Корпоративная копилка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Корпоративная копилка

621
Рост оборота бизнеса и ужесточение норм для привлечения внешних инвестиций вынуждает крупные компании создавать собственные финансовые центры. Сравнительно небольшие расходы на обслуживание казначейства компании одновременно дают широкие возможности по оптимизации и планированию ее финансовых потоков.
Несколько лет назад список 25 самых влиятельных бизнесменов Европы по версии журнала Fortune возглавил тогдашний генеральный директор BP (British Petroleum) лорд Джон Браун, в прошлом году - казначей этой группы. Наверняка его пример служит хорошим стимулом в работе десяти сотрудникам отдела казначейства украинского офиса "ТНК-ВР Коммерс", который был создан в компании несколько лет назад в процессе реструктуризации системы управления. В любом случае, сегодня, по утверждению менеджмента компании, содержание внутреннего казначейства оправдано с коммерческой точки зрения даже не на сто, а на тысячи процентов.
Создавать у себя "внутренние банки" (еще одно частое название казначейства. - Ред.) - модное нынче веяние в отечественной бизнес-среде. "Инвестгазета" заинтересовалась, отчего и для чего эти подразделения были выделены в структуре финансовых департаментов "Киевстара", "Интерпайпа", "ВВН" и многих других "акул" украинского бизнеса.
Когда он нужен
К созданию корпоративного казначейства бизнес пришел вследствие усложнения функций бухгалтерии и вызванной этим эволюции финансовых подразделений. Ведь еще совсем недавно на главных бухгалтерах "висели" самые разносторонние задачи - ведение налогового и бухучета, управление денежными потоками, работа с кредиторами, дебиторами и т. д. Со временем произошло разделение зон ответственности, их выделение в отдельные направления - контроллинг, бюджетирование, бухгалтерию и т. д. И вот настала очередь института казначейства.
"Современные условия ведения бизнеса требуют постоянного контроля денежных потоков, и "бухгалтерские" методы управления ими уже не являются эффективными. Функционирование казначейства позволяет сделать бизнес более гибким и продуманным", - считает директор казначейства ООО "ТНК-ВР Коммерс" Виктор Чужик. Согласен с ним и главный финансовый директор компании "XXI Век" Тарас Кутовой, который также добавил, что у украинских компаний благодаря международным инвестициям начинают появляться деньги, которыми необходимо управлять. "При этом динамика роста компаний сегодня настолько велика, что возникает необходимость в значительных объемах дополнительных средств. Поэтому все больше предприятий стараются выделить отдельно казначейское подразделение, которое бы занималось вопросами привлечения средств и формирования правильной структуры капитала. Это необходимо, чтобы соответствовать быстрой динамике развития и занять лидирующие позиции на рынке", - уверен эксперт.
Как показывает практика, казначейство востребовано в первую очередь в крупных украинских и международных компаниях, где наблюдается интенсивное движение денежных потоков. По утверждению экспертов компании "Делойт" в Украине, особую актуальность данный отдел приобретает в холдинговых структурах. Наличие там централизованного казначейства позволяет решать вопросы ликвидности путем перераспределения денежных средств от структурных единиц с их излишком к подразделениям, испытывающим дефицит наличных.
У нас же пока к внедрению "внутренних банков" прибегают скорее вынужденно, как к способу решить накопившиеся проблемы, среди которых - трудности с планированием движения денежных средств более чем на неделю, отсутствие оперативной информации о состоянии краткосрочных активов и пассивов, постоянные риски при проведении торговых операций.
Банк внутренней прописки
Как показывает практика, сфера ответственности казначейства в разных компаниях отличается - все зависит от специфики конкретного бизнеса. В классическом варианте этот орган выполняет две основные функции: управляет ликвидностью предприятия и его рыночными рисками. Правда, порой этот институт также может частично выполнять обязанности отдела контроллинга (проверять целевое использование средств и пр.), бюджетирования (составлять и консолидировать бюджеты). Но в любом случае, главная задача казначейства - обеспечивать эффективное использование денежных средств фирмы. Это достигается посредством решения различных задач, которые возложены на этот орган.
"Одна из ключевых функций казначейства - управление оборотным капиталом предприятия. Это включает ежедневную работу по обеспечению компании достаточными ресурсами для ведения бизнеса и избежания дорого-
стоящих простоев. Здесь и вопросы товарно-материальных запасов, и уровни кредиторской и дебиторской задолженности, и управление средствами при избытке ликвидности", - поясняет Тарас Кутовой. Последний аспект деятельности казначейства имеет особое значение - по сути, данное подразделение имеет полномочия инвестировать временно свободные средства в различные финансовые инструменты или проекты с целью получения прибыли. Поэтому своей деятельностью "внутренний банк" способен принести компании существенные дополнительные доходы, стать дополнительным "профит-центром". В этом плане любопытное исследование провела недавно компания KMPG в России, в ходе которого выяснилось, что из более сотни крупнейших российских компаний лишь в 5% казначейства способны извлекать прибыль из потоков ликвидности. Так что об эффективности работы украинских казначейств в роли "центров прибыли" говорить и подавно не приходится - это как раз тот случай, когда мы идем "в ногу" со своим "северным соседом".
В функции казначейства также входит управление различными видами рисков, с которыми сталкивается организация - процентными, валютными, фондовыми. Сюда также относятся, к примеру, риски роста цен на производственные ресурсы, неплатежеспособность дебиторов и другие рыночные "угрозы". Меры по минимизации подобных рисков для организации включают их хеджирование (приобретение валютных контрактов), а также создание четких внутренних политик по взаимоотношениям с контрагентами (установление лимитов по дебиторской задолженности, авансам и пр.).
"Казначейство дает возможность компаниям минимизировать свои расходы: в случае образования излишков денежных потоков - оперативно переводить средства на депозиты, при недостатке денежных ресурсов - их привлекать, заранее открывать кредитные линии, а также планировать финансовые потоки как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде", - уверен финансовый директор группы предприятий ВВН в Украине Александр Говядин. К этому можно добавить, что наличие подобного подразделения позволяет компаниям укрепить свою финансовую устойчивость, снизить различные финансовые риски, что в конечном итоге приводит к улучшению ее имиджа в глазах инвесторов и финансовых учреждений (это, в свою очередь, приводит к удешевлению заемного капитала).
Как отмечают эксперты отдела управленческих консультаций компании "Делойт" Александра Бречко и Дмитрий Сазонов, для группы компаний казначейство позволяет, в том числе, консолидировать несколько банковских счетов в единый счет, через который происходит управление всеми денежными потоками. Это позволяет максимизировать процентный доход по депозитам (в случае положительного баланса), а также минимизировать процентные расходы по овердрафту (при отрицательном балансе). В случае же с международными компаниями осуществляется консолидация валютных рисков, что существенно сокращает затраты на дорогие инструменты хеджирования.
Из недостатков создания "внутреннего банка" - увеличение временных рамок различных процедур и необходимость содержать и удерживать высококвалифицированных специалистов, которые работают в данном подразделении. Правда, по утверждению представителей компаний, последний фактор назвать "минусом" язык не поворачивается. Например, заместитель председателя правления банка "Контракт" Сергей Алексеенко признался, что внутреннее казначейство (в банках это вообще неотъемлемый элемент оргструктуры. - Ред.) приносит финучреждению прибыль, исчисляемую миллионами гривен, в то время как расходы на содержание этого института - в пятнадцать раз меньше. Подобное соотношение называли и другие, не финансовые компании.
Место под солнцем
В Англии в XVI веке должность казначея королевского дома была одной из самых высших государственных позиций. Лорд-казначей являлся третьим по старшинству среди церемониальных должностных лиц королевства, он фактически концентрировал в своих руках основные рычаги управления государственной администрацией Англии и de-facto был председателем правительства этой страны. А на Руси в это же время деятельность казначеев обрела такую значимость, что эти люди обладали правом суда и участвовали в переговорах с иностранными миссиями.
Но времена меняются, и сегодня казначейства (а с ними и казначеи) выполняют не более чем обслуживающую функцию, у них также есть свои "начальники". По словам руководителя финансового управления компании "Интерпайп" Андрея Кузьменко, хотя казначей сегодня и является значимой фигурой, находясь на втором уровне менеджмента после правления, эти люди в большинстве случаев подчиняются руководителю финансовой службы.
Как пояснил партнер консалтинговой компании "Диалог-Классик" Артем Новиков, влияние казначеев в современных компаниях во многом обусловлено и ограничивается их функциями: если человек, находящийся на этой позиции, видит ряд злоупотреблений или проблемы с эффективной организацией движения денежных средств, он имеет прямые полномочия докладывать об этом высшему руководству. Наверное, именно поэтому представители одной из самых консервативных профессий даже сегодня проходят жесткий отбор: если вы не стрессоустойчивый, не умеете анализировать и соотносить информацию из разных источников, несерьезны, сговорчивы, и у вас нет привычки перепроверять все по десять раз, в казначеи вас не возьмут.
Финансовый директор ВВН в Украине Александр Говядин о корпоративном казначействе
Департамент казначейства в компании ВВН появился не сразу. Об истории его создания, важности и преимуществах деятельности рассказал финансовый директор группы предприятий ВВН в Украине Александр Говядин.
Александр, расскажите, казначейство в вашей компании функционировало с самого начала ее деятельности?
Как отдельный департамент - нет. Но изначально были люди, которые выполняли функции казначейства. Со временем росли объемы платежей, добавлялись новые операции, становились более сложными существующие (обеспечение дебиторской задолженности банковскими гарантиями, расширение сфер страхового покрытия, диверсификация кредитного портфеля и др.). Возникла объективная необходимость в определенном выделенном ресурсе, чтобы всем этим управлять. Для любой крупной компании казначейство - это очень важное направление, и я думаю, что любой бизнес рано или поздно приходит к осознанию того, что такой отдел ему просто необходим для дальнейшего эффективного развития.
В нашем случае основная функция казначейства - это поддержание ликвидности компании. Потом следуют остальные задачи - осуществление платежей, управление рабочим капиталом, страховой менеджмент и т. д.
Каким образом казначейство взаимодействует с другими отделами финансового департамента и другими функциональными департаментами компании?
Взаимодействие с другими отделами финансового департамента осуществляется как в ежедневном режиме (по рабочим вопросам), так и на пике активности всего финансового департамента - в процессе бюджетирования и планирования. У нас, как и у многих других компаний, есть бюджет, который формируется раз в году, а затем в течение года несколько раз уточняется в виде прогнозов. Кроме того, мы разрабатываем и долгосрочные планы - план деятельности компании на три года. На каждом этапе планирования рассчитывается не только отчет о прибыли и убытках, но и остальные важные отчеты - баланс, движение денежных средств и т. д. Исходя из них, казначейство определяет, необходимо ли компании дополнительное финансирование, в каких объемах и пр.
С другими функциональными департаментами казначейство чаще всего взаимодействует при осуществлении платежей по контрактам. При этом специалисты этого подразделения наделены весьма существенными полномочиями. Так, если обнаружится, что платеж осуществляется с нарушением условий контракта либо вообще без наличия договора, казначейство вправе его блокировать.
То, что ваша компания - часть международной группы, не усложняет работу вашему казначейству?
Нет, не усложняет. Основное взаимодействие происходит в ходе бюджетного процесса, когда наше казначейство утверждает дополнительные объемы кредитования, которые необходимы компании на следующий год. Наоборот, наличие опытных профессионалов-казначеев в компаниях собственников нам даже помогает. Мы всегда можем обратиться за советом, например, в отношении крупных контрактов. А благодаря глобальным проектам, которые ведет центральное казначейство, нам удается получить выгодные условия кредитования по отдельным проектам. Как пример - в прошлом году в ходе такого проекта мы реструктуризировали свой кредитный портфель и получили долгосрочный кредит от ЕБРР на семь лет с хорошими для нас условиями.
Татьяна Роик
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас