Куда ехать дальше? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Куда ехать дальше?

1362
Либерализация таможенных пошлин после вступления Украины в ВТО ставит под вопрос возможность отечественного автопрома продолжать свой восходящий тренд. Уже сегодня очевидно то, что немногочисленные украинские автозаводы не готовы к вступлению в ВТО и открытой конкуренции с иностранными компаниями.
Собственнику крупнейшей автомобильной корпорации страны - Тариэлу Васадзе - сегодня есть о чем подумать. Автомобилестроение - одна из немногих отраслей экономики, членство в ВТО для которой обернется существенными изменениями. И далеко не в лучшую сторону... Сумеют ли Lanos и Aveo сохранить за собой статус "народных" иномарок или уступят позиции импортным "бэушкам"? Вопрос, который сегодня интересует не только собственника УкрАвто, но и в целом авторынок.
Куда заедем?
Пятый год подряд отечественный авторынок растет с головокружительной скоростью. По объемам продаж Украина занимает уже седьмое место в Европе, а по динамике - и вовсе находится в числе лидеров.
В 2005 году украинские автопроизводители продали 250 тыс. авто, в 2006 году - 370 тыс. А минувший год и вовсе побил предыдущие рекорды - 540 тыс. автомобилей. Многие автодилеры просто не успевают корректировать свои планы в сторону увеличения, пытаясь выбить у автопроизводителей дополнительные квоты на поставку машин. Покупатели же тем временем томятся в очередях, которые выстроились за самыми популярными марками авто.
Из малоизвестного региона в центральной части Европы всего за пару лет Украина стала одним из наиболее перспективных рынков сбыта новых автомобилей. При этом по росту объемов продаж наша страна опередила не только пресытившиеся государства Западной Европы, но и бурно развивающуюся Россию, где прирост рынка составил в 2007 году 35%, в то время как в Украине - свыше 46%.
Куда приедет отечественный авторынок с такой скоростью, сегодня с уверенностью не берется прогнозировать никто. Еще не понятно до конца, какие будут приняты законодательные решения относительно автомобильной промышленности.
ВТО есть - ВТО нет
Несмотря на то, что Украина получила согласие на членство во Всемирной торговой организации, ощутить на себе прямой эффект от вступления в мировое сообщество операторам удастся не раньше чем с первого января 2009 года. До этого времени чиновникам предстоит подписать целый ряд законопроектов. "До четвертого июля мы должны ратифицировать соглашение, подписанное пятого февраля, и внести изменения в одиннадцать законов, в том числе в закон о едином таможенном тарифе, то есть снизить пошлину с 25 до 10%. По Бюджетному кодексу, любые налоговые изменения в ставке таможенной пошлины должны быть приняты сначала ВРУ, затем подписаны президентом и обнародованы не позже чем за полгода до вступления этих изменений в силу. Следовательно, ставки ввозной пошлины в размере 10% смогут вступить в силу только с первого января 2009 года", - прогнозирует генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. А в это время на протяжении текущего года украинские автопроизводители и импортеры будут играть по старым правилам. Поэтому сбавлять темпы продаж никто из операторов не собирается.
Исполнены оптимизма и прогнозы экспертов. "В ближайшее время каких-либо значительных колебаний на авторынке не будет", - уверяет глава автомобильной практики московского офиса компании Ernst & Young Иван Бончев. По его словам, автомобильная отрасль в Украине - весьма динамично растет, спрос на автомобили в стране очень большой, поэтому говорить о снижении объемов продаж вряд ли стоит.
Эксперты сходятся во мнении, что примерно такими же темпами украинский рынок будет развиваться еще несколько лет подряд - до тех пор, пока уровень автомобилизации не достигнет показателя хотя бы в 300 авто на тысячу жителей. Сейчас же с учетом динамичного роста продаж на каждую тысячу украинцев приходится примерно 130 автомобилей, в то время как в таких высокоразвитых странах, как Германия и США, этот показатель превышает 500 авто.
Согласно прогнозам участников рынка, в 2008 году в Украине будет продано свыше 700 тыс. новых машин. Ведущие импортеры уже заложили в свои бизнес-планы дальнейшее увеличение объема реализации: планы по продажам на год уже сверстаны, к прошлогодним результатам дилеры добавили минимум 30%-ный рост. А производители таких топовых брендов, как Mitsubishi, Toyota, Nissan, KIA, Hyundai, с уверенностью прогнозируют 70%-ное увеличение собственных продаж.
Судьба автозаводов
Украинским производителям такого безоблачного будущего, как импортерам, пока не видать. Ведь снижение ввозных пошлин ударит в первую очередь по отечественным автозаводам. Они уже забили тревогу и обратились в правительство за защитой. Производители требуют от государства получить для автомобилестроителей так называемый "переходный" период, то есть поэтапное снижение таможенных пошлин.
Вице-президент корпорации "УкрАвто" Олег Папашев считает, что автомобильная отрасль еще не готова к ВТО. По его словам, нельзя не учитывать тот факт, что национальная экономика имеет очень низкий рейтинг конкурентоспособности. "Украинская промышленность подходит к вступлению в ВТО в неблагоприятных для себя условиях: высокая стоимость финансовых ресурсов, большая налоговая нагрузка, неразвитость инфраструктуры производства материалов и компонентов. Эти и другие факторы повышают себестоимость автомобилей внутреннего производства на 16-21%. Поэтому введение пониженной пошлины и, соответственно, ужесточение конкуренции на рынке скорее всего затормозят динамику развития национальной автопромышленности", - отметил господин Папашев.
В первую очередь пострадает крупноузловое производство. Примитивная "отверточная" сборка хороша как альтернатива импорту лишь при высоких ввозных тарифах на готовые автомобили, но после вступления Украины в ВТО она потеряет свою привлекательность. Следует ожидать, что многие сборочные программы будут сворачиваться, а автомобили поставляться в Украину в виде готового импорта с пошлиной 10% - а это более половины всего рынка. По сравнению с существующей ценой это может привести к удорожанию продукции на 5-6%. Прежде всего речь идет о массовом бюджетном сегменте, то есть о 55% рынка.
Ценовое перетягивание
Еще задолго до вступления в ВТО автомобилисты горячо обсуждали вопрос, что будет с ценами на авто. Посыл народа был железным: мол, грядет снижение ввозных пошлин, соответственно и цены упадут. "Для потребителей мало что изменится, - уверяет Олег Назаренко. - Ценовую политику формируют не импортеры, а производители, и они ревностно следят за тем, чтобы во всем мире цены на авто были примерно одинаковы. Разве что в Америке, как на самом емком рынке мира, они могут демпинговать и работать с нулевой рентабельностью. Поэтому ошибочно полагать, что при снижении таможенной пошлины на 15% цена на автомобили уменьшится настолько же. Если бы это произошло, импортерам было бы выгоднее везти автомобили обратно в страну, реимпортировать. В недорогом сегменте можно ожидать и повышения цены. Могут подорожать процентов на 10-12% прежде всего российские автомобили, а также украинские Daewoo, "Таврия", Chevrolet". О том, что цены могут не упасть, говорит и тот факт, что инфляция в стране достигает 17% и все дорожает.
Не ожидается снижение цен и на импортную продукцию. Автоимпортеры еще в прошлом году дали четко понять, что уменьшение пошлин к удешевлению их продукции не приведет. К тому же стоимость импортируемых машин устанавливают не они, а автопроизводители, которые постоянно регулируют уровень цен в разных странах. "Нельзя проводить параллель между снижением пошлин и снижением розничных цен. На наш взгляд, тотального удешевления автомобилей не предвидится. В лучшем случае компании-импортеры снизят розничные цены на модели, не пользующиеся большим спросом. Модели, на которые и так существуют очереди покупателей, вряд ли подешевеют. Большинство операторов автомобильного рынка будут следить друг за другом, и смелый шаг одного из них мог бы повлиять на поведение остальных. Но это маловероятно", - говорит Андрей Нестеренко, руководитель отдела маркетинга компании "Ниссан Мотор Украина".
Возрождение б/у
Помимо снижения таможенных пошлин, ожидается еще одно важное событие, которое произойдет сразу же после ратификации протокола: будет снят запрет на ввоз автомобилей старше восьми лет. Сможет ли в Украине повториться ситуация 90-х, когда импорт подержанных автомобилей был сопоставим с новыми продажами? Опыт Польши, к примеру, показывает, что такой вариант возможен. Вошедшая несколько лет назад в состав Евросоюза Польша вынуждена была упразднить все таможенные барьеры - в страну хлынули "беспошлинные" иномарки из Германии, конкурировать с которыми "слаборазвитый" польский автопром не смог. И, как результат, рынок новых авто в стране "свернулся" на несколько лет.
Но Украине такой вариант развития не грозит. Эксперты говорят лишь о незначительном увеличении рынка подержанных авто. Ведь если для новых машин акцизный сбор - это несущественный платеж, то для "бэушного" транспорта он иногда превышает сумму пошлины. Скажем, для автомобиля возрастом до пяти лет с мотором 1,5 литра стоимостью 5 тыс. евро акциз равняется примерно 1800 евро, старше пяти лет - 2250 евро, в то время как на новый автомобиль акциз составляет всего 30 евро.
К тому же машины старше восьми лет, ввозить которые будет разрешено с момента вступления Украины в ВТО, обложены еще одним налогом - повышенным транспортным сбором во время первой регистрации в ГАИ, который составляет до тысячи гривен за 100 куб. см объема двигателя. Ввозить в Украину легковушки старше восьми лет при таких платежах станет экономически нецелесообразно.
Что же в итоге даст отечественному авторынку вступление Украины в ВТО? Финансовый аналитик компании Millennium Capital Дегрик Алена считает, что ВТО - это единственный катализатор, который способен вынести отечественный автопром на новые ступени развития и уровни производства и сбыта товара. Главное - государственная протекция отечественному производителю как на законодательном, так и на исполнительном уровнях. Одним из дальнейших путей развития отечественного автопрома аналитики видят выход украинских автомобилестроителей со "своей" продукцией на смежные рынки. Собственными силами наши предприятия пока не могут этого сделать. Создать отечественный продукт возможно лишь совместно с мощными иностранными производителями. Сегодня таким путем пошла корпорация "УкрАвто", которая наладила партнерство с General Motors на базе польского завода FSO, и другие отечественные автокомпании. К примеру, корпорации "Богдан" и "АИС" нашли себе корейских и китайских партнеров.
Наверняка, дабы защитить свою продукцию, производители попробуют ужесточить и "экологические" нормы. В первую очередь это позволит ограничить импорт "бэушной" продукции. Но в любом случае местному автопрому придется конкурировать с внешними игроками. В противном случае уделом украинских производителей останется лишь сборка сравнительно недорогих "народных" автомобилей и надежда со временем повысить степень локализации производства и модернизировать эти авто.
Михаил Вовк
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас