Партии заставят работать "по-белому"? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Партии заставят работать "по-белому"?

Казна и Политика
263
Налоговая этому обрадуется, политики - вряд ли.
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, которым предлагается установить более жесткие требования к финансированию политических партий.
Автор, представитель "Народной самообороны" Геннадий Москаль, сделал попытку создать новую систему, о которой ранее уже говорили многие политики.
Правда, в реальности руки чиновников до ужесточения принципов финансирования не доходили. Это и не удивительно, если учесть, что на практике ни одна из политических сил не заинтересована в новой, более цивилизованной системе. Все без исключения политические игроки предпочитают оперировать "черным налом" и не разглашать имена своих спонсоров. "По белому" работать не выгодно ни кому. Слишком большие затраты и риски. Конечно, на уровне слухов "доноров" и даже суммы знают все. Однако, одно дело кулуарная информация, другое - официальная.
Обратимся к предлагаемым нормам. Документ предлагает установить исключительный перечень источников финансирования. Шаг влево, шаг вправо будет рассматриваться, как побег из законодательного поля со всеми вытекающими. Источниками финансирования политической партии являются: членские взносы; средства, полученные из госбюджета; добровольные пожертвования; доходы от партийных СМИ и издательской деятельности.
Для финансирования политической кампании предлагается установить перечень, включающий в себя собственные средства партии, полученные из вышеперечисленных источников финансирования; пожертвования, полученные в период политической кампании и бюджетные средства.
Наиболее четко законопроект устанавливает ограничения относительно пожертвований. Это логично, с учетом того, что именно эта статья доходов является наиболее непрозрачной и значимой. Именно она составляет 95% (а то и больше) от финансирования любой политической силы.
Для граждан Украины, которые постоянно проживают на ее территории на протяжении одного года, предлагается установить лимит пожертвований в пользу одной политической партии на уровне не более 100 000 гривен в год. В случае, если в этот период в стране проходит политическая кампания (то есть выборы), сумма может вырасти еще на 50 000 гривен.
А теперь самое интересное. Если сумма пожертвований физического лица составляет более 10 000 гривен, то, согласно законопроекту, политическая партия должна сообщить о таком "спонсоре" в налоговую. Кроме того, информация об этом человеке размещается в СМИ и на официальном сайте партии. Составляется специальная анкета, где указывается ФИО, место работы, место проживания, идентификационный код и паспортные данные.
То есть ГНАУ получает информацию, согласно которой можно легко и быстро "установить" данного человека и проверить откуда он эти деньги взял. Таким образом, схема, согласно которой условный олигарх распределяет по 150 000 гривен между, скажем, работниками своего завода или какими-то студентами, чтобы "провести" их согласно законодательству, перестает работать. У жертвователя, надо полагать, могут возникнуть серьезные проблемы, если сумма его официального дохода за год окажется меньше сделанного взноса.
То же самое касается и юридических лиц. Здесь годовая сумма пожертвований увеличена до 1 миллиона гривен, а в случае политической кампании может быть увеличена еще на 500 тысяч. В налоговую, в данном случае, следует сообщать в любом случае, вне зависимости от того, перечислила ли компания 1 гривну или полтора миллиона. И в этом случае заполняется анкета, в которой указываются все необходимые для фискалов данные. Более того, сумма пожертвования и ее источник также должны быть опубликованы в СМИ и на официальном сайте партии.
Помимо этого, законопроектом вводится норма, согласно которой каждый год партия подает декларацию о пожертвованиях, где указывает не только суммы, но и то, куда и как были потрачены средства. Последний нюанс для партий наверняка станет самым болезненным. Ибо весь рынок политических услуг в Украине работает в тени. Там крутится исключительно "черный нал".
Единственным "светлым пятном" для отечественных партфункционеров является то, что пожертвования не подлежат налогообложению. Однако, это лишь небольшая ложка меда в огромнейшей бочке дегтя.
С одной стороны, предлагаемые нормы являются абсолютно цивилизованными и нормальными. Они позволят вывести хотя бы часть денег из тени и официально продемонстрировать основных "спонсоров" той или иной партии. В большинстве случаев, конечно, это будут подставные личности. Однако, часть "инвесторов" все равно выйдут из тени и перестанут играть на публике в "бедных родственников.
С другой стороны, вся эта система будет с горем пополам функционировать лишь при условии сохранения в Украине демократического режима. На сегодняшний день появление "сильной руки" (а с ней и умеренного авторитаризма) - более чем возможно. В случае отхода от украинского подобия демократической вольницы эти нормы могут стать бичом для оппозиционеров. Налоговая и государственный аппарат получит все возможности "прессовать" жертвователей. Да и желающих "засветиться" в СМИ сразу же станет значительно меньше, что сократит "белые" вливания в предвыборную кампанию. Нормативно противостоять данному сценарию при предлагаемых нормах практически невозможно. Остается лишь надеяться, что политический маятник не мотнется в сторону авторитарного режима.
В любом случае, шансы на принятие данного законопроекта крайне малы. Скорее всего, показушно демонстрируя стремление к прозрачности, депутаты проголосуют за него в первом чтении. Ну, а потом документ либо "умрет" без шума или пыли, либо будет "искромсан" до неузнаваемости в комитетах. Ведь работать "по белому" политикам ой как не хочется. В Украине до сих пор сверхактуален прекрасный афоризм времен 90-х: "За черный нал ты все продашь и купишь, налоговой наш депутатский кукиш!".
По материалам:
Proua.com
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас