Устранение "РосУкрЭнерго" была затеяно ради ИСД? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Устранение "РосУкрЭнерго" была затеяно ради ИСД?

Энергетика
372
После заявления Тимошенко о погашении задолженности за российский газ был открыт новый акт газовой драмы, грозящей ее участникам перерасти в трагедию. Уголовную и с легким налетом национализации. Премьер намерена преследовать потерпевших политическое поражение соперников в лице менеджмента "УкрГаз-Энерго".
В свою очередь сторонники устраненного предприятия заявляют о возможности уголовного разбирательства в случае большого "камбэка" оппозиции во власть. При оценке же существующей схемы поставки газа конечным потребителям все чаще среди экспертов мелькает слово "ИСД"… Интернет-газета "СЕЙЧАС" с помощью экспертов попыталась разобраться, как долго будет еще длиться газовая "гражданская" война, каков набор "вооружения" у противоборствующих сторон, а также насколько возможно возникновение подобных военных действий в среднесрочной перспективе.
Применительно к газовой сфере сегодня наиболее активно муссируются три вопроса. Должна ли Украина за газ РФ, кто подвергнется уголовному преследованию - представители УГЭ или "Нафтогаза", а также кто выступит в качестве посредника между НАКом и 40% потребителей промышленной группы. А может быть, все проще - "Нафтогаз" станет вторым РУЭ и в обход антимонопольного законодательства будет осуществлять поставки в полном объеме, за исключением доли "дочки" "Газпрома"?
Любит - не любит, должен - не должен
"Мы не должны за газ! Нет, должны" - с этими общими короткими репликами кто только не побывал на сцене в последние несколько дней: Тимошенко, Бойко, Костенко, представители "Нафтогаза". Даже занимавший ранее должность Премьера РФ Виктор Зубков двусмысленно высказался на этот счет: "Сейчас идут последние транши", вызывая закономерные вопросы: сколько их еще осталось и как долго они будут "идти". Не хватает лишь решающей реплики "Газпрома" об отсутствии или наличии задолженности.
Вместе с тем директор Центра энергетических исследований Константин Бородин уверен в существовании долга. По его словам интернет-газете "СЕЙЧАС", объем задолженности может достигать порядка $700 млн. Данная цифра вытекает из простой арифметики: ориентировочно за январь - апрель Украина потребила порядка 10 млрд. куб. м по входной цене $180, что составляет $1,8 млрд. Российской стороне до 1 мая было уплачено $1,1 млрд. Соответственно, остаток находится на балансе Украины.
Позиция НАК "Нафтогаз Украины" однозначна: высказывания о задолженности - искусственно нагнетаемый ажиотаж вокруг этой темы. Пресс-секретарь "Нафтогаза" Валентин Землянский отметил газете "СЕЙЧАС" следующее: "Это политические игры, не имеющие отношения к экономической реальности".
Говоря о погашении задолженности, правительство должно называть объемы и даты траншей. Иначе это вызывает недоверие и провоцирует оппозицию на подобные безосновательные формулировки, дескать, задолженность есть. Но опять же вторая сторона также не называет ни одной цифры относительно оставшегося долга и ни одного имени субъектов задолженности. "Это создает условия для двусмысленности толкований", - отмечает интернет-газете "СЕЙЧАС" директор энергетических программ Центра "НОМОС" Михаил Гончар.
Кого посадят за операции на газе?
Между тем заполитизированный вопрос о задолженности по популярности соперничает с дилеммой: кто и когда "сядет" за незаконную деятельность по поставкам газа конечным потребителям промышленной группы - представители побежденного УГЭ или воскрешенного "Нафтогаза"? По словам экспертов, нарушений законодательства и распоряжений контролирующих органов (попросту говоря, криминала) на газовом рынке хватает с головой ввиду неурегулированности отношений и низкой правовой культурой - как политической, так и бизнес-элиты Украины.
Напомним, что 6 мая на совещании с главами местных администраций и руководителями газопоставляющих организаций Премьер Тимошенко заявила, что она уверена в том, что руководство "УкрГаз-Энерго" привлекут к уголовной ответственности. "Покажите мне, где сейчас "УкрГаз-Энерго", и это еще не конец. Я уверена, что за это будет еще и уголовная ответственность от первого и до последнего руководителя, кем бы они сегодня ни были - депутатами или просто уволенными людьми", - сказала Тимошенко на встрече.
Бородин же уверен в обратном: к уголовной ответственности будут привлечены руководители "Нафтогаза". "НАК, злоупотребляя положением монопольного владельца ГТС, посягает на газовый ресурс в 7,7 млрд. куб., принадлежащий УГЭ, - говорит эксперт. - Причем по классической схеме - не подтверждая лимиты на получение газа из ресурса УГЭ для ее потребителей. До заключения контрактов с предприятиями "Нафтогаз" продавал ворованный газ. К слову, упоминаемые 160 потребителей, которых законтрактовал НАК, были административно переведены в нарушение сложившихся договорных отношений с УГЭ и вопреки собственному желанию. После смены правительства данный вопрос будет рассмотрен и будут привлечены к ответственности, вероятно, даже к уголовной, те лица, которые привели к классическому злоупотреблению".
Слова правительства или "Нафтогаза" о прекращении полномочий или ликвидации УГЭ нельзя понимать буквально: они не означают одномоментного прекращения деятельности. Речь идет о процессе завершения работы на рынке УГЭ, который может быть растянут во времени. УГЭ существует как юридическая оболочка. Заявление о ликвидации УГЭ справедливо в аспекте устранения оператора ресурсом на рынке Украины. По словам Гончара, "фактически предприятие переводится в спящий режим до наступления политически выгодного момента. Возрождение УГЭ станет возможным при очередной смене власти, как это происходит последние 3 года".
Нужно менять условия
Скорее всего, данные высказывания являются лишь примером легкой политической перестрелки, которая не приведет ни к чему. Вместе с тем эксперты уверены, что факты нарушения законодательства существуют с обоих сторон, а криминал на газе в промышленных объемах под прикрытием политических временщиков останется единственно возможной моделью еще долгое время.
Ведь не секрет, что в Украине практика заключения договоров состоит в кулуарных решениях двух правительств и содержится в тайне от общественности. В Европе поставки газа определяются межкорпоративными соглашениями, и правительства в этом, по крайней мере формально, не участвуют. Цена газа при этом определяется по понятным формулам, а не кто кого переторгует. По словам Бородина, упрощенное изложение этой формулы заключается в следующем: цена нефти одного из двух сортов умножается на коэффициент 4,4. Получается текущая стоимость газа.
Эксперты отмечают, что в Украине тяжело отделить право от политики. А в сфере газа это вообще не представляется возможным. По мнению Гончара, не существует ни рынка, ни четко отрегулированного правового поля в данной сфере. Говоря о вытеснении УГЭ, обратимся к фразе "ликвидация игрока рынка". Мы употребляем термин "рынок", но не задумываемся, что газового рынка в Украине нет. Взамен есть система договорных отношений между правительствами стран газового монополиста и стран-потребителей. Хотя в континентальной Европе о газовом рынке также говорить можно с большой натяжкой (вообще газовый рынок существует только в США и Великобритании), ситуация там отличается. Там более наработанная правовая база, поведение субъектов договорных отношений регламентировано более жестко, лучше урегулирована среда и совершенно другая культура поведения".
Оценивая положение УГЭ, эксперт говорит о том, что игрок (УГЭ) нарушил правила игры на этом условном рынке, от чего и сам же пострадал. В момент образования УГЭ НКРЭ ограничил квоту этого предприятия до пяти с небольшим млрд. кубов. УГЭ через судебные процедуры оспорило это решение и посредством имеющегося на тот момент админресурса добилось снятия "дискриминационной" квоты. В 2007 г. УГЭ заняло практически весь внутренний рынок газа, отобрав его у "Нафтогаза". "Рано или поздно бумеранг должен был возвратиться, что и произошло в начале текущего года. УГЭ указали на свое место, представители предприятия с этим не согласились… Если бы сам субъект (УГЭ) вел себя в рамках пусть еще несовершенного правового поля, возможно, таких бы санкций в отношении его и не было", - считает Гончар.
Сейчас, по оценкам экспертов, в хранилищах Украины находится около 7,7 млрд. куб. м газового ресурса, принадлежащего УГЭ. Однако данное предприятие без лицензии им оперировать не может. Вместе с тем существующее законодательное поле предусматривает большие возможности для маневра. "Никакой проблемы с его реализацией у "внучки" "Газпрома" (УГЭ) не будет: в конце концов, газ дойдет до "дедушки" ("Газпрома") через перевод на баланс РУЭ, а затем "Газпрома" и никто не пострадает. Это семейный вопрос, а газ из семьи никуда не уйдет", - уверен Гончар. Возможность использования данных схем лишь подчеркивает масштабы произвола законодательной власти и потенциального беспредела для игроков несуществующего рынка.
Обобщая, специалисты говорят о том, что правительству нужно действовать сообразно своим же лозунгам - более прозрачно. Степень же прозрачности зависит не столько от лозунгов, сколько от намерений правительства и президента страны, от их "прозрачности".
"Нафтогаз" нуждается в посреднике. Или нет?
Вместе с тем эксперты считают, что в существующей цепочке "Газпром" - "Нафтогаз" - … - предприятия промышленной группы недостает важного звена - посредника между импортером и промпотребителями. Если он будет введен, правительство не реализует своих лозунгов "газ без посредника". Если его не привлекать, схема работы НАКа будет такой же, как и "РосУкрЭнерго", смысл замены которого тогда будет находиться лишь в замене заинтересованных сторон, а не в экономической необходимости.
Сейчас у НАКа отсутствует лицензия на поставку всего объема импортируемого газа для предприятий промышленной группы по нерегулируемому тарифу, говорят специалисты. В соответствии с антимонопольным законодательством, "Нафтогаз" со всеми своими аффилированными структурами сможет обеспечить поставки не более 35% от общего объема. Около 25% по договору берет на себя "дочка" "Газпрома". Возникает вопрос, кто станет посредником между "Нафтогазом" и предприятиями на оставшиеся 40% ресурса? В этом контексте все чаще звучит название одной из крупнейших корпораций Украины - "ИСД".
"Я предполагаю, что передел рынка, устранение УГЭ, заход на рынок "Газпромсбыта" и прочая шумиха были затеяны только ради того, чтобы на рынок в качестве классического посредника вошла корпорация "ИСД", из которой вышел весь топ-менеджмент "Нафтогаза", за исключением г-на Диденко", - заявил Бородин. Михаил Гончар подтвердил, что выход ИСД в качестве посредника возможен. "Однако эта кандидатура не является единственной", - считает он. И добавляет, что сейчас вообще идет период стихийного формирования новой сферы, в которую будут заходить другие посредники. С устранением РУЭ ситуация не стала более прозрачной. В газовой сфере продолжается та же практика, что и существовала ранее: правительство своими действиями в газовой сфере закладывает "мину" той же конструкции, что и была заложена с образованием РУЭ, резюмирует эксперт.
Алексей Деев
По материалам:
газета Сейчас
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас