Хватит ли украинской власти мужества в борьбе с инфляцией? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Хватит ли украинской власти мужества в борьбе с инфляцией?

Казна и Политика
1179
Главной проблемой украинской экономики, как и политики, по-прежнему остается отсутствие доверия к заявлениям, взятым обязательствам, провозглашенным намерениям и планам. Причина этого - их неконкретность и, чаще всего, нереалистичность и противоречивость. Хотя без честного определения реальных проблем нельзя достичь поставленных целей.
Приоритетом для Украины в 2008-м и, как минимум, в ближайшие два года является восстановление ценовой стабильности. Фактически деятельность всех органов власти - президента Украины, правительства, Национального банка - проверяется их заявлениями, планами и, главное, действиями по уменьшению инфляции.
Тем не менее, даже постановка вопроса об инфляции вызывает противоречивую реакцию высших должностных лиц страны. Она воспринимается как результат политических интриг - то ли политических оппонентов, то ли международных финансовых организаций. Звучат обвинения в том, что даже обнародование тех или иных прогнозов инфляции ведет к росту инфляционных ожиданий.
Некоторые политики призывают не верить ни одному из прогнозов, звучащих из уст представителей власти, и вместе с тем дают оценки относительно прогноза, например, валютного курса национальной валюты к доллару США на конец 2008 года, чего никогда не делают политические деятели практически ни в одной стране, а тем более руководители правительств, президентских администраций и центральных банков.
Показатель инфляции является ключевым для планирования деятельности, как правительства, так и бизнеса, каждого конкретного человека. Реалистичность этого показателя (не только на один год, но и в средне- и долгосрочной перспективе), доверие к нему со стороны бизнеса и общества является залогом экономического роста.
К сожалению, по показателям инфляции Украина занимает одно из худших мест в мир. Это ослабляет ее позиции в суверенных рейтингах, негативно влияет на значение индексов глобальной конкурентоспособности. Нереалистичность правительственных прогнозов воспринимается и как неспособность и неготовность власти бороться и сдерживать инфляцию, а следовательно, приводит к худшему позиционированию Украины в международных оценках. Последним примером этого является снижение рейтинга Украины агентством Standard&Poors.
Инфляционное давление все еще носит угрожающий характер
Майское повышение индекса потребительских цен на 1,3% не должно успокаивать. Дело не только в том, что хотя это значительно ниже, чем в предыдущие месяцы текущего года, но является самым высоким значением начиная с 2000 года и на 0,8 процентного пункта (п.п.) превышает среднее значение майского уровня индекса потребительских цен за последние пять лет.
Сейчас у всех на слуху, что рост инфляции с начала года достиг 14,6%, при этом общий уровень за последние 12 месяцев составляет 31,1%, а индекса цен производителей - 39,4%. Вместе с тем без должного внимания пока остается наиболее угрожающая тенденция усиления фундаментальных факторов инфляции.
Восходящий тренд базовой инфляции (инфляции спроса) наблюдается уже в течение года, и он достиг уровня 20,1% (изменение за последние 12 месяцев составляет 14,4 п.п.). Узкая базовая инфляция (то есть изменение цен на непродовольственные товары за исключением топлива), в значительной мере отображающая импортируемую инфляцию, тоже имеет восходящий тренд: с мая 2007 года по май с.г. ее показатель возрос на 4,1% и достиг 6,6%.
Рост базовой инфляции за май (на 1,8%) впервые превысил общий рост индекса потребительских цен. А ее вклад в рост инфляции постоянно увеличивается (почти 77% в росте индекса потребительских цен в мае, 38,4% - с начала года, почти 35% - в росте инфляции за последние 12 месяцев).
Хотя рост небазовой инфляции (инфляции предложения) практически остановился, она по-прежнему остается на очень высоком уровне (46,4%). Это в значительной степени обусловлено прекращением роста цен на сырые продукты и топливо, а также удержанием органами власти цен и тарифов, регулируемых административно. С одной стороны, такие действия властей снижают текущее инфляционное давление, но с другой - грозят в дальнейшем значительными структурными деформациями, приведут к необходимости через некоторое время значительно повышать цены и тарифы, регулируемые административно.
По-прежнему растут цены практически во всех отраслях промышленности: за май - на 3,7%, с начала года - на 24,2%. Локомотивом роста индекса цен производителей выступили металлургия и нефтепереработка, что связано с высоким спросом на их продукцию на мировых рынках, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды (из-за роста цен на импортируемый газ для предприятий с 130 до 179,5 долл. США за тысячу кубометров).
Существующие структурные перекосы в динамике цен разных отраслей уже сейчас начали реализовываться в повышении цен перерабатывающей промышленности и электроэнергетики, что создает дополнительное инфляционное давление. Нужно учитывать, что при этом в Украине с лагом в шесть-девять месяцев инфляция цен производителей реализуется в рост потребительских цен. То есть влияние высокой инфляции цен производителей на рост индекса потребительских цен будет наблюдаться как минимум до конца 2008 года.
Одновременно продолжают действовать (и усиливаются) инфляционные ожидания, как из-за политической неопределенности, так и вследствие популистских призывов, касающихся ускорения повышения номинальных социальных стандартов (перенос сроков повышения заработной платы, увеличение номинальной заработной платы в последующие три года на 25%, доведение в ближайшие годы заработной платы в Украине до европейских стандартов без какого-либо соотнесения с динамикой производительности труда и т.п.).
По предварительным результатам опросов 1200 предприятий, ежеквартально проводимых НБУ, доля тех, кто ожидает в следующие 12 месяцев (май 2009 года к маю 2008-го) инфляцию на уровне выше 20%, нынче составляет более трети (34%), а в первом квартале таких респондентов было около 22%.
Главной угрозой является раскручивание спирали "цены - зарплата и социальные трансферты - цены". Фундаментальные причины высокой инфляции в Украине и вызванные ею потери
Потери, которые понесут общество, бизнес и каждый гражданин от высокой инфляции, уже неоднократно обсуждались. Соответствующие аналитические оценки НБУ и анализ фундаментальных причин инфляции и главных последствий (как позитивных, так и негативных) от ревальвации гривни размещены на сайте НБУ, и каждый может с ними ознакомиться.
Но все-таки хочу подчеркнуть, что высокая инфляция является скрытой государственной конфискацией денег у населения через инфляционный налог и, соответственно, угнетает темпы роста реальных доходов населения. Причем чем выше инфляция, тем больше перераспределение доходов от лиц, имеющих фиксированный доход, к лицам, чьи доходы индексируются в соответствии с инфляцией.
Рост потребительских цен носит асимметричный характер для слоев населения с различным уровнем дохода. За счет структуры потребления высокая инфляция в наибольшей степени сказывается на малообеспеченных слоях населения, поскольку цены на продукты питания растут значительно быстрее, нежели потребительские цены в целом по экономике. Кроме того, в условиях высокой инфляции уменьшается желание населения экономить деньги и, как следствие, растут ажиотажный спрос и долларизация.
Наиболее значительное негативное влияние инфляции ощущают наименее обеспеченные слои населения, расходующие на продукты питания более 70% своих доходов. Для них инфляция в годовом измерении к концу апреля уже достигает около 38,2%. Даже заложенное в государственном бюджете повышение минимальных пенсий на весь 2008 год (19,9%) при текущей инфляции уже практически не ощутимо.
Вместе с тем покупательная способность доходов населения снизилась за четыре месяца 2008 года на 17,6 млрд. грн. А потери покупательной способности всех депозитов за этот же период составили 35,7 млрд. грн., за январь-май 2008-го - 39 млрд. грн.
Хотя высокий уровень инфляции в Украине обусловлен и объективными внешними факторами, прежде всего - общемировыми тенденциями к стремительному повышению цен на продукты питания и энергоносители, нужно признать, чтобы не повторять ошибок в будущем, что главными факторами роста инфляции являются внутренние.
Основными среди них являются:
1) Значительное углубление в последние годы разрыва между темпами роста доходов населения и темпами повышения производительности труда в экономике.
За три последних года рост ВВП составил 18,6%, а конечных потребительских расходов домохозяйств - 63,7%. Как результат, инфляция в течение этих лет фактически не опускалась ниже 10%, достигнув к концу 2007 года почти 17%.
2) Экспансионистская фискальная политика всех последних правительств.
Так, только за первый квартал 2008 года текущие трансферты населению выросли на 87,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. И хотя фактическое повышение социальных стандартов за первый квартал не было столь значительным (12-14%), а объем выплат населению по утраченным сбережениям составил 4,35 млрд. грн., в условиях довольно высоких инфляционных ожиданий провозглашенные намерения о значительном повышении социальных выплат в текущем году (даже запланированные на конец года) и в последующие три года дали дополнительный толчок к раскручиванию инфляционной спирали.
3) Неурегулированность на отдельных товарных рынках.
За год с мая 2007-го по май 2008-го цены на все продукты питания повысились на 48,5%. Цены по отдельным пищевым товарам обусловлены не экономическими факторами, а являются результатом то ли договоренностей отдельных крупных трейдеров, то ли недостатка предложения продуктов питания украинских товаропроизводителей. Украинская экономика по-прежнему остается уязвимой
По оценкам международного рейтингового агентства Fitch Ratings, Украина занимает второе место в группе стран, наиболее уязвимых к инфляционным шокам (среди развивающихся стран).
Для справки: индекс относительной уязвимости развивающихся рынков к инфляционным шокам базируется на динамике инфляции, степени перегрева внутренней экономики, условиях денежно-кредитной политики и значимости внутреннего рынка долговых обязательств для суверенного эмитента.
В течение 2008 года доходность облигаций украинских эмитентов значительно превышала средний уровень для новых рыночных экономик. В значительной степени это связано, кроме высокой инфляции, с существующими трендами по ухудшению на протяжении последних лет сальдо текущего счета, высоким частным долгом, недостаточной четкостью обязательств относительно возможного дефицита бюджета (с учетом взятых обязательств по погашению в 2008-2009 годах всех обязательств Ощадбанка бывшего СССР), высокой зависимостью экономической активности в Украине от мировых цен на сталь.
Недопущение в прошлые годы номинального укрепления валютного курса гривни приводило к тому, что реальное укрепление валюты, обусловленное фундаментальными причинами, происходило через более высокую инфляцию.
Вместе с тем факт привязки к доллару США не обеспечивал сохранения ценовой конкурентоспособности, приводил к реальному укреплению валюты и усиливал инфляционное давление. Значительное превышение в течение последних пяти лет уровня инфляции в Украине над уровнем инфляции в странах - торговых партнерах сводило на нет все выгоды от удешевления гривны по отношению к евро и российскому рублю.
И хотя, по оценкам специалистов НБУ, гривна все еще остается недооцененной и имеет некоторый тренд к ревальвации, существует угроза, что в случае несдерживания внутреннего спроса и инфляции в среднесрочной перспективе возможно дальнейшее снижение конкурентоспособности украинской экономики и, как результат, завышение стоимости национальной денежной единицы.
Экономическая активность в Украине сохраняется на уровне, который хоть и незначительно, но превышает потенциальный
Положительной является динамика ВВП (6,2% - рост за январь-апрель) и промышленного производства, ускорившегося с 7,8% в первом квартале до 8,3% - в апреле-мае. Общий рост промышленности за январь-май составляет 8%.
С учетом ожиданий неплохого урожая и высоких цен на продукцию украинского экспорта (металлургия) прогноз относительно экономического роста как специалистов НБУ, так и украинских и международных экспертов (МВФ, Всемирного банка) находится в пределах 5,5-7%.
Сейчас для Украины высокая инфляция намного более опасна, чем незначительное замедление экономического роста. Только низкий и стабильный уровень инфляции поддерживает макроэкономическую стабильность и позволяет стране, бизнесу осуществлять займы на внутреннем рынке вместо кредитов в иностранной валюте на международных рынках капитала. Вместе с тем неспособность сдерживать инфляционное давление является риском для макроэкономической стабильности и среднесрочных перспектив роста.
Монетарная политика: четкость поставленных целей и их реализация
Нужно откровенно признать, что четкости целей монетарной политики и обязательств по ее достижению нет ни на законодательном уровне, ни в основном документе, ежегодно принимаемом Советом Национального банка Украины, а именно - в "Основах денежно-кредитной политики".
В соответствии с Конституцией Украины и законом об НБУ, главной функцией Нацбанка является обеспечение стабильности денежной единицы. Но это положение можно трактовать неоднозначно, потому что в нем четко не определено, что именно является приоритетом - цели внутренней (ценовой) или внешней (курсовой) стабильности.
Фактически отсутствуют целевые значения на среднесрочный период, что не позволяет в полной мере проводить адекватную монетарную политику, поскольку эффективный временной горизонт ее влияния составляет год-полтора.
"Основы денежно-кредитной политики" принимаются каждый год, начиная с 2001-го. Однако некоторые положения этого документа имеют внутренние противоречия, например:
- одновременное установление прогнозных значений показателей (ИПЦ, обменный курс) и промежуточных целей (денежных агрегатов - монетарной базы и денежной массы), которые часто противоречат друг другу, из-за чего возникают сложности в их достижении;
- документ носит декларативный характер, в нем отсутствуют четкие меры политики НБУ по сдерживанию инфляции и не описываются механизмы координации с фискальной политикой;
- траектория целей, утверждавшихся ежегодно в 2001-2007 годах, не имеет единого направления в среднесрочном периоде;
- пересмотр целей в течение года, имеющий более адаптивный характер.
Именно поэтому реализация утвержденных целей монетарной политики с 2001 года характеризовалась следующими признаками:
- постоянное невыполнение целей: рост инфляции и денежных агрегатов почти всегда превышал цель, динамика обменного курса находилась ниже цели;
- монетарная политика фактически направлялась на поддержание стабильности обменного курса гривни к доллару США (кроме 2005 года, когда была проведена одномоментная коррекция курса), что значительно усложняет усиление роли процентной политики в регулировании денежно-кредитного рынка и развитии фондового и валютного рынков, не стимулирует развитие риск-менеджмента в коммерческих банках, что противоречит заявленному переходу к режиму инфляционного таргетирования;
- решения, принимаемые монетарными властями, в частности по изменению учетной ставки, до сих пор не сопровождались подробными комментариями с экономическим обоснованием, что не дает возможности субъектам рынка понять причины изменений и ожидать их в будущем.
"Основы денежно-кредитной политики" во все годы содержали спорные положения и неопределенности. В частности, в документе на 2008 год установленная цель "содействия сдерживанию инфляции на уровне 9,6% и прогнозируемой динамики обменного курса" опирается на инфляционную цель, определенную правительством. Однако отсутствует обоснование, каким образом прогнозируемое значение инфляции будет достигнуто в условиях постоянного роста цен на газ и отсутствия четкой информации от правительства о динамике цен, регулируемых административно, объемах и структуре бюджетных расходов, в частности динамике социальных стандартов.
Еще не имея полной информации о проекте бюджета на 2008 год, глава НБУ Владимир Стельмах заявил, что он провоцирует усиление инфляции в стране на уровне не менее 15%. Действительность, в том числе объемы и структура бюджетных расходов в первые месяцы с.г. и их влияние на инфляцию, превзошла самые пессимистические ожидания.
Широко применяется словосочетание, которого на самом деле нет в "Основах денежно-кредитной политики", - "валютный коридор". Оно воспринималось обществом (бизнесом) как безусловное обязательство НБУ по удержанию обменного курса гривны к доллару США в определенных пределах: 4,95-5,25 грн./долл.
К сожалению, члены и Совета, и правления НБУ, в частности и автор этих строк, не опровергали постоянных заявлений отдельных должностных лиц о сохранении в течение 2008 года фактически фиксированного валютного курса гривны. Что вступало в противоречие с целями по сдерживанию инфляции и никоим образом не учитывало динамику курса доллара США к другим ключевым валютам. Напомню, что за последние два года доллар США относительно евро ослабел почти на 20%.
Все это усложнило проведение монетарной политики в 2008 году, когда абсолютно четкой стала дилемма: или действия по сдерживанию инфляции, или сохранение фактического фиксированного курса и усиление и без того чрезвычайно угрожающих инфляционных процессов.
В свое время специалисты НБУ с привлечением иностранных экспертов ввели в практику публичные дискуссии со всеми заинтересованными сторонами об усилении роли Национального банка в обеспечении ценовой стабильности, определении факторов, ограничивающих влияние НБУ на инфляционные процессы, а также путях уменьшения негативного влияния этих факторов. Подготовлена Зеленая книга "Как усилить роль НБУ в обеспечении ценовой стабильности?", которая была размещена на официальном сайте НБУ.
Она содержит основные положения о необходимости внесения изменений в Закон "О Национальном банке Украины" относительно:
1) четкости определения стратегической цели монетарной политики и границ ответственности НБУ за ее достижение;
2) определения требований к кандидатам на пост председателя НБУ, а также исключения из указанного закона положений, подразумевающих возможность увольнения председателя НБУ по политическим мотивам;
3) получения возможности использования НБУ собственных макроэкономических прогнозов при разработке "Основ денежно-кредитной политики";
4) разработки Стратегии коммуникации и расширения набора средств информирования и коммуникации с общественностью.
Чтобы предоставить обществу четкую среднесрочную цель относительно инфляции, работники НБУ на основе опыта ряда стран (Новой Зеландии, Канады) еще несколько лет назад подготовили и фактически согласовали проект соответствующего Меморандума НБУ с Кабинетом министров.
Проект меморандума содержит обязательства НБУ и Кабинета министров относительно:
- публичного провозглашения целей по ценовой стабильности и принципов проведения политики по их достижению как в кратко-, так и в среднесрочном периоде;
- обеспечения регулярного разъяснения всем субъектам рынка, каким образом выполняется цель по обеспечению ценовой стабильности и к каким мерам в среднесрочной перспективе могут прибегнуть правительство и Национальный банк Украины для содействия выполнению этой цели;
- регулярного информирования общественности об изменении подходов относительно механизмов и использования соответствующих инструментов влияния на ценовую динамику.
Национальный банк неоднократно обращался ко всем предыдущим и нынешнему правительству с просьбой предоставить обоснование реалистичности прогнозируемой инфляции на среднесрочный период. Но камнем преткновения остается недостаточная реалистичность и обоснованность прогнозируемого правительством уровня инфляции, отсутствие четкой политики относительно будущей динамики цен, регулируемых административно (прежде всего на газ и электроэнергию), в том числе цен и тарифов для населения.
Тут мы должны были использовать пример России, где траектория динамики цен на энергоносители (газ, электроэнергию) как для объектов хозяйствования, так и для домохозяйств четко установлена на период до 2011 года.
Практически ни одно из последних правительств (кроме правительства Еханурова) не отваживалось принимать непопулярные решения, что усложняло - и чрезвычайно усложнит в будущем - определение целей по инфляции. Добавляют трудностей и регулярные политические потрясения, которые приводят или могут привести к очередным выборам. Как следствие, звучат очередные обещания номинального повышения заработной платы, пенсий и т.п.
Поэтому нужен некоторый переходный период, пока, как отмечала на одной из своих пресс-конференций премьер-министр Тимошенко, НБУ, как и центральные банки других стран, сможет отвечать за сохранение ценовой стабильности в стране. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что залогом ценовой стабильности, кроме действий монетарных властей, является взвешенная макроэкономическая, прежде всего фискальная политика правительства.
Приоритет монетарной политики в 2008 году - сдерживание инфляции
С начала 2007-го, в отличие от прошлых лет, в Украине наблюдается взаимосвязь между динамикой монетарных агрегатов (денежной массы) и инфляцией.
В сложных политических условиях прошлого года НБУ был вынужден поддерживать стабильность гривни к доллару США. И фактически был вынужден выкупить весь излишек валюты при превышении предложения над спросом, эмитировав соответственно гривню. Разумеется, что с определенным лагом эта денежная масса влияет на инфляционные процессы. Вместе с тем фактически произошло насыщение экономики деньгами, которые в достаточной степени обеспечивают экономический рост и в нынешнем году.
Усиление действия фундаментальных факторов потребовало от Национального банка уже в конце 2007-го внедрения более жесткой монетарной политики.
Необходимо признать, что правительственная административная машина была слишком малоэффективна как в разработке действенных антиинфляционных мер, так и в воплощении их в жизнь. Только под давлением НБУ в эти меры были включены пункты, которые, в частности, касаются фискальных обязательств правительства и согласования дальнейшего роста социальных стандартов с повышением производительности труда. Однако меры, направленные на развитие прозрачной конкуренции, повышение качества продукции и насыщение ею внутреннего рынка, входящие в сферу ответственности Антимонопольного комитета и отраслевых министерств, прописаны нечетко и неконкретно. А уже осуществленные на товарных рынках шаги по сотрудничеству с бизнес-структурами были довольно неуклюжими и воспринимаются скорее как административное вмешательство.
Антиинфляционная политика Национального банка направлена на выполнение двуединой задачи - затормозить рост цен, не навредив при этом экономическому росту и не ухудшив финансовую стабильность банковского сектора. С этой целью НБУ использовал и будет использовать основный спектр имеющихся инструментов, а именно: повышение размера ставок по активным операциям Национального банка и учетной ставки, усиление требований к уровню капитализации банков Украины, проведение мобилизационных операций.
Почему Нацбанк вынужден отходить от фиксации валютного курса
Стабильность официального обменного курса гривни к доллару США сыграла свою положительную роль на этапе снижения уровня инфляции от высоких до умеренных темпов и посткризисной стабилизации экономики. Однако при фиксированном курсе существенно сужаются возможности монетарной политики влиять на инфляционные процессы и противодействовать внешним шокам (например, росту цен на энергоносители), что особенно актуально для небольшой открытой экономики.
Недостаточное доверие к национальной валюте вызывает значительную долларизацию и рост валютных рисков для всех субъектов хозяйствования. Вместе с тем фиксированный курс при относительно свободном движении капитала стимулирует чрезмерную кредитную активность за счет иностранных займов, а значит, обуславливает накопление валютных дисбалансов, являющихся предпосылкой финансовых кризисов (например, Мексика в 1995 году, Таиланд в 1997 году).
Удерживая стабильным официальный курс гривни к доллару США, НБУ не прибегал к жесткой фиксации обменных курсов, формирующихся на валютном рынке Украины и отражающих колебания валютного спроса и предложения.
В условиях значительного притока капитала было принято решение о постепенном повышении гибкости обменного курса и изменении официального валютного курса, который будет максимально приближен к существующему на рынке. Как результат, Нацбанк практически не выходил на валютный рынок и позволил рынку самостоятельно определить курс, близкий к равновесному уровню.
Почему НБУ пошел на резкое укрепление гривны, а не прибегнул к более плавному переходу?
Мировой опыт свидетельствует, что на первых этапах отхода от фиксированного курса, особенно когда он удерживался на протяжении нескольких лет, попытки центрального банка удерживать курс в границах коридора приводят к тому, что он стремительно приближается к нижней границе. Тем самым центральный банк, провоцируя атаки спекулятивного капитала, в том числе внешнего, вынужден выкупать излишки валюты, тем самым увеличивая эмиссию.
Все, кто следит за валютным рынком, должны помнить появление в последние месяцы прогнозов аналитических центров о возможности укрепления гривны к концу года на уровне 4,6 грн./долл. и предложения для инвесторов активно заходить на рынок Украины, а при достижении такого уровня - сразу "закрывать позицию". Поэтому действия НБУ были направлены на нивелирование подобных угроз путем предоставления самому рынку возможности как можно скорее определить курс, близкий к равновесному уровню.
На пресс-конференции главы НБУ Владимира Стельмаха уже приводилась аргументация относительно как позитивных, так и негативных последствий ревальвации гривны. Эти материалы размещены на сайте НБУ, и с ними можно ознакомиться.
Ключевым является уменьшение инфляционного давления как минимум на 1,5-2 п.п. в краткосрочной и на 2-3 п.п. - в среднесрочной перспективе.
Вместе с тем хотел бы подчеркнуть: существует четкое понимание того, что как позитивные, так и негативные последствия ревальвации имеют обратное значение в случае девальвации гривни. Поэтому важнейшим результатом последних действий НБУ является отход от фиксации валютного курса и последовательный взвешенный переход к большей гибкости гривни с целью повышения способности украинской экономики более эффективно реагировать на возможные внешние шоки, противодействовать возникновению валютных кризисов, обеспечивать проведение активной монетарной политики, что позволяет сглаживать колебания экономического развития и занятости, способствовать экономическому росту в средне- и долгосрочной перспективе путем поддержания низкой стабильной инфляции. Нацбанк внимательно следит за инфляцией, экономической активностью, ликвидностью банковской системы
И будет оперативно реагировать как на позитивные, так и на возможные негативные изменения, как это делают и другие центральные банки.
Хотел бы предостеречь читателя от возможных неправильных оценок относительно динамики монетарных показателей (денежная масса, кредиты и депозиты) по результатам мая. Наблюдается некоторый статистический эффект уменьшения объемов кредитов и депозитов в иностранной валюте. Это связано с тем, что их объемы в гривневом эквиваленте на конец марта оценивались по курсу 5,05 грн./долл., а на конец мая - по курсу 4,85 грн./долл.
Как результат, ревальвация привела к уменьшению объемов для кредитов и депозитов на 4,1% при одновременном росте в долларовом эквиваленте депозитов на 2,6% за май, а кредитов - на 3,9%. С учетом доли депозитов и кредитов в иностранной валюте в общей стоимости депозитов и кредитов это повлекло за собой уменьшение оценки депозитов в целом и более низкий уровень роста кредитов.
Что должно сделать правительство, чтобы инфляционное давление и ожидания действительно уменьшались
Мы считаем, что действия правительства по преодолению инфляции недостаточны и противоречат подготовленному совместно с НБУ плану антиинфляционных мер. К сожалению, план не дает исчерпывающего ответа на вопрос преодоления инфляции. Он недостаточно жесткий в части ограничения бюджетных расходов и не содержит действенных путей обеспечения растущего спроса на товары и услуги.
Ключевым для сдерживания инфляции является ограничение бюджетных расходов объемами, определенными принятым Верховной Радой законом о бюджете на 2008 год (до 232 млрд. грн.). Все сверхплановые поступления должны быть направлены на уменьшение дефицита бюджета и удержание его на уровне, не превышающем 1% ВВП. В случае сверхплановых поступлений от приватизации их следует аккумулировать на отдельном счету и использовать на инвестиционные цели в 2009 бюджетном году.
Номинальный рост как ВВП, так и доходов бюджета сейчас происходит прежде всего за счет большего, чем прогнозировали, роста инфляции. Никто не прогнозирует уровень роста ВВП на 2008 год выше, чем этого ожидает правительство (6,8%). То есть вся разница между ростом номинального и реального ВВП - это и есть инфляционная составляющая (по оценкам НБУ, дефлятор ВВП составляет около 30%, а по оценкам правительства - 27,4%).
Поэтому озвученные секретариатом президента, руководством правительства попытки увеличить расходную часть бюджета уже в этом году будут иметь следствием не увеличение реальных доходов населения и реальный экономический рост, а только повышение инфляционного давления.
Вместе с тем уже на текущей сессии Верховной Рады необходимо принять законопроекты, которые отменяют (если не немедленно, то хотя бы с 1 января 2009 года) сбор с операций купли-продажи безналичной иностранной валюты и проводят реструктуризацию долга правительства перед НБУ в государственные ценные бумаги (около 9 млрд. грн.).
Правительство должно немедленно, как и предусмотрено планом антиинфляционных мер, объявить, что общее повышение социальных стандартов будет отвечать росту производительности труда. Понятно, что, не выходя за пределы принятых обязательств по расходам бюджета (232 млрд. грн.), необходимо предусмотреть защиту наименее защищенных слоев общества, страдающих от инфляции.
Правительство должно, наконец, предоставить обществу реалистичный прогноз инфляции на 2008-й и последующие три года. Поскольку отсутствие такого прогноза или предоставление его в заведомо нереалистичном размере (15,3% при имеющейся инфляции за январь-май в 14,6%) только укрепляет недоверие к власти в целом, способствует росту инфляционных ожиданий и наиболее пессимистичной динамике цен производителей, которая со временем реализуется в росте потребительских цен.
Прогноз на будущее
Сдерживающая денежно-кредитная и валютно-курсовая политика с минимальными потерями для экономической деятельности может уменьшить в этом году инфляцию на 2-4%. При этом влияние укрепления обменного курса национальной валюты на сальдо текущего счета платежного баланса будет незначительным. Негативные эффекты для экспортеров в значительной степени будут компенсироваться удешевлением импортируемых товаров промежуточного потребления, в частности энергоносителей. Объемы импорта останутся практически на неизменном уровне вследствие сокращения потребительского спроса.
Фактически все экспертное сообщество Украины сходится во мнении, что рост цен в этом году составит не менее 20%. Хотя достижение этого показателя с учетом уже имеющего инфляционного давления и существующих внешних вызовов (цены на нефть, металлы) будет довольно сложным и напряженным, на сегодняшний день оно может быть определено как довольно реальное. И этот показатель может стать целевым для власти.
С нашей точки зрения, при взвешенной макроэкономической политике, даже с учетом возможного повышения в 2009 году цен на газ и необходимости повышения цен и тарифов, регулируемых административно, на протяжении двух следующих лет можно уменьшить инфляционное давление до однозначного числа. Необходимы политическое мужество, ответственность перед народом Украины, чтобы признать горькую правду, поставить реалистичную задачу и сконцентрировать усилия всех ветвей власти на сдерживании инфляции, восстановлении ценовой стабильности как главного залога устойчивого экономического роста.
Игорь Шумилов, исполнительный директор Национального банка Украины по экономическим вопросам
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас