Машины поднимают настроение — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Машины поднимают настроение

Казна и Политика
1035
На прошлой неделе Минпромполитики опубликовало прогноз развития украинского машиностроения, согласно которому в ближайшие десять лет производство энергетического, металлургического и химического оборудования будет расти на 30-50% в год.
В то же время ряд отраслей, в частности сельхозмашиностроение и кабельное производство, ожидает стагнация и даже полная ликвидация. Эксперты отмечают, что шанс на долгосрочное развитие в машиностроении имеют лишь высокотехнологичные производства, которыми владеют крупные частные корпорации.
Рост и стагнация
На фоне общего роста (в этом году он составил 21,5%) украинское машиностроение переживает значительные изменения в структуре выпускаемой продукции: производство одного вида оборудования неуклонно растет, другого, напротив, сокращается. Так, по данным Министерства промышленной политики, наибольшие темпы роста в нынешнем году ожидают нефтегазовое (57%), энергетическое (24%) и химическое (19%) машиностроение. Между тем производство продукции сельхозмашиностроения вырастет всего на 2-3%, а производство кабельной продукции снизится на 4%.
Генеральный директор ЗАО "Харьковавтоматика" Евгений Кисель считает наиболее показательным примером упадка производства харьковскую группу предприятий тяжелого машиностроения. "В этом году был ликвидирован Харьковский завод тракторных двигателей, остановилось госпредприятие "Завод им. Малышева", стагнирует Харьковский тракторный завод. Отрасль умирает",- говорит Кисель.
Совершенно иная ситуация сложилась на предприятиях энергетического и металлургического машиностроения. Например, прибыль "Запорожтрансформатора" в прошлом году выросла в 3,7 раза, НПО им. Фрунзе - в 1,45 раза, а Новокраматорского машиностроительного завода (производит оборудование для меткомбинатов) - на 40%.
По словам аналитика ИК "Уралсиб" Кирилла Чуйко, российское машиностроение пережило те же изменения, что и украинское, но на несколько лет раньше. "Фактически все несложные производства, имеющие низкий порог входа на рынок, были заняты китайскими производителями. На плаву остались лишь производители высокотехнологичной продукции, которые, впрочем, из года в год значительно увеличивали свою прибыль",- отмечает господин Чуйко.
Аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Екатерина Малофеева называет одной из причин, по которой наблюдается застой в производстве сельхозтехники, недостаточный уровень приватизации в сегменте. "В машиностроении ключевым является вопрос менеджмента. Именно от менеджера зависит, будут ли заказы у предприятия, удастся ли ему удержать рыночную нишу. В 99 случаях из 100 государство не может найти достойного менеджера для своего предприятия, поэтому приватизированные компании работают лучше",- соглашается владелец Новокраматорского машиностроительного завода, народный депутат Георгий Скударь.
Сельхозтехника не показывает роста
Если в прошлом году производство сельхозтехники выросло на 37,2%, то в текущем его рост не превысит 2-3%. Директор ООО "Укрсельхозимпекс" (продажа тракторов и автозапчастей) Дмитрий Лядов говорит, что за год (с июня 2007 года) доля украинской сельхозтехники на внутреннем рынке снизилась как минимум вдвое. Долю отечественной продукции, по мнению господина Лядова, занял растущий объем импорта дешевой техники из Китая.
"Производители сельхозтехники находятся в очень конкурентной среде. Барьер для входа в отрасль составляет $50-60 млн при барьере для входа в энергетическое машиностроение $1,5 млрд. Другими словами, для того чтобы производить сенокосилки, плуги, тракторы и комбайны, особых технологий не нужно, и это очень плохо сказывается на ситуации в сегменте",- объясняет Чуйко. Аналогичная ситуация сложилась и в сфере производства кабельной продукции.
Крупнейшие предприятия - "Одесскабель", "Азовкабель", "Южкабель" - уже который год работают с убытком или минимальной прибылью, снижая объемы производства.
Энергичное машиностроение
Украинское энергетическое машиностроение непрерывно растет третий год подряд благодаря переоборудованию уже существующих электростанций в России. Однако, по мнению Малофеевой, процесс модернизации электростанций через два-три года будет завершен. Тем не менее стагнация отрасли не грозит. По прогнозу Международного энергетического агентства, до 2030 года в мире планируется ввести в эксплуатацию новые электростанции общей мощностью 4800 ГВт.
Половина этих мощностей будет построена в развивающихся странах, где позиции украинских энергомашиностроителей очень сильны. А основной покупатель продукции украинских предприятий - Россия - намерена только в ближайшие десять лет ввести в эксплуатацию 20 атомных энергоблоков. В 2008-2017 годах инвестиции РАО ЕЭС в строительство новых мощностей составят около $117 млрд, $50 млрд из которых будет потрачено на оборудование.
По словам Киселя, в мире сейчас происходит консолидация энергомашиностроительных мощностей, что вызвано увеличением объемов заказов и повышением технических требований. Кирилл Чуйко отмечает, что Украина также будет вынуждена пойти по пути консолидации активов, чтобы успешнее конкурировать на российском и мировом рынках.
Для успешной конкуренции энергомашиностроительные предприятия целесообразно объединять под единым частным или государственным управлением. Тем более что сегодня не все государственные менеджеры способны эффективно управлять машиностроительными предприятиями, соглашается господин Скударь. По его мнению, управление госпредприятиями энергомашиностроительной отрасли, такими, например, как "Турбоатом", необходимо передавать от Фонда госимущества Минпромполитики, которое имеет необходимый опыт и квалификацию для управления активами.
Газометаллический блеск
Еще два сегмента рынка, которые в ближайшее время ожидает быстрый рост,- нефтегазовое и металлургическое машиностроение. Напомним, в начале июня Сумское НПО им. Фрунзе заключило контракт с российским "Газпромом" на поставку компрессорного оборудования на сумму $60 млн, обойдя в тендере российских и зарубежных конкурентов. В "Газпроме" намерены увеличить объем закупок в Украине до $600 млн в год. Это значительно повысит интерес инвесторов не только к сумскому заводу, но и в целом к предприятиям нефтегазового машиностроения. 95% продукции этого сегмента вывозится за пределы Украины.
Еще одним источником постоянных заказов для машиностроителей в ближайшее время станет металлургическая отрасль. Как рассказал гендиректор "Метинвест Холдинга" Игорь Сырый, до 2018 года "Метинвест" инвестирует в "Азовсталь", Макеевский, Енакиевский метзаводы и строительство нового завода в Болгарии $15 млрд. Остальные металлурги вложат в модернизацию еще $6,7 млрд. Приблизительно 60% этих средств уйдет на покупку оборудования. Основная часть заказов на оборудование, по словам господина Сырого, будет размещена у машиностроителей Украины.
Крупнейшие производители оборудования энергетического машиностроения в мире
Источник: Минпромполитики Украины, Институт естественных монополий России
"В России всегда будет спрос на газовое оборудование" - вице-президент группы "Энергетический стандарт" Виктор Чобан
- Недавно вы заключили крупный контракт с "Газпромом" на поставку оборудования на $60 млн. Это разовый проект или объемы продаж будут расти и дальше?
- Это только один из контрактов, заказов от "Газпрома" намного больше. Объем поставок для этой компании только в текущем году превысит $200 млн.
- Как вы оцениваете спрос на продукцию НПО имени Фрунзе?
- Наши доходы на 80% зависят от рынка СНГ. В этом году они достигнут $600 млн против $300 млн в прошлом. В ближайшие годы мы планируем довести объем производства до $1 млрд в год. Предприятие будет работать на 100% своей мощности.
- Но рано или поздно спрос на российском рынке снизится, что вы будете делать тогда?
- В России всегда будет спрос на газовое оборудование. Истощаются одни месторождения - открываются другие. Газ из этих месторождений уже законтрактован, поэтому Россия будет строить газопроводы, чтобы доставлять его в Евросоюз. В ближайшие годы будет реализован еще один крупный проект - строительство газопровода из России в Китай.
- А если российский рынок закроют для поставщиков из Украины?
- Сейчас строится Nord Stream. Сначала предполагалось, что мы будем поставлять компрессорные станции для этого проекта. Но по политическим мотивам Украине не дали победить в тендере. Тем не менее на прошлой неделе у нас заказали газоперекачивающие агрегаты. Причина проста - их нужно было сделать срочно и никто, кроме нас, этого не может.
- Какие страны кроме России могут стать рынками сбыта для украинских производителей нефтегазового машиностроения?
- Средняя Азия, Ближний Восток, Иран. Например, в Иране осуществляется программа освоения газовых месторождений. Но на этот рынок сложно выйти из-за политических факторов. Новые проекты будут также реализовываться в Боливии и Венесуэле. Большое количество продукции машиностроения нужно для строительства газопровода Средняя Азия-Китай. В нем мы надеемся поучаствовать.
- Насколько перспективно металлургическое машиностроение? Планируете ли вы развивать это направление?
- На этом рынке сложилась аналогичная ситуация - производственные мощности металлургов устарели, их нужно кардинально менять. Мы считаем этот рынок перспективным и даже думаем об освоении нескольких машиностроительных заказов. Хотя специализироваться все же будем на тех отраслях, в которых являемся полноценными игроками.
- А какие еще сферы машиностроения будут развиваться в ближайшее время?
- Последствия глобального экономического кризиса пока не так страшны, как их рисовали. Мировая экономика растет, и, если темпы ее роста сохранятся, практически все направления машиностроения будут на подъеме. А поскольку машиностроение долгие годы не реконструировалось, в ближайшее время я ожидаю на этом рынке инвестиционный бум.
"Высокая зависимость от одного рынка - России - безусловно опасна" - старший экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин
- Какие сегменты украинского машиностроения имеют наибольшие перспективы для развития?
- Самыми динамичными отраслями будут энергетическое и нефтегазовое машиностроение, а также автомобилестроение. В частности, развитию энергетического машиностроения будет способствовать рост спроса в России. Кроме того, в ближайшие годы начнется модернизация и украинской электроэнергетики, что также благоприятно скажется на развитии отрасли.
Несмотря на вступление Украины в ВТО и снижение ввозных ставок, перспективу развития имеет автомобилестроение. Оно уже несколько лет растет достаточно высокими темпами, и если говорить о ближайших трех-четырех годах, то это будет рост не менее 10% в год.
- Возможен ли приход в сегмент энергетического машиностроения иностранных инвесторов?
- Средние темпы роста в этом сегменте в ближайшие четыре-пять лет составят 10-15%. В отрасли есть несколько предприятий-лидеров, которые по-прежнему будут экспортировать более 50% продукции. Прямые иностранные инвестиции в отрасль будут приходить в основном из России, хотя я не думаю, что структура собственности существенно изменится в ближайшем будущем.
- Насколько опасна зависимость украинского машиностроения от основного рынка сбыта - России?
- Сейчас 50% продукции украинского машиностроения экспортируются, а в случае с энергетическим машиностроением - до 70%. Высокая зависимость от одного рынка - России - безусловно опасна. Но в то же время эти поставки выгодны, спрос растет высокими темпами. Выйти на другие рынки производители пока не могут, так как наша продукция уступает по качеству мировым производителям. Но мы можем конкурировать по цене, о чем свидетельствуют поставки в Южную Америку и Азию. Безусловно, необходимо что-то делать дальше: либо кооперироваться с российскими компаниями, либо специализироваться в своей нише. Оба пути развития требуют существенных инвестиций.
- Почему украинские машиностроительные активы не интересуют мировых игроков?
- Украинский рынок не такой большой. Главный фактор, привлекающий иностранных инвесторов на новый рынок - это его емкость и темпы роста. Так в Россию уже зашел Siemens и крупнейшие предприятия мирового автопрома. Интерес со стороны иностранных компаний есть и к Украине. Например, россиянам интересен "Турбоатом". Уже действует ряд совместных проектов наших машиностроителей (например, УПЭК, "Укравто") и иностранных партнеров. Но думаю, что будущее украинского машиностроения за прямыми иностранными инвестициями, за новыми предприятиями, построенными с нуля.
- Почему в Украине стагнирует сельхозмашиностроение?
- Сельхозмашиностроение показывает нестабильный рост - в один год очень высокие темпы роста, в другой - низкие. Но отдельные предприятия демонстрируют неплохие показатели, и, учитывая высокий мировой спрос на сельскохозяйственную продукцию, думаю, в целом эта отрасль имеет неплохие перспективы.
Таисия Шепетко, аналитик Dragon Capital
В 2007 году прирост объемов производства машиностроения Украины по сравнению с 2006 годом составил 28,6%, существенно опередив индекс роста промышленного производства (10,2%).
За первые четыре месяца текущего года индекс роста машиностроения уже превысил 32%, в то время как общий рост промышленности замедлился до 8%. Лидером отрасли уже третий год подряд становится транспортное машиностроение, увеличившее объемы производства в прошлом году на 42,3% благодаря сложившейся благоприятной конъюнктуре рынка. Бум производства был вызван увеличением потребительского спроса на автомобили вследствие роста доходов населения.
Поддерживаемый экономическим ростом спрос на продукцию транспортного машиностроения будет оставаться стабильным в среднесрочной перспективе, обеспечивая рост отрасли в ближайшие годы. Всемирный рост цен на энергоносители, реализация масштабных проектов по разработке газовых и нефтяных месторождений, строительство электростанций, газо- и нефтепроводов создают стабильный спрос для отечественных предприятий энергетического машиностроения, занимающих лидирующие позиции по производству оборудования не только в СНГ, но и в Европе.
Еще одной перспективной отраслью является угольное машиностроение. Износ основных фондов на некоторых украинских шахтах составляет более 90%, а само оборудование уже давно не отвечает стандартам техники безопасности. Отечественные производители угольного и горнорудного оборудования уже отметили растущий спрос на свою продукцию в прошлом году, увеличив объемы реализации в среднем почти на 40%.
Еще более стремительное развитие угольного машиностроения ожидается с началом приватизации угольной отрасли и, как следствие, внедрением широкомасштабной программы модернизации шахт. В то же время недавнее вступление Украины в ВТО, повлекшее за собой снижение импортных пошлин на некоторые группы товаров, может негативно повлиять на рыночные позиции отечественных производителей бытовой техники и электроприборов по причине усиления конкуренции со стороны зарубежных производителей.
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас