Оценку поставит осень — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Оценку поставит осень

Фондовый рынок
616
На текущей неделе Министерство экономики презентовало майские результаты борьбы с ростом цен в Украине.
По заявлению руководителя Минэкономики Богдана Данилишина прошедший месяц оказался переломным этапом в борьбе правительства с ростом цен в стране, в результате чего темпы инфляции сократились в 2 раза, а в летние месяцы инфляция в Украине будет еще значительно ниже, чем была в мае.
Министр экономики также отметил, что в настоящее время в украинской экономике присутствует целый ряд позитивных тенденций, которые вследствие наложения других благоприятных факторов могут получить прогресс в будущем, приведя к замедлению роста индекса потребительских цен и существенному сокращению годового показателя уровня инфляции.
При этом правительство ожидает получить по итогам текущего года, инфляцию почти на полтора процентных пункта ниже, чем она была в прошлом году (в 2007 году инфляция в Украине составила 16,6%), при сохранении высоких темпов роста ВВП на уровне 6,5-7%.
В среду 11 июня на очередном заседании Кабинета Министров, правительство предварительно утвердило новые макроэкономические показатели для использования их при подготовке изменений в государственный бюджет 2008 года.
По предложению Минэкономики темпы инфляции в Украине в 2008 году составят 15,3%, номинальный ВВП предлагается повысить на 35,6 млрд. грн. до 956,8 млрд. грн., при этом сальдо торгового баланса ухудшится на $4,5 млрд. и составит $13,7 млрд.
Новые макропараметры госбюджета определены при валютном коридоре в 4,95-5,25 грн./$ (в настоящее время официальный курс американского доллара варьирует вокруг отметки в 4,85 грн. за 1 доллар).
Окончательно базовые макроэкономические показатели будут утверждены кабинетом Министров после согласования их параметров с Секретариатом Президента.
Национальный банк Украины поддерживает оптимизм правительства и также прогнозирует, что при хорошем урожае и жестких монетарных действий в финансовой системе страна закончит год с инфляцией в 15-16%.
В пакете предлагаемых антиинфляционных шагов и либерализации валютного рынка Национальный банк Украины (НБУ) уже направил на рассмотрение Совета НБУ свои предложения по реформированию государственной валютной политики.
В соответствие с разработанной НБУ концепцией валютной реформы, Украина должна будет в течение ближайших 30 лет существенно сократить свое отставание от развитых экономик и к окончанию 30-летнего периода иметь кредитный рейтинг страны на инвестиционном уровне, а гривна станет свободно конвертируемой валютой.
По расчетам НБУ в настоящее время украинская экономика отстает от уровня развития ведущих экономик мира как минимум на 30 лет, и для того чтобы значительно сократить данный разрыв Украине необходимо провести валютную реформу, которая и должна стать главным двигателем для экономического роста.
Нынешняя система валютного регулирования в Украине базируется на принципах декрета Кабинета министров "О принципах валютного регулирования и валютного контроля" от 1993 года и уже давно морально устарела. Предполагается, что валютная реформа в Украине должна расширить регуляторные полномочия НБУ и осуществляться в три этапа, которые продляться от 8 до 30 лет.
В ходе реализации валютной реформы Национальный банк в первую очередь намерен внедрять механизмы монетарного суверенитета – поощрять использование гривны в международных торговых операциях, прежде всего, предоставлением возможности проведения расчетов в гривне по экспортно-импортным операциям.
Также Национальный банк планирует активизироваться в направлении дедолларизация экономики и либерализация валютного рынка.
НБУ заявляет о необходимости окончательного закрепления за гривной статуса не только единого инструмента платежей в Украине, но и меры стоимости товаров и отказа от использования в ценообразовании и расчетах каких-либо производных по типу 'условных единиц'. Кроме того, планируется переход к банковскому кредитованию населения и предпринимателей исключительно в национальной валюте. Для этого Нацбанком будут вводиться ограничения на максимальный размер и срок банковского кредита в иностранной валюте, а также изменяться структура валютного рынка за счет расширения (сужения) круга участников валютного рынка.
Кроме этого Национальный банк собирается повысить чувствительность экономики к процентной политике, более гибко регулировать порядок и условия торговли валютными ценностями, расширить перечень финансовых инструментов, которые могли бы выступать обеспечением рефинансирования НБУ.
Со временем Национальный банк Украины планирует полностью отказаться от выкупа избытка валютного предложения на межбанке и перейти исключительно к рефинансированию коммерческих банков, отправив курс гривны в свободное плавание.
Предложения Национального банка Украины по проведению валютной реформы в стране действительно являются революционными, однако, начало их реализации в условиях нестабильной финансово-экономической обстановки в мире и политической и экономической несбалансированности в Украине может только добавить неопределенность в операционную деятельность украинских товаропроизводителей и существенно повысить производственно-инвестиционные риски.
В условиях отсутствия системных протекционистских действий правительства в отношении украинских товаропроизводителей, устаревшего инвестиционного и корпоративного законодательства, не отвечающей современным реалиям фискальной политики, либерализация валютного рынка может стать не столько панацей от инфляции и стимулом для роста, сколько дополнительным аргументом по сворачиванию инвестиционных программ в Украине.
Замораживание на государственном уровне роста цен и тарифов в коммунальной, транспортной, энергетических отраслях не может продолжаться бесконечно. Уже в следующем году цена на импортируемый Украиной природный газ будет повышена до уровня в 320-380 долларов за 1000 кубометров, что самым непосредственным и крайне болезненным образом отразится не только на украинских предприятиях и домохозяйствах, но приведет к повышению цен буквально во всех отраслях экономики и падению темпов роста ВВП.
Кроме того, применяемые с марта жесткие монетарные действия Нацбанка и Минфина по стерилизации гривны, в отсутствии системных шагов правительства по модернизации экономики, ограничивают возможности украинских предприятий по финансированию как оперативных, так и стратегических задач по комплексной оптимизации производств, в том числе и внедрению программ по энергосбережению.
В той же богатой на энергетические ресурсы Российской Федерации, Президент России Дмитрий Медведев в июне подписал Указ "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". Данный нормативный документ принят в целях снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
К сожалению, у нас в стране задачи энергоемкости экономики на сегодняшний день не являются приоритетными, и будут решаться уже тогда, когда европейские цены на газ станут для Украины не только ожидаемым прогнозом, а наступившей объективной реальностью.
В отсутствие в стране сбалансированной антиинфляционной политики, несоответствия роста заработной платы уровню производительности труда и темпам экономического роста и популистском режиме финансирования бюджетной сферы, инфляция в Украине не может быть остановлена - она только отложена во времени и достаточно легко сможет вернуться на среднемесячный 1,5-2,5% рост уже в осенне-зимний период.
В сентябре правительство планирует провести 20-30% увеличение заработной платы в бюджетной сфере, что окажется дополнительным стимулирующим фактором для роста цен в Украине и полностью нивелирует тот эффект, которого сумел добиться Национальный банк, изъяв за весенний период из оборота около 15 миллиардов гривен.
Уже на сегодняшний день на счетах правительства сконцентрировано свыше 27 млрд. грн., которые после принятия изменений в госбюджет 2008 года будут скорей всего в основной своей массе направлены на финансирование бюджетных программ, повышение зарплат и социальные выплаты, что полностью перечеркнет усилия украинского Центробанка по монетарному сдерживанию инфляция.
К тому же после очередного сугубо немонетарного раскручивания инфляции, проводимые в настоящее время Национальным банком действия по либерализации курсообразования, будут подвергнуты и парламентом и руководством страны жесткой критике и предлагаемые Правлением НБУ в целом давно назревшие и необходимые комплексные шаги по фундаментальной валютной реформе будут отложены на годы.
Если правительство продолжит изымать финансовый ресурс из экономики, необоснованно повышая зарплаты и активно финансируя социальные программы, никакие летние дефляционные тенденции не спасут Украину от того, что уже по итогам 3 квартала инфляция в стране будет выше задекларированных правительством 15,3%, а в целом к окончанию года превысит уровень в 20%.
В свою очередь темпы экономического роста в Украине к концу нынешнего, а особенного в следующем году благодаря существующим проблемам с производственным финансированием, нестабильной политико-экономической обстановкой в стране и осторожностью системных инвесторов будут иметь устойчивую тенденцию к снижению.
Украинский биржевой рынок в настоящее время развивается в тренде общемировых тенденций.
Большинство ведущих мировых индексов за первую половину июня откатились вниз на 2-5% под давлением новостей о росте инфляционных ожиданий и негативной экономической статистики в США и Евросоюзе, продолжающемся ценовом ралли на сырьевых рынках и весьма туманных перспективах с трендом американского доллара в отношении мировых валют в ближайшие месяцы.
Украинские ценные бумаги при практически полном отсутствии инвестиционного интереса со стороны покупателей с начала июня также стремительно дешевеют, уже полностью нивелировав свой майский рост, а их коррекция только за текущую неделю составила в среднем 3-7%.
Внезапно проведенная в последней декаде мая резкая ревальвация гривны и отсутствие каких-либо предпосылок, что в течение ближайших недель, а возможно и месяцев в украинской политической жизни будут происходить значительные позитивные сдвиги, а экономика будет устойчиво и системно развиваться, оказывают психологическое давление на потенциальных инвесторов и сдерживают инвестиционную активность в стране.
Торговый комитет ПФТС на текущей неделе принял решение ужесточить требования к максимально допустимым спрэдам, а также размерам минимальных лотов выставляемых на рынке котировок. С 17 июня размер горизонтального спрэда для ценных бумаг I уровня листинга будет снижен с 15% до 5%, II – с 50% до 15%, а внелистинговых – c 300% до 100%.
В аналогичных пропорциях по уровням листинга будут сужены и допустимые размеры вертикального спрэда, в рамках которого возможен акцепт, а также максимальный вертикальный спрэд, который отображает котировки.
Размер минимального торгового лота для I уровня листинга будет увеличен с 20 тыс. грн. до 50 тыс. грн., II – с 10 тыс. грн. до 25 тыс. грн., а внелистинговых – с 5 до 10 тыс. грн.
Новые условия котирования ценных бумаг в ПФТС принимались с целью улучшить ликвидность фондовых инструментов и ограничить возможности манипуляций с котировками.
Тем не менее, пока государственные институты не вернут доверие стратегических и институциональных инвесторов, а валютно-денежная и инвестиционная политика нашего государства не станет более последовательной и прогнозируемой, вряд ли можно рассчитывать на то, что новые торговые условия смогут значительно повысить инвестиционную активность на биржевом рынке Украины.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас