Данилишин: "Есть возможность удержать инфляцию в этом году в пределах 10%" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Данилишин: "Есть возможность удержать инфляцию в этом году в пределах 10%"

Казна и Политика
1248
И независимые аналитики, и чиновники Секретариата Президента уже давно засомневались в возможности удержать макроэкономические показатели 2008 г. в рамках, заложенных в бюджет.
Несмотря на это, представители правительства во главе с амбициозным премьер-министром, продолжают гнуть свою линию. Каким образом должны быть выполнены прогнозные показатели РБК-Украина рассказал министр экономики Богдан Данилишин.
РБК-Украина: Юлия Тимошенко заявила о возможности удержать инфляцию в 2008 г. на уровне 10%. Каким образом можно это сделать?
Богдан Данилишин: По итогам 2007 г. индекс потребительских цен составлял 116,6% (декабрь к декабрю), что является наивысшим показателем, начиная с 2001 г. В январе в 2008 г. цены на потребительские товары выросли на 2,9%, в феврале - 2,7%. Такой существенный рост инфляции является следствием высокой инфляционной динамики второй половины прошлого года и перенесение ее действия на текущий год. Нерешенные проблемы, которые накапливались в экономике на протяжении 2007 г. инерционно будут оказывать негативное влияние на развитие инфляционных процессов в текущем году. Минэкономики вместе с другими органами центральной исполнительной власти и Национальным банком разработало план антиинфляционных действий на 2008 г., среди которых комплекс мероприятий, направленных на усиление эффективности денежно-кредитной и бюджетной политики в направлении снижения инфляционного давления, сформированного избыточным спросом; мероприятия, направленные на уменьшение временных дисбалансов на продовольственных рынках и недопущения необоснованного повышения цен на отдельных социально важные товары; мероприятия, направленные на повышение эффективности администрирования цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий и услуги ЖКГ. Кроме того, запланирован ряд мероприятий по оптимизации государственного регулирования цен, а также мероприятия, направленные на развитие финансового и фондового рынков, повышения эффективности процессов энергосбережения, действие которых будет способствовать уменьшению инфляционного давления в среднесрочной перспективе. Стоит отметить, что широкое применение прямого административного вмешательства в ценообразование не дает длительного позитивного эффекта и в дальнейшем может привести к более существенному ускорению инфляционных процессов. Потому, именно мероприятия экономического характера преобладают в отмеченном комплексе мероприятий антиинфляционной политики. План антиинфляционных мероприятий был проработан независимыми экспертами, которые в целом поддерживают предложенные действия правительства и НБУ. Реализация этого плана позволит предупредить и нивелировать действие негативных факторов на формирование инфляционных процессов, не допустить необоснованный рост цен, и по итогам года удержать уровень инфляции в определенных границах.
РБК-Украина: Какими могут быть реальные макроэкономические показатели в Украине к окончанию 2008 р.?
Богдан Данилишин: Динамика развития экономики Украины в 2008 г. будет формироваться в условиях очередного повышения цены на газ (до 179,5 дол.) и высокого уровня среднегодовых цен на нефть на мировых рынках (большинство экспертов прогнозируют не меньше 80-85 дол. за баррель в среднем за год). Кроме того, на экономическое развитие Украины в этом году будет влиять ее вступление в ВТО, повышение размеров государственных социальных стандартов, проведения денежных компенсационных выплат гражданам по обесцененным денежным сбережением и сохранение высокой инвестиционной активности. В 2008 г. основным фактором роста экономики будет расширение потребительского спроса домохозяйств. Рост реальной среднемесячной заработной платы на 14,5 % будет обусловлен повышением размера минимальной заработной платы до 90,4 % от размера прожиточного минимума для работоспособных лиц и внедрением с 1 ноября третьего этапа единственной тарифной сетки. Росту доходов населения также будет способствовать увеличения социальных выплат и помощи, а также компенсация потерь граждан от обесценивания денежных сбережений в денежной форме. В условиях сохранения экономической и политической стабильности вырастет склонность населения к сбережениям, увеличивая потенциальные возможности для инвестирования. Важную роль в поддержке высокой динамики роста ВВП будет играть продолжение инвестиционного обновления производства. В 2008 г. рост объемов инвестиций на 9,6% будет обусловлен стремлением товаропроизводителей повысить уровень конкурентоспособности и сохранить рынки сбыта в условиях последующего роста цен на газ и заострения конкурентной борьбы в мире. Высокую динамику экспортно-импортных операций в 2008 г. будет обеспечивать как рост мировых цен и сохранение высокого мирового спроса, так и повышение цены на импортированный газ и высокий уровень среднегодовых цен на нефть. Вступление Украины в ВТО не будет иметь значительного влияния на темпы роста импорта, поскольку существующий уровень тарифной защиты отечественных товаропроизводителей больше, чем на 80 % отвечает уровню обязательств, взятых в рамках переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО. Вместе с тем, вступление Украины в ВТО будет способствовать уменьшению потерь от антидемпинговых расследований и ослабит тарифные барьеры для экспорта отечественной продукции на внешних рынках. В целом по итогам 2008 г. сохранится тенденция превышения темпов прироста объемов импорта товаров и услуг (22,6%) темпов прироста объемов экспорта (20,9%) . Потому, сальдо торговли товарами и услугами останется отрицательным и будет составлять 9,2 млрд дол. Учитывая позитивную динамику всех составляющих спроса, рост будет обеспечен увеличением валовой добавленной стоимости по всем видам экономической деятельности. В основном рост ВВП будет происходить за счет увеличения объемов производства в сфере социальных и финансовых услуг, а также ускорения роста объемов производства в сельском хозяйстве, ввиду прогнозируемых существенно высших объемов валового сбора продукции растениеводства. Следовательно, развитие экономики в 2008 г. будет характеризоваться следующими макроэкономическими параметрами: рост реального ВВП на уровне 6,8%, промышленного производства - на 7,8%; рост цен на потребительском рынке на уровне 9,6% (декабрь к декабрю), цен производителей промышленной продукции - на 19,2%; рост реальной среднемесячной заработной платы работников - на 14,5%; сальдо торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса - на уровне "минус" 9,2 млрд дол.; темп прироста объемов экспорта товаров и услуг (по методологии платежного баланса) - 20,9 %, импорта - 22,6 %.
РБК-Украина: Когда, по вашему мнению, украинская экономика почувствует преимущества вступления в ВТО?
Богдан Данилишин: По предварительным экспертным оценкам, вступление Украины в ВТО - это дополнительное повышение благосостояния населения на 3% и увеличение ВВП на 2%. Членство Украины в ВТО будет способствовать дополнительному росту реального ВВП за счет увеличения экспорта украинской продукции в объеме по меньшей мере 1 млрд дол., а при благоприятных условиях - до 1,5 млрд дол., который будет связан в первую очередь с уменьшением потерь от антидемпинговых расследований и послаблением тарифных барьеров для экспорта отечественной продукции на внешних рынках. Кроме того, вступление в ВТО будет стимулировать дополнительное привлечение прямых иностранных инвестиций в Украину до 500 млн дол. ежегодно, что будет способствовать структурной перестройке экономики Украины, насыщению рынка производственного и непроизводственного потребления за счет украинских товаров, росту ВВП путем естественного замещения импортных товаров народного потребления длительного пользования на украинские и, соответственно, дополнительного роста ВВП за счет сокращения импорта. Однако это возможно при условии целеустремленной структурной перестройки промышленности Украины. Среди других преимуществ, которые получит Украина с момента вступления в ВТО будет получение режима наибольшего содействия в торговом пространстве всех стран-членов ВТО, то есть одновременное улучшение условий торговли с 151 страной мира, на долю которой приходится свыше 95% мировой торговли. Кроме того, Украина получит: возможность защиты интересов украинских производителей согласно с процедурой рассмотрения торговых споров ВТО; получение официального статуса переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли с ЕС; отмену квоты на экспорт украинской продукции металлургии в ЕС; доступ к более дешевым комплектующим, оборудованию и сырью; обеспечение недискриминационного транзита товаров и услуг; более широкий выбор товаров, услуг и цен для потребителей. Экономика Украины уже сегодня функционирует в условиях, которые в основном отвечают условиям членства Украины в ВТО, и адаптация экономики к этим требованиям проходит уже сейчас, а некоторые отрасли промышленности уже являются адаптированными (металлургия, химия, текстиль, транспорт, связь).
РБК-Украина: Какие методы будут задействованы для защиты национального товаропроизводителя? На каких отраслях украинской экономики вступление в ВТО может отобразиться положительно и негативно?
Богдан Данилишин: Относительно мероприятий по защите производителей следует отметить, что Минэкономики вместе с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти определило риски и преимущества, которые могут появиться для национальной экономики и ее отраслей после вступления в ВТО. По результатам анализа подготовлены соответствующие предложения, направленные на подготовку национальной экономики к функционированию в условиях членства в ВТО, в соответствии с вероятными рисками. Эти мероприятия вполне подпадают по целевой направленностью в рамки Государственной программы обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Вместе с либерализацией торгового режима и открытия своих рынков для импортной продукции, соглашениями ВТО предусмотрен разветвленный механизм защиты внутреннего рынка, а именно: антидемпинговые мероприятия в случае импорта по демпинговым ценам; компенсационные мероприятия в случае использования запрещенных ВТО субсидий; повышение ставок таможенного тарифа и применения квот в случае существенного ухудшения платежного баланса страны; предоставление государственной поддержки отечественным производителям, в том числе экспортерам; использование субсидий, которые не создают негативного влияния на конкуренцию и направлены на повышение конкурентоспособности отечественных производителей, в том числе экспортеров; предоставление внутренней поддержки для развития сельского хозяйства, в частности, применение специального режима налогообложения. Профессиональное использование отмеченных инструментов защиты гарантированно усилит позиции Украины в международной торговле. Относительно влияния вступления в ВТО на отрасли необходимо отметить, что действующий на сегодняшний день уровень тарифной защиты больше чем на 80% отвечает уровню обязательств, взятых в рамках переговорного процесса по вступления Украины в ВТО. То есть уже сейчас украинская экономика фактически на 80% работает по правилам ВТО. Среднеарифметическая ставка ввозной пошлины действующего Таможенного тарифа составляет 6,5%, конечного связанного уровня в рамках присоединения к ВТО - 6,28%. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день таможенно-тарифная политика отвечает требованиям членства Украины в ВТО. От вступления в ВТО в первую очередь выигрывают ориентированные на экспорт отрасли промышленности. Доля промышленной продукции, которая экспортируется, колеблется на уровне 50% от общего объема промышленного производства и составляет около 45-50% от ВВП. Больше трети стоимости общего экспорта приходится на продукцию металлургической отрасли, а доля в экспорте продукции химической и нефтехимической промышленности равняется 20%, машиностроительной - 10%, аграрного сектора и пищевой промышленности - свыше 10%. Система норм и правил ВТО имеет регуляторное влияние практически на все структурные элементы экономики Украины. Требования относительно либерализации доступа к внутреннему рынку будут влиять в основном на перерабатывающую отрасль промышленности, сельское хозяйство, оптовую и розничную торговлю, транспорт и связь, то есть на часть экономики, которая равняется около 60% ВВП. Также стоит отметить, что влияние вступления в ВТО на секторы торговли, транспорта и связи, доля которых в структуре ВВП равняется 25% будет иметь позитивный характер исходя из прогноза увеличения объемов торговли и ее инфраструктурного обеспечения. В то же время с целым рядом преимуществ существуют определенные риски от присоединения Украины к ВТО- это обострение конкуренции на внутреннем рынке и необходимость внедрения новых норм безопасности и качества продукции.
РБК-Украина: Что делает сегодня правительство для обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций?
Богдан Данилишин: Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Украине остается стратегически важным вопросом, от реализации которого зависят динамика социально-экономического развития та возможность модернизации на этой основе национальной экономики. Программа деятельности правительства содержит конкретные пути и механизмы проведения социально-экономических реформ, в том числе и в инвестиционной сфере. С целью активизации инвестиционной деятельности предприятий и граждан Украины, учитывая иностранных инвесторов, правительство направляет свои усилия на внедрение механизма государственно-частного партнерства, на создание нормативно-правовой базы для поощрения вложения долгосрочных финансовых инвестиций и усовершенствования режима регистрации иностранных инвестиций. Деятельность правительства будет также направлена на содействие заключения соглашений о разделе продукции; на внедрение прозрачных схем концессионной деятельности; формирование системы стимулов инвестиционной деятельности предприятий и инвестиционного кредитования; разработку нормативно-правовой базы совместного кредитования больших инвестиционных проектов. По моему мнению, толчком к наращиванию инвестиций должно стать создание благоприятных условий для действия рыночных регуляторов, а именно - формирование надежного правового поля, надежная защита прав собственности, развитие системы рынков и рыночных инструментов, развитие информационной инфраструктуры рынка, и т.п. Надо заметить, что на протяжении последних лет показатель поступления прямых иностранных инвестиций стабильно растет. Так, по итогам 2007 г. прирост прямых иностранных инвестиций составил 7882,1 млн дол., что на 67,1% больше этого показателя в 2006 г. Значительный прирост иностранного капитала в 2007 г. наблюдался на предприятиях, которые осуществляют финансовую деятельность, - на 2277,8 млн дол., операции с недвижимым имуществом, аренду, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям - на 782,0 млн дол., строительство - на 779,4 млн дол., а также на предприятиях промышленности - на 2026,9 млн дол., в т.ч. добывающей - на 627,9 млн дол. и перерабатывающей - на 1393,5 млн дол. Анализируя статистические данные по направлениям инвестирования в экономику Украины, следует отметить, что большая часть средств направляется в промышленность (27,6%), в т.ч. перерабатывающую промышленность (23,5%), и финансовую деятельность (16,3%). Я убежден, что такая тенденция, будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных предприятий, поскольку инвестиции идут, как правило, в первую очередь на обновление основных фондов и учреждение новых технологий производства.
РБК-Украина: Как проходят переговоры Украины с ЕС о создании зоны свободной торговли, на каком этапе Украина находится сейчас и когда можно ожидать окончания этих переговоров?
Богдан Данилишин: Вопрос создания зоны свободной торговли (ЗСТ) принадлежит к стратегическим целям сотрудничества и, на сегодня, играет значительную роль в перестройке двусторонних торгово-экономических отношений между сторонами на среднесрочную перспективу. Предусматривается, что создание ЗСТ между Украиной и ЕС будет способствовать достижению значительного уменьшения нетарифных ограничений в торговле товарами путем гармонизации и взаимного признания оценки соответствия техническим стандартам из ЕС; приближению внутренней политики в сфере конкуренции, корпоративного управления и регулирования внутреннего рынка к общепринятым правилам европейской практики; созданию условий для поощрения инвестиций в перестройку инфраструктуры, привлечения технической помощи. В феврале 2006 г. начались неформальные технические консультации в рамках подготовки к официальным переговорам относительно создания ЗСТ. Было проведено шесть раундов двусторонних консультаций. 18 февраля 2008 г. в Киеве под председательством Президента Украины и Комиссара Еврокомиссии по вопросам торговли состоялось официальное открытие переговорного процесса относительно создания ЗСТ между Украиной и ЕС. Стороны отметили, что формат и наполнение будущей зоны свободной торговли будет направлен на достижение максимально глубокой экономической интеграции, к которой будут готовы стороны, и не будет иметь аналогов в предыдущей практике Евросоюза. Также стоит добавить, что в соответствии с мировой практикой, переговоры по созданию ЗСТ, в случае наличия между сторонами принципиального согласия по всем вопросам и обеспечения конструктивных обсуждений на техническом уровне, могут длиться 2-3 года.
РБК-Украина: Как Вы считаете, может ли желание нашего государства принять План Действий по Членству в НАТО негативно повлиять на товарооборот с Россией?
Богдан Данилишин: Стоит отметить, что показатели товарооборота между Украиной и Россией на протяжении последних 7 лет имеют четко выраженную стабильную тенденцию роста. Объемы торговли товарами и услугами выросли почти в 3 раза (из 11,57 млрд дол. в 2000 г. к около 33,1 млрд дол. в 2007 г.). Экономики России и Украины продолжают развиваться высокими темпами. Так за 2007 г. прирост ВВП Российской Федерации составлял 8,1 %, в Украине - 7,3 %, что является наивысшими показателями среди стран Восточной Европы. Такие высокие темпы роста обусловливают рост внутреннего спроса на промышленные товары, а рост доходов населения, которое имеет место как в России, так и в Украине способствуют росту спроса на потребительские товары. Исходя из отмеченного, можно прогнозировать, что в 2008 и следующих годах взаимные поставки товаров и услуг между Украиной и. Российской Федерацией и будут только расти.
По материалам:
РБК-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас