Выбор Ющенко: Тимошенко или Янукович?.. — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Выбор Ющенко: Тимошенко или Янукович?..

Казна и Политика
802
По всей видимости, почти полуторамесячные "каникулы" парламента в честь ПДЧ-войны имени Партии регионов послужили причиной формирования особой модели поведения Рады VI созыва. Теперь чуть что случится - и фракции то блокируют трибуну, то покидают зал. Авторы последнего громкого ультиматума - БЮТ. Только вряд ли он будет последним
Век БЮТ в Раде не видать
Парламентская повестка дня от 16 апреля обещала быть интересной. Депутатам предстояло озаботиться поправками к закону о Кабмине и рассмотрением законопроектов по императивному мандату и урезанию депутатских льгот. Но решить вопросы легко и быстро парламентариям не удалось - фракция БЮТ оказалась против.
Накануне у Верховной рады уже не получилось разобраться с потенциальными перевыборами в Харькове. Сначала представители Партии регионов превентивно заблокировали трибуну "на всякий случай", а потом у депутатов "руки не дошли" включить вопрос в повестку вечернего заседания. И следующий сессионный день обещал быть насыщенным событиями: все те же "регионалы" в дополнение к уже привычному "Оставим Добкина в покое" решили, что они проигнорируют второе чтение закона о Кабинете министров. Но, как ни странно, официальным производителем ультиматумов дня стала другая, формально провластная, фракция.
Для БЮТ 16 апреля получилось бурным. Как только выяснилось, что в повестке дня разбирательства вокруг судеб Кабмина запланированы прежде голосования по льготам народных избранников, представители большинства объявили законодательному процессу гордый бойкот и в полном составе покинули сессионный зал. Формальная причина у "бютовцев" была: обязательный пересмотр депутатских льгот - один из элементов коалиционного соглашения. А и НУ-НС, и БЮТ в последнее время соревнуются в том, кто трогательнее чтит память сего документа. Поэтому особого удивления позиция, озвученная Николаем Томенко: "Будем работать в сессионном зале, но, скорее всего, голосовать по законопроектам не будем", - не вызвала бы, если бы речь все-таки не шла о части большинства.
Спустя некоторое время после заседания депутаты-"бютовцы" все тем же полным составом вернулись к работе, но при этом сообщили о пересмотре своего ультиматума "утром - льготы, вечером - все остальное". Последняя версия бойкота включала в себя только неучастие в голосовании по поводу "кабминовского" законопроекта. По большому счету, именно этого и следовало ожидать. Еще утром 16 апреля член фракции имени Юлии Тимошенко Андрей Кожемякин выразил свои сомнения: "Закон о Кабмине должен рассматриваться во втором чтении. А тот законопроект не рассматривался даже в первом чтении. Поэтому мы настаивали, что он должен быть рассмотрен сегодня первым. И вчера тоже мы настаивали на этом. Но ни вчера, ни сегодня мы этого не увидели". Но создается устойчивое впечатление, что основная проблема большей части большинства не порядок голосования, а сущность одного из пунктов. Несмотря на то, что Юлия Тимошенко в свое время заверила: ее фракция поддержит проект, "невыгодный" премьеру, - особым энтузиазмом в его отношении "бютовцы" не отличались никогда. А теперь у депутатов появился изящный способ провалить "неинтересный" вопрос.
Выборы для Ющенко
Очевидные сложности с депутатским кворумом при голосовании за изменения в законе о Кабмине - не единственная спорная тема во взаимоотношениях БЮТ с окружающим миром. Это, скорее, "лакмус", определяющий ситуативное мировоззрение политической силы в целом (а не только парламентской ее части). Ведь незадолго до "красивого жеста" премьерская сила устами Николая Томенко объявила куда более масштабный ультиматум. "Бютовцы" предложили президенту наконец-то сделать окончательный выбор между действующим правительством и его "теневым" аналогом.
Видимой причиной очередного обострения взаимоотношений Грушевского и Банковой, похоже, послужила очередная волна критики в адрес Кабинета министров. Сначала 13 апреля президент назвал стремительный рост инфляции "безумным ударом" и провел параллель между динамикой уровня инфляции и динамикой уровня расходов правительства. Затем, уже 15 апреля, Виктор Балога озвучил официальную позицию Секретариата по поводу уровня квалификации кабминовских экономистов: "Министры, которые не справились с негативными тенденциями, не предложили быстрых, рыночных инструментов реагирования, должны освободить занимаемые должности. Кабмину стоит отворить двери для тех, кто будет действовать в профессиональных категориях, а не думать, например, о наращивании личного рейтинга или кресле мэра". И хотя глава СП не предложил ни одной кандидатуры на смену министрам экономического блока, в БЮТ сразу же заподозрили неладное - негласную, но явную поддержку, оказываемую "теневому" правительству. А иллюстрацией этому послужило назначение "теневика" Константина Грищенко на пост заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны.
Острая реакция БЮТ тут же последовала пусть не по всем, но по многим фронтам. Вице-премьер Александр Турчинов практически сразу же отреагировал на заявление Виктора Балоги. Позиция Кабмина - игнорирование. "Очередная порция грязи, которая льется из стен Секретариата президента Украины на этой неделе, нами в очередной раз не воспринимается. Мы считаем ниже своего достоинства давать оценку этому банковскому интеллекту", - сообщил первый зам премьера.
В отличие от представителей Кабинета министров, "бютовские" парламентарии решили быть радикальнее. Народный депутат Андрей Портнов даже пригрозил главе президентского Секретариата возможным уголовным преследованием. "Мы инициируем изучение всех проектов указов, визированных Балогой, которые он подсовывал президенту. После чего намерены инициировать вопрос о привлечении его к уголовной ответственности", - заявил он.
И логическим завершением информационной атаки стало выступление Николая Томенко, которое по своей форме является полноценным ультиматумом "или - или". "Пусть отправляет в отставку правительство Тимошенко и работает с новым оппозиционным правительством Януковича, - предложил президенту вариант действий народный избранник, пояснив позицию своей политической силы традиционным "так жить нельзя". - Наша фракция на протяжении последних месяцев мужественно молчит, когда слушает упреки на деятельность правительства со стороны Секретариата президента и со стороны СНБО. Но после того как в последний месяц президент за пределами Украины поносит украинское правительство, мы считаем, что это пренебрежение не к БЮТ и не к Тимошенко, это пренебрежение к Украине".
Пока с президентской стороны не последовало реакции ни на громкий ультиматум, ни на демарш с бойкотом голосования, публичная дискуссия о том, кто и как пренебрегает Украиной, остается открытой. Впрочем, реалии последних месяцев позволяют усомниться в том, что она "закроется" в ближайшие дни. И хотя в пострадавших "ходит" Кабинет министров, хуже всего приходится снова коалиции. А между тем Ющенко все ближе подталкивают к "последнему" выбору - между Тимошенко и Януковичем. И от этого решения Ющенко во многом зависит то, какой выбор сделают большинство украинцев в 2009-м...
"Мужской" шаг Тимошенко
Прочить Кабинету Тимошенко номер два скорейшую отставку из категории "прямо здесь и сейчас" не рискуют даже оппоненты, хотя и не исключают такой возможности. Куда более плачевными выглядят судьбы коалиции, и "бютовский" мини-ультиматум: "Не будем голосовать в таком порядке" - всего лишь одно событие из ряда подобных.
Гибель коалиции стало модно рассматривать в двух ключах, озвученных Нестором Шуфричем. Первый - простейший - фактический развал большинства. Второй - технически более сложный - очередные перевыборы. Но прерогатива распускать парламент остается исключительно за президентом. А после того, как парламент заработал-таки после начала очередной сессии, у гаранта Конституции исчез повод это сделать. Версия же антипарламентской провокации со стороны БЮТ, которая стала вдруг популярной в рядах Блока Литвина, выглядит сомнительной. И пусть Олег Зарубинский считает, что "БЮТ сейчас серьезно рассматривает вопрос повторения сложения мандатов, но я не могу сейчас гарантировать, что это единственный вариант, так как они сами еще точно не знают, какой вариант будет", - но объективных причин пойти на такой шаг у "бютовцев" пока нет. А сподвигнуть на такой подвиг могли бы разве что отставка Кабмина или формирование "широкой" коалиции в обход "тимошенковцев". И то - не факт. Как уже неоднократно отмечалось, ЮВТ сравнительно неплохо себя чувствует и в оппозиции, а в преддверии президентских выборов на имидже "мучеников" можно играть весьма и весьма успешно.
В отличие от оптимистов-"литвиновцев", представители ПР на удивление сдержаны. Более того, образцово-показательный демарш БЮТ от 16 апреля вызвал одобрение у знатного "регионала" Дмитрия Табачника, который назвал бойкот "мужским" шагом. "Они все время подставляли одну щеку, потом другую, а сейчас терпению пришел конец", - поделился он своим мнением. В то же время, с комментарием Табачника неплохо сочетается и комментарий Нестора Шуфрича: следующим "мужским" шагом мог бы стать роспуск коалиции.
БЮТ же с партнерами готов поступать "по-мужски", во всяком случае - на словах. Снова и снова представители фракции утешают коалиционных соратников. Шестнадцатого апреля Иван Кириленко вновь повторил: "Мы будем сохранять демократическую коалицию до конца. Это наше завоевание, которые мы не имеем право потерять". "Нунсовской" части большинства остается только призывать "собратьев" не устраивать "шоу" в сессионном зале своими уходами-приходами, что и сделал Вячеслав Кириленко. Но его фракция уже слишком глубоко увязла в роли "заложников ситуации".
И реакции, и позиция БЮТ (как парламентской, так и внепарламентской части) предсказуемы. Сильнее всего положение вещей похоже на логическое продолжение предупреждения "Иду на вы!", которое премьер адресовала президенту более месяца назад. В эту схему неплохо вписываются и игнорирование критики, а порой и прямых (и неправомерных до внесения поправок в закон о Кабмине) указаний Секретариата президента, и симметричный "разбор " наиболее резких решений Виктора Ющенко.
Посильное блокирование президентских инициатив тоже привлекает внимание. Пусть Юлия Владимировна в открытую и не противоречит Виктору Андреевичу по большинству пунктов, но БЮТ по мере сил мягко и ненавязчиво саботирует реализацию "любимых" президентских проектов. Примерами этому могут служить, с одной стороны, "зависший в воздухе" вопрос о том, у кого больше прав переписывать Основной закон, а с другой - судьба неоднократно поминаемого закона о Кабмине, за который "бютовцы" голосовать вроде как обязались, и в то же время - вроде как не станут, по причине, во многом надуманной.
Да и тот факт, что нонконформизм БЮТ в последнее время все чаще проявляется в ситуативных альянсах с оппозицией, а не в синхронном голосовании с товарищами по большинству, заставляет задуматься. Борьба с президентскими нападками - дело благородное, но только пока сложно сказать, к чему же она приведет. Лучше всех в сложившейся ситуации "регионалам": и ненужные им законы не голосуются благодаря минутным "дружбам" с большей частью коалиции, и президент представителей ПР высокими должностями одаривает. Вот и получается, что от ультиматумов БЮТ в конечном итоге выигрывает не та сторона, ради которой все декларировалось. Зато поступки "мужские", а главное - громкие. Выборы президента слишком уж скоро.
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас