Болезни старейшин Европы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Болезни старейшин Европы

1145
Экономику стран ЕС-15 лихорадит. Диагноз - рекордная инфляция и замедление роста экономики.
Все знают анекдот про зебру. Про черную и белую полосу. Что, мол, за черной полосой идет белая, за провалом - успех, за экономическим подъемом - спад. В общих чертах экономическую ситуацию в "старой" Европе можно представить с использованием указанного полосатого животного. Какая полоса в Европе сейчас?
Страны-основатели Евросоюза разрываются между двумя "катаклизмами" - "пожарищами" цен и экономическими "заморозками". По итогам марта цены в ЕС выросли на 3,8% по сравнению с мартом прошлого года. Сильнее всего среди старейших европейских государств пострадали Испании (4,6%), Люксембург, Бельгия и Греция (по 4,4%). За ними по пятам следуют Ирландия, Италия и Франция. Но при этом они переживают замедление экономического роста, которое в отдельных странах может обернуться стагфляцией.
Чем сильнее волнения в государствах, тем интенсивнее национальные власти требуют от Европейского центрального банка (ЕЦБ) по примеру Федеральной резервной системы США и Банка Англии снизить процентную ставку. Однако ЕЦБ во главе с Жан-Клодом Трише остается неумолим. Сокращения процентной ставки ниже уровня 4%, которого ожидали от собрания ЕЦБ 10 апреля, так и не произошло. Центральный банк остается верен своему главному приоритету - борьбе с инфляцией. Стимулировать же экономический рост за счет понижения ставок и возможного усиления инфляции главный банкир еврозоны Трише не готов. В результате в Европе, особенно в ее "старой" части - в пятнадцати странах-основателях ЕС - мрачные цифры берут верх над оптимизмом властей. Причем в каждой стране - по-своему.
Великобритания
На Туманном Альбионе холодает. По различным экспертным оценкам, экономический рост Объединенного Королевства составит в 2008 году 1-1,9%. При этом замедление роста ВВП отрицательно скажется на капитальных затратах и уровне частного потребления, как полагают в Международной торговой палате. А это может, в свою очередь, спровоцировать дальнейшее "пике" британской экономики.
Весенние "заморозки" в Британии являются не только проявлением цикличности экономики. В данном случае замешан кредитный кризис. Нехватка ликвидности и угроза невыполнения обязательств недобросовестными заемщиками заставили банки и другие кредитные учреждения повысить ставки по ипотечным кредитам и в целом ужесточить физическим лицам доступ к кредитным ресурсам. В феврале количество одобренных займов на покупку жилья было на 40% меньше, чем за год до этого. Более того, по данным исследования условий кредитования, опубликованного Банком Англии третьего апреля, финучреждения планируют сократить доступность ипотечных кредитов еще больше.
По мере того как стоимость ипотечных кредитов растет, позади остается бум цен на недвижимость. С начала 1997 года по 2007 год, по оценкам Nationwide Index, цена на средний британский дом увеличилась на 215%. Теперь же цены на недвижимость в Британии стремительно опускаются. За один месяц стоимость жилья упала на 2,5%, а по сравнению с ценовым пиком прошлым летом - на 10%. Это свидетельство не только роста стоимости ипотечных кредитов, но и падения потребительского спроса. И, как считает Чарльз Коллинз, заместитель главы исследовательского департамента МВФ, коррекция на рынке недвижимости и в дальнейшем будет влиять на потребление.
На экономическом росте Британии также будут сказываться внешние факторы, в частности - снижение объемов чистого экспорта. Это связано, во-первых, с ожидаемой рецессией в США, на которые приходится шестая часть британского экспорта. Во-вторых, произойдет уменьшение экспорта в зону евро, где обычно оседает половина вывезенных британских товаров и услуг. Правда, импорт в Объединенное Королевство также будет сокращаться, ведь Британские острова - крупнейший рынок для продукции и услуг стран ЕС. Вдобавок курс фунта стерлингов по отношению к евро падает. Для экспортеров Британии это хорошая новость, ведь это делает их товары в Европе немного дешевле. А значит, со временем экспорт все-таки пойдет на поправку.
Масла в огонь подливает инфляция. По итогам марта потребительские цены в Британии выросли на 2,5% в годовом измерении, в том числе розничные цены - на 3,8%. Для европейской страны со старейшими рыночными традициями это многовато. Хотя и меньше, чем в целом по Евросоюзу. Способствовали инфляции, в первую очередь, растущие расценки на транспорт и жилищно-коммунальные услуги, особенно отопление. В то же время некоторые тенденции тянули инфляцию вниз. Среди них - подешевевшие мебель и бытовая техника, цены на отдых и культурные мероприятия.
Между тем в сильной зависимости от состояния экономики находятся госфинансы Великобритании. Чем сильнее будет лихорадить экономику, тем большими будут государственные расходы на "лекарства" для нее и, следовательно, выше бюджетный дефицит и госдолг. Глава британского казначейства Алистар Дарлинг пересмотрел октябрьский прогноз по заимствованиям в текущем году с 36 млрд. фунтов стерлингов до 43 млрд. фунтов стерлингов. По отдельным оценкам, при темпах экономического роста в 1% эта сумма может увеличиться еще приблизительно на 20 млрд. фунтов.
В то же время неумолимо растут расходы британского бюджета. Чего стоит один только февральский "выкуп" банка-банкрота Northern Rock, который докинул правительству своих обязательств на 90-100 млрд. фунтов стерлингов. По сути, это также относится к государственному долгу, однако на практике эта сумма так и не была вписана в государственные пассивы. Будь кредиты банка дописаны к госдолгу Британии, последний возрос бы с нынешних 36 до 42-44% ВВП, "пробив" установленный правительством "потолок" на уровне 40% ВВП.
Усугубляют ситуацию с госдолгом обязательства, которые легли на плечи государства в рамках "инициатив частного финансирования". Речь идет о государственных проектах, финансирование под которые привлекается через частные консорциумы. Технология проста. Объединение частных компаний выделяет средства, скажем, на строительство новой больницы. Государство, в свою очередь, в течение 25-30 лет выплачивает инвесторам определенную сумму - часть долга с процентами. Операционные издержки также оплачиваются из государственного кармана. В прошлом году было заключено 620 договоров с подобными инициативами на общую сумму капиталовложений 57 млрд. фунтов стерлингов. Согласно нормам государственного бухучета, лишь 13% этих сделок и 42% их общей стоимости были прописаны как государственные обязательства, т. е. как госдолг. Остальные не попали ни в государственную отчетность, ни в отчетности частных компаний. По сути же это все скрытый долг Великобритании, который также надо оплачивать, несмотря на низкие темпы экономического роста и поступлений в бюджет.
Италия С проблемой, похожей на британскую, столкнулась Италия. Здесь инфляция еще выше, падение темпов роста ВВП еще ниже, а последствия - еще масштабнее. Итальянская экономика замедлила свой рост еще в последнем квартале 2007 года - в основном "благодаря" кризису, перекинувшемуся с финансовых рынков на реальный сектор экономики. Италия и Германия, в отличие от Великобритании, Франции и Ирландии, - две страны среди "старейшин" Европы, чей экономический рост зависит скорее не от внутреннего потребления, а от внешней торговли. Таким образом, падение спроса в США и Европе подорвало "здоровье" этих двух экспортоориентированных стран. В особенности Италии. Вдобавок укрепляющийся по отношению к доллару евро делает экспорт менее выгодным.
Весной МВФ более чем в четыре раза снизил прогноз по темпам экономического роста Италии на 2008 год. Если в октябре экономисты Фонда предвещали 1,3% прироста ВВП, то в апреле они откорректировали показатель до 0,3%. При таком низком экономическом росте вполне возможно, что в отдельные месяцы итальянская экономика вообще будет демонстрировать спад. Более того, в таком положении "на краю" Италия пробудет и в следующем году, дав в итоге, как предполагают в МВФ, те же 0,3% роста.
Между тем для итальянцев вопрос удержания экономического роста ближе к 2% особенно важен. Ведь от этого зависит бюджетный дефицит, а следовательно, и объем государственного долга. А размеры последнего (106% от ВВП) и сейчас превышают все европейские нормы. Поэтому будущему итальянскому правительству, которое будет сформировано по итогам прошедших 13-14 апреля парламентских выборов, предстоит нелегкая задача - обеспечить дефицит госбюджета на уровне последних лет в размере 3%. Как отмечает Чарльз Коллинз, "чтобы обеспечить более высокий потенциал экономического роста, Италии важно продолжать структурные реформы в части предложения в экономике".
В то же время правительству потребуется еще и осторожность в расходовании бюджетных средств, ведь на него будет в значительной мере давить общественное мнение. А общество свое мнение уже продемонстрировало - в протестах против повышения цен. Достаточно вспомнить прошлогодний бойкот любителей макарон. А итальянская инфляция с того времени успела взять новые высоты. В марте индекс потребительских цен в годовом исчислении достиг 3,3% - это максимальный показатель с сентября 1996 года.
Германия В основе немецкого экономического роста, как и итальянского, - успехи по части внешней торговли. На протяжении последних пяти лет Германия являлась крупнейшим экспортером в мире. В прошлом году немцы экспортировали товаров и услуг на сумму $1,4 трлн. Для сравнения: Китай продал за рубежом лишь на $1,22 трлн. Однако, как гласит восточная мудрость, что делает нас счастливыми, то нас и губит. Германию губит ее зависимость от экспорта. Уже в прошлом году, несмотря на статус лидера, экспорт страны пошел на убыль и потерял 1,2%, в то время как импорт вырос на 5,3%. Под давлением падения экспорта экономический рост Германии, по прогнозам МВФ, составит в текущем году 1,4%. Поставить на ноги экономику мог бы внутренний спрос, но пока его показатели не вызывают оптимизма. Поэтому, как полагает Чарльз Коллинз, "Германия (немецкая экономика. - Ред.) будет замедляться из-за ослабления внешней позиции без существенной дополнительной поддержки внутреннего рынка".
В то же время в стране продолжает раскручиваться инфляционная спираль. В марте индекс потребительских цен составил 3,1% по отношению к марту 2007 года. Это нанесло незамедлительный удар по настроениям инвесторов. Показатель немецких инвестиционных настроений, который рассчитывается Центром европейских экономических исследований ZEW, упал с минус 32 пунктов до минус 40,7 пункта, вопреки тому, что эксперты прогнозировали его повышение. "Высокие показатели инфляции снизили располагаемый доход потребителей и, следовательно, ослабили частное потребление, - объясняют динамику индекса в Центре ZEW. - Низкое количество заказов, поступающих от немецких компаний, также указывает на замедление роста в Германии".
Франция
Вторая крупнейшая страна в Европе также стонет под давлением инфляции. Март продемонстрировал самый высокий рост цен за последние семнадцать лет, - 3,2% в годовом измерении. В частности, Франция переживает одно самых сильных в Европе подорожаний энергоносителей. По сравнению с мартом прошлого года цены на энергию подскочили на 12,7%. Другой катализатор французской инфляции - рост цен на продукты питания, составивший 5,3% за последний год. А подобный рост влечет за собой ряд негативов для экономики, главный из которых - вероятность того, что французы предпочтут сократить свои расходы на потребительские нужды. Они уже сократили в январе расходы на промышленные товары на 1,2%. А потребительское доверие упало в начале года до самого низкого уровня за последние двадцать лет. Все это может нанести сокрушительный удар по французской экономике, ведь внутренний рынок - основной ее двигатель.
Вдобавок, как заявил премьер-министр Франции Франсуа Фийон, "международная ситуация оказывает очевидное влияние на наш рост и государственные финансы". В 2007 году дефицит внешней торговли Франции достиг исторического максимума в 39,17 млрд. евро. В текущем году, как полагают экономисты Национального бюро статистики Insee, импорт будет расти примерно с одной скоростью с экспортом, хотя во втором квартале экспорт немного отстанет. В итоге внешняя торговля станет негативным фактором для ВВП, в то время как в прошлом году она был источником позитива. На показателях сказывается замедление экономического роста в остальных странах Евросоюза. В частности, Германия, основной торговый партнер Франции, замедляет рост, а значит - сокращает импорт из Франции.
Принимая во внимание все эти факторы, в Insee ожидают, что ВВП Франции во втором квартале вырастет на 0,3%. В целом в 2008 году правительство прогнозировало рост около 2%, но это было аж в январе. В середине апреля правительство Франции должно пересмотреть макроэкономические прогнозы в сторону понижения. Ведь 2% - это уже излишний оптимизм, который международные аналитики ни в МВФ, ни в Еврокомиссии, ни в Организации экономического сотрудничества и развития не разделяют.
Так что Европа сейчас находится однозначно на черной полосе зебры. И в ближайшие полтора года эта полоса будет становиться все чернее. Главное, чтобы Европа не пошла вдоль этой полосы. А то Украина не сможет ничего туда продать, кроме лекарств против стресса.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас