Догнать и перегнать — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Догнать и перегнать

966
Тенденции в торгово-экономических отношениях Украины со странами "новой" Европы сегодня практически полностью копируют отношения со "старой" Европой. И там и там негативное сальдо торгового баланса Украины растет. Однако в ЕС-15 темпы этого роста замедляются, а в ЕС-12 продолжают стремительно увеличиваться.
Девушка, вы можете сказать, что это ваш блок сигарет?", - попросила меня молодая женщина и, не дожидаясь ответа, полезла прятать другие, закутанные в черный целлофан контрабандные блоки под крышу купе в поезде, подходившем к украинско-польской границе. Затем вложила в свой испещренный визами загранпаспорт денежную купюру и передала паспорт польскому пограничнику. Сразу после границы она собрала свои богатства и вышла. Украинские товары попали в Польшу.
Действительно, украинские сигареты и спиртное пользуются популярностью на той стороне Буга, в то время как общая картина - большое отставание роста экспорта из Украины от объема ввозимых товаров - оставляет желать лучшего. Вступление в ВТО улучшит доступ на рынки стран "новой" Европы (ЕС-12) для украинских экспортеров, особенно производителей металла и сельхозпродукции. Оказать благотворное влияние на украинский экспорт в эти государства должно и ожидаемое увеличение прямых иностранных инвестиций из этих стран в экономику Украины. Но надеяться, что только членство нашей страны в ВТО сумеет сломать главную негативную тенденцию в регионе - превышение темпов роста импорта над экспортом - не стоит.
Похожи, но не одинаковы
Тенденции в торгово-экономических отношениях Украины и стран "новой" Европы сегодня едва ли не полностью копируют те, что наблюдаются во взаимоотношениях Киева со "старшей сестрой" этого региона - государствами Западной Европы. Та же стремительная динамика роста товарооборота, те же позитивные изменения в структуре украинского экспорта. Во всей структуре отечественного экспорта в ЕС-15 самые высокие темпы роста показывает продукция с высокой добавленной стоимостью. Не отстают и показатели по странам Центрально-Восточной Европы.
Украинские предприятия, экспортирующие продукцию в эти страны, уже практически "отошли" от последствий 2005 года. Тогда, в 2005-м, украинский экспорт в государства ЦВЕ пережил шок: всего за год поставки отечественных товаров в регион снизились сразу на 10%. Об этом снижении предупреждали все. Ведь 1 мая 2004 года восемь стран Центрально-Восточной Европы, а также Кипр и Мальта, стали членами ЕС. А значит - изменили правила игры на своих рынках для компаний из третьих стран. Из-за увеличения тарифных барьеров продукция украинских производителей на рынках ЕС подорожала.
"И этим не преминули воспользоваться компании из других государств, - говорит экономист АЦ "БЭСТ" Светлана Таран. - По сути, тогда мы наблюдали эффект замещения украинских товаров".
К тому же украинские компании оказались связаны по рукам и из-за нетарифных барьеров. На "новые" страны ЕС стали распространяться европейские нормы стандартов качества, санитарные и фитосанитарные нормы, что серьезно затруднило доступ на эти рынки для украинской продукции. Кроме того, на рынках стран ЦВЕ появились ограничения для доступа украинских производителей металлопродукции: согласно Соглашению между Украиной и ЕС о торговле некоторыми сталелитейными изделиями, Брюссель ввел квоты на поставки продукции украинских металлургов (хотя после расширения ЕС европейские квоты для украинских производителей и были несколько увеличены).
Украинские экспортеры такого натиска новых норм и правил просто не выдержали. "Тем более что тогда же на мировом рынке произошло снижение цен на металлургическую продукцию - основу украинского экспорта в страны Европы", - говорит старший экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин. Из-за снижения цен на продукцию металлургической промышленности на мировом рынке уменьшился и общий "вес" украинского экспорта.
Как результат всех этих факторов, в прибалтийских странах украинский экспорт просто обвалился. Только за год в Литве и Эстонии он сократился вдвое. И пусть в Польше - крупнейшем торгово-экономическом партнере Украины в "новой" Европе - сокращения экспорта не произошло, но его рост практически замер.
Сегодня это уже позади. Уже в 2006 году экспорт из Украины в страны ЦВЕ достиг уровня 2004-го. Исключением, правда, является экспорт в Румынию и Болгарию. Членами ЕС они стали лишь 1 января 2007 года, а потому "ледниковый период" для украинских экспортеров в эти страны начался на два года позже. В прошлом году, к примеру, темпы роста экспорта сюда составили соответственно 0% и -7%.
Тем не менее в целом по странам "новой" Европы, как и в ЕС-15, "на поправку" понемногу пошла и структура украинского экспорта. Самые быстрые темпы роста в структуре наших поставок в Польшу, к примеру, показывают именно товары машиностроительной отрасли и готовые продовольственные товары. Только за прошлый год они выросли в 1,64 и 2,2 раза соответственно. "Эти данные - свидетельство активных процессов модернизации производственной базы украинских предприятий, выпускающих продукцию, которая не уступает по качеству европейским аналогами", - оптимистично заявляет посол Украины в Польше Александр Моцик.
Но если торговля Украины со странами Западной Европы дает и третий повод для оптимизма, в отношениях с "новой" Европой его нет. Так, впервые за долгое время разрыв между темпами роста украинского импорта и экспорта в страны "старой" Европы начал, наконец, сокращаться. Так, два года назад импорт из ЕС-15 в нашу страну рос со скоростью 79% в год. Но в 2007 году он замедлился до 33%. А вот украинский экспорт в эти страны, пусть понемногу, но все же набирает оборотов.
Сотрудники украинских посольств в восточно-европейских странах о такой динамике могут только мечтать. Свой звездный час - 45% роста - экспорт из Украины в эти государства пережил в 2003-м, сегодня же в среднем по региону он едва одолевает 15% в год. В то же время импорт в Украину из этих стран растет втрое быстрее. После присоединения к ЕС ежегодно он стал увеличиваться в среднем на 45%.
Причин такой тенденции несколько
Первая - банальна. "Украинским компаниям просто тяжело возвращать свою долю рынка в "новой" Европе", - объясняет Светлана Таран.
Вторая кроется в динамике инвестиций. К примеру, Польша и Венгрия сегодня - второй и четвертый по величине после Германии и Италии торгово-экономические партнеры Украины. Но ни Варшаву, ни Будапешт, как и другие столицы ЦВЕ, вы не найдете даже в первой пятерке европейских инвесторов в Украину. 80% всех ПИИ из ЕС сегодня приходятся на оффшорный Кипр ($5,9 млрд.) и государства "старой" Европы - Германию ($5,9 млрд.), Нидерланды ($2,5 млрд.), Австрию ($2 млрд.) и Великобританию ($1,9 млрд.).
А между тем именно вкладывая деньги в развитие производства в Украине, продукты этого производства западноевропейские компании экспортируют обратно, в ЕС. Вот и выходит, что экспорт из Украины в страны Западной Европы набирает темпы в немалой степени именно благодаря росту ПИИ в украинскую экономику из ЕС-15. В торговле с государствами "новой" Европы такого фактора еще нет.
И даже больше. Будто бы "по старинке", Украина до сих пор нередко экспортирует в страны ЕС-12 сырье, а затем ввозит обратно на свою территорию уже продукцию переработки этого сырья. А значит, зарабатывает на этой переработке не она, а другие, в данном случае европейские государства. Только в Польше, к примеру, перерабатываются украинские нефть и газ, железная руда и шлаки, черные металлы, химические вещества и минеральные удобрения. И затем уже готовые продукты этой переработки - оцинкованный листовой металл, металлоконструкции, изделия химической промышленности, фармацевтическая продукция, косметические препараты, полимерные материалы и пластмассы, мебель и изделия из древесины, бумага, текстиль, обувь, керамические и стеклянные изделия поставляются в Украину.
Наконец, в борьбе за позитивную динамику роста экспорта в страны ЦВЕ украинских производителей подводит ахиллесова пята украинских экспортеров - отсутствие помощи со стороны государства. В Польше, к примеру, работает Нацагентство по поддержке экспортеров, на плечах которого лежит не только информационная, но и финансовая поддержка польских производителей за рубежом. И аналоги этого агентства можно увидеть едва ли не в каждой европейской стране. "Практически все государства ЕС поддерживают развитие национального экспорта и торговых отношений через банки реконструкции и развития и экспортные агентства", - говорит Татьяна Степанкова, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.
В Украине такой организации нет. "Концепции создания этих важнейших институтов содействия развитию торговли на правительственном уровне рассматривались начиная уже с 1993 года, - говорит госпожа Степанкова. - В прошлом году Укрэксимбанк подал концепцию своего развития как банка развития".
Но пока такой организации нет. Зато есть острая потребность украинских компаний в госструктуре, которая взяла бы на себя задачи страхования экспорта и предоставления экспортных кредитов. Прибавьте к этому трудности в проведении расчетов по контрактам из-за недостаточного развития межбанковских связей. Вот и выходит, что если темпы роста негативного сальдо с ЕС-15 начали понемногу сокращаться, то с "новой" Европой, напротив, набирают заоблачные обороты.
Догнать и перегнать темпы роста импорта в Украину из стран ЦВЕ - об этом Киев может пока только мечтать. Задача минимум - сократить разрыв между темпами роста импорта и экспорта в эти государства. Частично помочь этому может наше членство в ВТО.
Оно уже избавило украинских производителей металлопродукции от квот на импорт своей продукции на европейские рынки. Недолго осталось ждать, когда, согласно правилам ВТО, снизить свои экспортные пошлины и отказаться от практики квот должно будет правительство Украины. Насладиться этим снижением смогут украинские производители сельхозпродукции - ведь на европейских рынках они могут продавать продукцию куда дороже, чем на внутреннем. Наконец, имея "корочку" члена этой организации, Украина должна будет гармонизировать нормы стандартов и качества своей продукции с мировыми. Это, в свою очередь, избавит отечественных производителей от необходимости проходить стандартизацию дважды - в Украине и ЕС. А значит, снизит себестоимость товаров и повысит их конкурентоспособность на европейских рынках.
Наконец, повлиять на тенденции торговли между Украиной и странами "новой" Европы ВТО сможет косвенно. Например, через увеличение притока прямых иностранных инвестиций из этих стран. Уже в преддверии вступления Украины в ВТО только за прошлый год общий объем польских инвестиций в нашу страну "подрос" на $300 млн. С объемами ПИИ родом из стран Западной Европы эта цифра до сих пор не сравнима. Но зато она вдохновляет на фоне статистики притока инвестиций из Польши за все предыдущие годы. Ведь с 1991 по 2006 год польский бизнес оставил в Украине чуть больше $360 млн. ПИИ.
Не меньших темпов роста набирает и приток инвестиций из Венгрии. Только за первый квартал нынешнего года ее инвестиции в нашу страну составили $85 млн. И это, уверены в украинских правительственных кругах, только начало. Правда, Ильдар Газизуллин уверен, что увеличение инвестиций в Украину связано не только со вступлением в ВТО.
"Европейский капитал идет за дешевой рабочей силой и ресурсами, - говорит экономист МЦПИ, - а поэтому в любом случае он будет двигаться на Восток, в том числе - и в Украину". Но какова бы ни была причина притока ПИИ в нашу страну, в перспективе эти инвестиции должны увеличить украинский экспорт обратно, в "родные" страны иностранных инвесторов.
Нет причин для беззаботности
Впрочем, эффект от вложения инвестиций в украинскую экономику со стороны компаний "новой" Европы будет наблюдаться не сразу, а лишь через четыре-пять лет. "Другие последствия от членства Украины в ВТО, - говорит Ильдар Газизуллин, - будут скорее "косметическими". К примеру, несмотря на снятие квот на импорт украинской металлопродукции, даже сами украинские металлурги резких изменений вовсе не ожидают.
"Европейский рынок не всегда является самым привлекательным с точки зрения цен, - говорят в компании "Метинвест Холдинг". - Поэтому целесообразность поставок будет зависеть от ценовой конъюнктуры на конкретном рынке. Значительное увеличение поставок возможно в случае, если покупателям нужна будет высококачественная, готовая продукция в высоком ценовом сегменте".
Тем более, что "возможное резкое увеличение поставок в страны ЕС - опасаются в "Метинвест Холдинге" - может привести к новым антидемпинговым претензиям, к которым некоторые местные производители уже наверняка готовятся".
А вот влияние членства нашей страны в ВТО на объемы импорта из стран Европы, в том числе ЕС-12, в Украину скажется уже в скором будущем. Дело в том, что в рамках организации мы должны снизить таможенные ставки на ввоз многих категорий товаров с высокой долей добавленной стоимости. Но именно они составляют львиную долю украинского импорта из ЕС. Чехия, к примеру среди стран ЕС - один из главных поставщиков в Украину механического оборудования, Польша и Словения - наземных транспортных средств (кроме железнодорожного транспорта), Венгрия - электрических машин и оборудования. Другими словами, снижение тарифных ставок создаст дополнительное "условие" для стремительного роста импорта из ЦВЕ в Украину. А значит, при прочих равных условиях внесет свою лепту в увеличение разрыва между темпами роста импорта и экспорта нашей страны с этими государствами.
И перед лицом этой опасности Украина может вести себя по-разному. Может "сидеть" и спокойно ждать, когда же, наконец, между ней и Европейским Союзом будет создана долгожданная зона свободной торговли - она позволит распахнуть двери европейских рынков для украинских производителей (но пока Киев будет ждать, угрожающий разрыв между темпами роста импорта и экспорта будет все увеличиваться). А может вести себя и по-другому. К примеру, создавать торговые дома за рубежом и активно лоббировать интересы своих компаний в ЕС. Оказывать посильную помощь украинским предприятиям, информируя их о предстоящих тендерах и возможностях покупки бизнеса и создания СП в странах ЕС. И "запустить", наконец, у себя систему страхования экспорта и предэкспортного финансирования.
Возможно, тогда количество "теневых" экспортеров снизится, и украинским туристам при следовании в Европу не придется сталкиваться с экспортом "в ручном режиме".
Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций
Изменения в торговле Украины со странами Центрально-Восточной Европы будут зависеть не только от вступления нашей страны в ВТО, но и от тех тенденций, которые будут наблюдаться на этих рынках. Ведь ВТО всего лишь играет дополнительную роль, не являясь самостоятельным фактором двусторонних торгово-экономических отношений.
Скажем, завтра все захотят покупать "мерседесы" или Skoda - ведь согласно членству в ВТО, на автомобили иностранной сборки будет снижена импортная пошлина.
Также ставки будут снижаться на ввоз высокотехнологической продукции. Таким образом, импорт этой продукции, в том числе и европейских автомобилей, будет расти. Но, с другой стороны, в Украине и без того ежегодно автомобильный парк удваивается. А с третьей, сейчас на мировых рынках растут цены на сырьевую продукцию, а значит, будут увеличиваться и его поставки из нашей страны на рынки стран ЕС, в том числе и ЕС-12. Другими словами, выделить влияние непосредственно членства в ВТО на торговлю очень тяжело.
Нет смысла ждать позитивных изменений от ВТО, если мы не будем прилагать больше никаких усилий к повышению конкурентоспособности украинской продукции. При прочих же равных условиях позитивные последствия от вступления в ВТО отразятся на товарообороте Украины лишь в среднесрочной перспективе - через три-пять лет. Но значительно больше на торговлю нашей страны с Европейским Союзом повлияет создание зоны свободной торговли.
Дария Рябкова
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас