Ревальвация непобедима — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ревальвация непобедима

Валюта
3195
Председатель Нацбанка Владимир Стельмах заявил, что ревальвация гривны экономически обоснованна, а поэтому правление НБУ преодолело вето совета Нацбанка.
По его мнению, от укрепления гривны выиграют не только импортеры и потребители, но и вся промышленность - снизится стоимость погашения валютных займов. Теперь курс будет волатильным, а поэтому риски девальвации в будущем не исключены, отмечают в НБУ.
В пятницу правление Нацбанка преодолело вето совета НБУ на укрепление официального курса гривны по отношению к доллару США с 5,05 грн/$ до 4,85 грн/$. Устное решение о применении советом НБУ отложенного вето было принято вечером 22 мая. "В 9.15 мы получили решение совета, собрали правление и подтвердили свою позицию",- сообщил председатель Нацбанка Владимир Стельмах. После этого глава центробанка выступил перед журналистами деловых СМИ и депутатами Верховной рады, чтобы защитить позицию НБУ относительно ревальвации гривны.
По словам Стельмаха, начиная с 2002 года платежный баланс Украины всегда был положительным и чистый приток валюты за шесть лет составил $34,1 млрд. "Наибольший дефицит текущего счета платежного баланса был в прошлом году - $5,518 млрд, но сальдо все равно было положительным - $9,44 млрд.
То есть инвестиций пришло $15,359 млрд, и они перекрыли отрицательное сальдо,- сказал господин Стельмах. - Нацбанк выкупал валюту в резерв, но есть критическая граница - покрытие трех месяцев импорта. Мы имеем резервы чуть больше четырех месяцев импорта. В условиях роста инфляции пополнять валютные резервы на основе завышенного валютного курса нам нецелесообразно". Таким образом НБУ признал, что с конца марта не выходил на межбанк с интервенциями и не ликвидировал искусственный дефицит гривны, чтобы не увеличивать денежную массу в условиях 30,2-процентной инфляции.
Из слов господина Стельмаха следовало, что, в отличие от весны 2005 года, когда НБУ укрепил гривну вопреки ситуации на межбанке, 22 мая регулятор лишь приблизил официальный курс к рыночному. "Когда сложился такой большой перекос (4,5-4,6 грн/$ на межбанке и 5,05 грн/$ у НБУ), официальный курс стал негативно влиять на бизнес в виде дополнительного налогового давления", - заявил глава НБУ. По импортным контрактам предприниматели покупали доллар на межбанке по 4,6 грн/$, но на таможне обязаны были заплатить НДС, акциз и рентные платежи, исходя из официального курса - 5,05 грн/$.
В качестве аргументов необратимости ревальвации гривны господин Стельмах назвал и рост продуктивности труда. "Население из года в год уменьшается, а реальный ВВП положительный (растет). Поэтому мы не ревальвировали гривну, а просто устранили курсовой перекос", - сказал банкир. Он уверен, что укрепление гривны не обесценит сбережения граждан, потери по валютным депозитам которых будут компенсированы удешевлением погашения валютных долгов. "Кредиты берут те, кто хочет подняться из бедности и выйти на средний уровень. А депозиты кладут те, кого принято называть олигархами и уверенным средним классом. Так, если одни потеряли, а другие выиграли, то в целом население выиграло,- считает господин Стельмах.- Большинство экспортеров имеет депозиты в иностранной валюте на $6 млрд, а кредитов взяло в валюте на $26 млрд. Так кто выигрывает?"
Стельмах подтвердил, что НБУ будет и дальше следовать тенденциям рынка, а поэтому не исключает через некоторое время девальвации гривны: "В будущем рынок может пойти совсем в другую сторону". С этим согласен и глава совета НБУ Петр Порошенко. "Никто не претендует на полномочия Нацбанка устанавливать официальный курс. Но в пределах основных принципов курсовой политики (4,95-5,25 грн/$)", - сказал он в Верховной раде.
Банкиры называют положительным то, что появился четкий курсовой ориентир, ведь НБУ обязался ликвидировать дефицит гривны и доллара на межбанке. "Основная задача - это оценить происходящее, принять новые правила игры и новую стратегию развития", - считает заместитель председателя правления Родовид Банка Александр Соболев. Но теперь следует ожидать колебаний в обе стороны. "Сейчас Нацбанк совершает переход к гибкому валютному курсу", - отмечает исполнительный директор НБУ по экономическим вопросам Игорь Шумило.
Поэтому зампред правления УкрСиббанка Александр Суляев надеется, что при появлении предпосылок девальвации гривны НБУ отреагирует на это намного быстрее и также приблизит курс к рыночному.
"Нацбанк не должен поддаваться влиянию политики или бизнеса"
Укрепление официального курса гривны до 4,85 грн/$ было отклонено советом Нацбанка в течение суток. Наблюдатели увидели в противостоянии правления и совета НБУ политический подтекст.
Глава Нацбанка Владимир Стетельмах в пятницу даже не пытался убедить в обратном ведущих деловых журналистов, среди которых был специальный корреспондент Руслан Черный.
- Вы показывали совету НБУ свои аргументы?
- А что им показывать? Они же ничего не слушают. В совете бизнесмены, и каждый из них оценивает ситуацию с точки зрения собственного бизнеса. А ст. 9 (закона о Нацбанке) носит рекомендательный характер - это проявление независимости Национального банка как общенационального учреждения. Он не должен поддаваться влиянию политики или бизнеса, а работать исходя из общегосударственных интересов.
- А как же вето совета НБУ?
- Мы преодолели вето. Считаем, что оно неправомерно по юридическим и экономическим причинам.
- Было ли решение совета политическим?
- Вы же знаете, что совет Нацбанка составляют политики и действующие депутаты. Но депутаты, как двуликие Янусы: с одной стороны политик, а вышел из Рады - занимается достаточно серьезным бизнесом, с очень большими экспортными потоками.
- Исчерпан ли конфликт правления с советом?
- Я не знаю, как там с советом, а мы юридически четко и строго выдержали требования закона. Мы получили решение совета, собрали правление и подтвердили свою позицию. Но я не знаю, что будет, если Конституционный суд примет другое решение. Тогда будет дыра в Пенсионном фонде и дыра в бюджете.
Мы выполняем основную функцию - это поддержка стабильности национальной валюты. А враг номер один стабильности гривны - это инфляция. Поэтому мы будем делать все, что в наших силах, использовать любые методы: рефинансирование, ставку, официальный курс. Кто мог бы возмутиться сменой курса, так это правительство, ведь оно в расчеты заложило средний курс 5,1 грн/$. Однако правительство нас поддержало.
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас