелких следках граждане чаще всего не узнают вообще.
Всякая гласность имеет свою границу. Даже Игорь Палица, сделав беспрецедентный шаг и показав договор на 5 млн. т., все же решил второй документ ( на 3 млн.т экспорта) оставить в тайне. Подобная судьба постигла и десять Приложений к первому Договору.
Соответственно у журналистов родились сомнения, а иногда и подозрения. Которыми просто тяжело не поделиться.
Сомнения от журналистов
Сомнение первое. Зачем прячут владельцев офшора?
О Виргинском "Milbert Ventures" функционеры СП и "Привата" говорят как о девичьей добродетели перед свадьбой. Будто все понимают, что эта деталь праздника есть важной, но публично обсуждать ТАКОЕ - как-то оно не по-человечески.
Уполномоченный Президента Украины Богдан Соколовский высказался, скажем, так: "Кто является владельцем, нас во-первых, не сильно интересует, а во-вторых, ну, нет права узнавать, кто является владельцем компании. Важно, чтобы компания работала в рамках норм".
Глава правления НПК "Галиция" Александр Лазорко: "это известная трейдерская нефтяная компания, и почему к ней могут возникать вопросы?"
И только Игорь Палица сказал немного увереннее, хотя и не без словесного выверта:
"Наверное, она имеет отношение к группе Приват. А что плохого в том, что украинская компания, которая имеет деньги, готова вложить эти деньги в Украине? Она не выводит на Кипр свои деньги, как некоторые другие компании, она предлагает свои услуги здесь, в Украине, для украинцев". Жаль, что народный депутат не уточнил, или он сказал "наверное", или "наверно". В любом случае, выглядит так, что по крайней мере на сегодня "Milbert Ventures" является собственностью "Привата". Даже счет там свой держит.
Возникает банальный вопрос, почему не сказать откровенно, что офшор принадлежит "Привату", как, в конце концов, и много других
Или не потому, что с помощью офшора очень легко изменить владельца, а соответственно и арендатора трубопровода? Без лишних заявлений в печати, без сложности с образованием чего-то на манер "Milbert Ventures-Nadvirnyanska", etc.
Сомнение второе. Сколько нефти дойдет к западноукраинским НПЗ?
Сомнение выглядит достаточно глубинно. Во-первых, такого количества нефти эти заводы еще не перерабатывали. Во-вторых, если НПЗ зальются под завязку каспийской нефтью, то куда девается украинская? Скорее всего, на Кременчуг. А если "Приват" потеряет там контроль?
Тогда остается лишь один путь: на Запад. Кстати, Договор на снабжение нефти составлено так, что "Приват" может использовать нефть как угодно.
Во-первых, в Договоре на 5 млн. т указано почему-то аж четыре маршрута: два на НПЗ, а два - на границу. Во-вторых, "Указанные в этом пункте объемы могут быть перераспределены между Заказчиками..."
Т.е. арендатор трубопровода имеет все юридические возможности весь объем нефти перекачивать на экспорт. Понятно, что в таком случае поляки, чехи или белорусы (Соколовский намекал о Мозыре) будут вести переговоры не с украинским государством, а с "Milbert Ventures" - реальным контролером "Одесса-Броды".
Сомнение третий. На какое время "Приват" берет трубу в аренду?
Все представители СП-"Привата" убеждают, что лишь на два года и без единых преференций.
Цитата Соколовского: "Может Milbert и хотело какие-то эксклюзивные права, но хотеть можно, получить - нет".
А вот пункт в Договоре: "Заказчик имеет первоочередное (перед третьими лицами) право на пролонгацию данного договора. В случае предоставления третьими лицами лучших условий, чем те, которые определены данным договором, Исполнитель (Укртранснафта) имеет право после окончания срока действия данного договора укладывать такие договора с третьими лицами на таких условиях лишь после предоставления письменного отказа Заказчика ( Привату) от пролонгации данного договора на условиях, которые были предложены третьими лицами Исполнителю".
Человеческим языком это означает, что "Приват" может управлять трубой ровно столько, сколько захотит.
Сомнение четвертое. Достаточно ли денег на аренду?
От января 2004-го до конца 2007-го ТНК-ВР прокачала немного больше 19 млн.тон, заплатив $205 млн. Т.е. приблизительно в пропорции: "1 млн.тон нефти - 10 млн. долларов".
Следует напомнить, что вопреки обязательству россиян полностью заполнять трубу (9 млн.тон ежегодно) такое чудо произошло лишь в прошлом году. Да и то "с нюансом". По данным руководителя энергетических программ Центра "Номос" Михаила Гончара, такие объемы прокачки были обусловлены тем, что россиянам резко снизили цену на транспортировку.
"На протяжении 2004-2006 лет нефтепровод не дотягивал даже к уровню минимальной рентабельности - прокачивалось лишь несколько миллионов тон нефти в год вместо обещанных девяти. Лишь в 2007-ому прокачали такое количество, но по заниженному вдвое тарифу. В начале в этом году объемы упали, поскольку русская "Транснефть" подняла тариф по своей территории".
Так вот, считаем. Во-первых, "Приват" предлагает немного меньше денег, чем россияне. Так как если взять алгоритм "1-10", то за перекачку 8 млн. тон надо было бы заплатить не 68, а около 80 миллионов долларов.
Во-вторых, как и с каждой украинской трубой - тарифы для россиян есть "добрососедскими". Если произойдет так, что нефть будет покупать, скажем, Чехия, то, ясно - тарифы возрастут. Европа все-таки. Однако дельты от роста Украинское государство не увидит. Цена аренды зафиксирована. Излишком смогут утешаться лишь ребята с Британских Виргинских островов.
Кроме этих нескольких сомнений есть еще ряд других. А кроме того существует еще и одно убеждение. С отрицательным, к сожалению, претекстом.
Непонятный партнер
Должны лишний раз напомнить, что переговоры с Азербайджаном о нефти вел не "Приват", а украинская власть. Часто в виде лично Виктора Ющенко. На протяжении трех последних лет.
На подобно высоком уровне велись переговоры с возможными покупателями в Европе.
Т.е. цепь "покупатель-продавец" был создан за счет госресурсов, а затем, извините за пышное слово, за счет налогоплательщиков. Саму трубу тоже не виргинские рабочие прокладывали.
И вот после того, как было сделано практически все, чтобы развернуть нефтяной поток - все эти наработки были подарены офшоры.
Если выходить из такой парадигмы, то с таким же успехом можно отдать в аренду газотранспортную магистраль.
Берем фирму с офшора, укладываем на два года аренду ГТС, цена аренды - ровно столько, сколько платит Россия на данном этапе (по 1.7). А дальше продаем транзитные услуги по 9.3. Государство должно быть удовлетворенным: за трубой кто-то присматривает, деньги платит, людей не освобождает.
С ГТС такая схема выглядит абсурдной, с "Одесса-Бродами" почему-то - нет.
"proUA" спросил Игоря Палицу, зачем было вводить частную компанию? Т.е. почему транспортировкой нефти не занялась самая "Укртранснафта"?
Ответ был такой: "Посему не сделало государство? Я тоже считаю, что это должна делать государство. Но оно этого не делает.".
И дальше: " Она (Milbert-proUA) сюда была вписана по просьбе Укртранснафты. Так как Укртранснафта захотела, чтобы иностранная компания предоставила гарантии банков первой величины о финансировании. И она туда была задействована."
Где-то немного западнее Украины представители "Укртранснафты" уже бы ходили через день на допросы, отвечая на банальное: "Кто вам дал рекомендации к таким действиям?", "Кто познакомил вас с представителями офшорв" и т.д.
У нас, понятно - наоборот: Совет Нацбезопасности рекомендует правительству одуматься и до 1 сентября подписать Договора.
Что делать?
Предположим оптимистично: в Украине еще остались члены правительства, которые заботятся о государственном интересе. Что им делать?
Задача не такика уж и легкая, как может показаться на первый взгляд. Договоренности о нефти - в руках Президента. А он вполне может сказать: хотите самые транспортировать нефть за границу - езжайте договариваться к Алиеву. Правительство не договорится. Не та волна отношений.
Безусловно, фраза "Или "Приват" - или реверс" выглядит как шантаж, но кто бы на такие мелочи обращал внимание?
Выкрутиться с патовой ситуации, как не удивительно, может лишь открытость правительства перед обществом.
Переговоры "в тесном кругу", в новейший украинской истории, часто заканчивались сдачей национальных интересов. Затем членам правительства нужно привлечь в свои союзники средних граждан.
Попробуйте спрогнозировать, как эти граждане отреагировали бы на такое заявление: "Правительство полстью поддерживает стремление Виктора Ющенко диверсифицировать поставки нефти в Украину. Однако просит Президента рассмотреть возможность транспортировки нефтепродуктов государственной структурой в рамках соглашений с европейскими потребителями ...и т.д. и т.п."?.
Думается, что "обычные" поддержали бы такую мысль. И с нетерпением бы ожидали реакции Президента. Конкретного ответа, а не туманных фраз об общем добре.
Не нужно излагать невероятные коммерческие тонкость, тем более тайны. Однако "Одесса-Броды" - это не продажа киоска. Это вещь, которой нас заставляли гордиться на протяжении последних 10 лет. А если национальная гордость решена отдать в аренду - это хотелось бы по крайней мере знать, кто к этому приложился более всего. Чтобы иметь, что вспомнить, когда в конце концов придет время...
По материалам:
Proua.com
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас