Специальные репортажи — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Специальные репортажи

Кредит&Депозит
779
Финансовые светила от Джэми Даймона из JP Morgan (JPM) и президента Citigroup (C) Уина Бишоффа до заместителя управляющего Банка Англии Джона Гива, говорят, что худшее позади. Они, конечно, имеют в виду кредитный кризис, а не его последствия для экономики.
Действительно, есть некоторые обнадеживающие признаки. Процентные ставки по межбанковским кредитам в какой-то мере стабилизировались. Финансовые институты, списав активы на миллиарды долларов, привлекают новые капиталы для поддержки своих компаний.
Эти условия уменьшают вероятность того, что возникнет необходимость спасения банков, и одновременно увеличивают вероятность того, что кредитные институты смогут и дальше смазывать колеса экономики, предоставляя займы.
Например, по последним данным Британской банковской ассоциации (British Bankers' Association), объемы корпоративного кредитования в апреле значительно выросли, продолжился также рост ипотечного кредитования, несмотря на падение цен на жилье.
Однако не все настроены оптимистично и считают, что плохие новости кончились. Речь не о растущем количестве дефолтов по ипотеке и не о слабых результатах розничных продаж, которые, несомненно, нас ожидают. Дело в том, что цена кредитного кризиса для экономики в целом еще растет.
Он отражается на биржах, но обычно не вызывает в системе масштабного потрясения, спровоцированного в прошлом году кризисом низкокачественной ипотеки. Однако есть вероятность новых неприятных сюрпризов того же типа. Образно говоря, мы можем находиться не в конце, а в эпицентре финансовой бури. Кредитный кризис спровоцировали проблемы американского низкокачественного кредитования, но обороты он набрал из-за того, что банки сформировали из долгов пакеты и перепродали их как предположительно надежные ценные бумаги. Результаты краха этого рынка усугубились из-за огромных сумм, выданных финансовой системой компаниям для проведения сделок в сфере слияний и поглощений с использованием заемных средств.
Вопрос теперь состоит в том, всплывут ли на поверхность другие потенциально опасные проблемы, разросшиеся внутри финансовой системы в последние годы. Обозреватель Daily Telegraph Трэйси Корриган вспоминает с этим акул в фильме "Челюсти". Море относительно спокойно, мы знаем, что где-то в его глубинах водятся акулы, но не знаем, когда они всплывут, чтобы откусить ногу пловцу, и всплывут ли вообще.
Первая и, пожалуй, наименьшая угроза похожа на то, что уже было. То есть крупные списания, уже произведенные банками, могут оказаться недостаточными. Впрочем, многие аналитики полагают, что крупные банки к настоящему времени составили реалистичные представления о своих убытках. То же относится к страховым компаниям и банкам меньших размеров. Действительно пугает лишь то, что, несмотря на подробное раскрытие финансовой информации многими финансовыми институтами, их активы так сложны, что разобраться в реальной картине очень трудно.
Вторая опасность это кредиты, выданные для проведения сделок в сфере слияний и поглощений. Общая сумма таких кредитов, предоставленных в прошлом году, по данным Dealogic, достигла $1,8 трлн. Значительная часть этих денег пошла на финансирование приобретений, сделанных частными инвестиционными фондами, которым теперь предстоит добиться того, чтобы купленные ими компании приносили прибыль, достаточную для уплаты процентов по кредитам. Учитывая огромную задолженность этих компаний, шансы того, что многие из них разорятся, достаточно высоки.
Эта опасность выглядит не так угрожающе, как могла бы, не потому, что все будет хорошо, а потому, что, когда у компаний начинаются финансовые трудности, все становится плохо довольно медленно, что сглаживает элемент шока.
Третья опасность - это рынок дефолтных свопов. Аналитики расходятся в оценках того, насколько велика эта угроза. По данным Международной ассоциации дилеров рынка свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association), в конце 2007 условная сумма обращающихся дефолтных свопов составляла $62 трлн., что на 81% больше, чем за год до этого. Однако Ассоциация отмечает, что реальная стоимость этого рынка гораздо меньше, рейтинговое исследование Fitch оценивает его в $1 трлн.
Такие расхождения возникают из-за того, что контракты могут компенсировать друг друга, и эта методика показала свою эффективность в прошлом. В попытке развеять опасения, связанные с этим рынком, группа инвестиционных банков на прошлой неделе договорилась о создании централизованной клиринговой системы для таких контрактов. По существу, это нормальная, довольно прозаичная структура, гарантирующая, что контракты будут оплачены.
Между тем, есть вероятность, что реальный кризис доверия на этом рынке спровоцирует новые серьезные проблемы среди финансовых институтов. Некоторые аналитики отмечают, что банки в данном случае играют с вещами, которые они не могут контролировать. Это случай, противоположный истории с мальчиком, кричавшим "Волк!" Невозможно поверить банкам, когда они заявляют, что очень сложные финансовые рынки не представляют никакого риска.
Наталья Хмелик
По материалам:
K2Kapital
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас