Каждый третий литр бензина - "паленка"? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Каждый третий литр бензина - "паленка"?

Энергетика
860
Новогодним подарком государства отечественным автомобилистам стало введение на территории Украины новых национальных стандартов качества бензина - "Евро-3" и "Евро-4".
Казалось бы, после этого проблема качества топлива в розничной сети АЗС, волнующая каждого нашего водителя, должна навсегда утратить свою актуальность. Но не тут то было: прошло уже полтора месяца, а фальсифицированного бензина на украинских заправках меньше не стало по той простой причине, что производство и реализация такого "контрафакта" давным-давно трансформировалось из кустарного промысла в достаточно мощную отрасль преступного бизнеса, которая не спешит сдавать свои позиции.
Что в октане твоем?
Пожалуй, для каждого украинского автомобилиста покупка бензина является своеобразной игрой в "русскую рулетку". Каждый раз, вставляя заправочный "пистолет" в горловину топливного бака своего автомобиля, наш водитель гадает: что же сейчас польется из колонки - нормальное топливо или ядовитая "бодяга", от которой его стальной "конь" будет дергаться, как эпилептик. Причем, риск получить дозу фальсифицированного бензина присутствует даже на так называемых "брендовых" АЗС - работающих под торговой маркой, пользующейся доброй репутацией на рынке. Страдают от фальсифицированного бензина не только автомобилисты, которым порой после неудачной заправки приходится сдавать свои машины в ремонт. Отработанные газы, возникающие в результате работы двигателя на некачественном топливе, содержат высокую концентрацию вредоносных химических соединений - производные серы, свинец пр. И всеми этими токсическими веществами вынуждены дышать ничего не подозревающие пешеходы.
От трейдеров, то есть коммерческих структур, которые занимаются оптовой и розничной продажей бензина, нередко можно услышать предположение, что виноваты в низком качестве украинского бензина отечественные нефтеперерабатывающие предприятия, владельцы которых не спешат вкладывать средства в техническое переоснащение предприятий, построенных еще во времена СССР. Но эта версия не состоятельна. В минувшем году органы Госпотребстандарта проверили отечественные НПЗ и в общем объеме их продукции забраковали всего-навсего 0,3 % нефтепродуктов. В то же время непосредственно в розничной сети автозаправок государственные ревнители качества обнаружили в 42 раза больше "паленого" топлива − было изъято 12,6 % от общего объема нефтепродуктов. Выходит, львиную долю фальсификата на рынок выбрасывают все же продавцы, а не производители бензина. Где в таком случае, они его берут?
По стереотипным представлениям большинства обывателей, нечестные на руку заправщики действуют по методу Василия Алибабаевича из кинокомедии "Джентльмены удачи" - то есть смешивают бензин с "ослиной мочой". Подобные махинации действительно имеют место быть и время от времени особо обнаглевшие фальсификаторы, разбавляющие бензин водой, или более дешевыми видами топлива (соляра, газолин) попадаются в руки милиции. Но таких "динозавров" топливной торговли становится все меньше, ведь современные заправки оснащаются таким оборудованием, которое делает крайне сложным "ручное" добавление в емкости АЗС посторонних жидкостей. К тому же, каждый владелец автозаправки сегодня может заработать неплохие барыши и без всякой "алхимии". Для этого ему нужно всего-навсего наладить партнерские отношения с нелегальными производителями топлива.
Нефтяные "корсары" получают сверхприбыли
Таких минизаводов, занимающихся производством бензина, расплодилось сегодня в Украине великое множество. Их строят в селах, на месте бывших колхозных топливохранилищ, и в городах − в помещениях опустевших предприятий и складов. Свою продукцию подпольные мини-НПЗ производят по-разному. Часть, как например те дельцы, чей минизавод недавно накрыло СБУ в Киеве на улице Бориспольской, покупают относительно дешевый бензин марки А-76 и добавляют в него специальные химические вещества, чтобы искусственно поднять его октановое число. Таким путем фальсификаторы делают из А-76 бензины марки А-92 и А-95, которые стоят несколько дороже. Теневики, работающие по такой технологии, обычно готовят крупную партию своей "бодяги" и выставляют ее на продажу по ценам более низким, чем среднерыночные.
На их предложения откликаются самые алчные владельцы АЗС, которых не смущает даже то, что у оптового поставщика не всегда есть документы о происхождении топлива. И все бы ничего, да только топливный суррогат, который они толкают своим покупателям, губительно воздействует на топливную систему и двигатель автомобиля, а также содержит недопустимую концентрацию вредных веществ, поэтому его использование запрещено.
Свои доходы фальсификаторы, делающие из А-76 бензина А-95, получают прибыль за счет разницы оптовых цен на эти две марки топлива. Еще лет пять назад эта разница была заметной, но сегодня литр бензина А-76 стоит всего на 30-50 копеек меньше, чем А-92 и А-95. Поэтому все больше топливных фальсификаторов переходит на другую, сугубо криминальную технологию производства "паленого" бензина, которая приносит куда более ощутимые доходы. Это так называемое производство "самовара" - то есть бензина, выпаренного из сырой нефти в кустарных условиях. Чтобы влиться в такой бизнес, каждый новичок должен решить два принципиальных вопроса - найти источник сырья для переработки, то есть нефти, и создать производственную базу, которая чаще всего включает в себя станцию подогрева нефти, топочный агрегат, реактор для перегонки, компрессорную станцию, топливопроводы и емкости для хранения готовой продукции. Очень редко дельцы, открывающие миниНПЗ, заключают официальные контракты с поставщиками нефти. Сырье для своих предприятий они в основном добывают с помощью разбоя - делая незаконные врезки в нефтепроводы и откачивая из них "черное золото". В таких случаях платить за сырье владельцам кустарных нефтепроизводств не приходится, отчего их заработки составляют от 2 до 5 тысяч долларов в час.
Правда, часть этой прибыли приходится делить с владельцами АЗС, занимающихся сбытом "самовара", не соответствующего никаким критериям качества и оттого "сдобренного" опять таки вредоносными присадками и добавками. Торговля таким бензином приносит неплохую прибыль владельцам АЗС, но их покупатели редко бывают довольны качеством топлива.
Масштабы нефтяного промысла в последние годы несколько снизились - все-таки охоту за новоявленными нефтяными корсарами, ворующими нефть из трубопроводов, ведут и подразделения госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями МВД, и налоговой милиции, и СБУ.
В прошлом году правоохранительным органам удалось обнаружить и закрыть около полутора сотни подпольных НПЗ. Но, несмотря на это, теневой нефтебизнес по прежнему процветает. По оценке Михаила Корниенко, который в 2007 году исполнял обязанности министра внутренних дел, ежегодно в Украине похищается нефти на 5 миллионов гривен. Но как признал сам экс-генерал милиции, это только вершина айсберга, ведь правоохранителям удается обнаружить далеко не все незаконные врезки в трубопроводы. В то же время, по мнению легальных производителей и поставщиков топлива, работающих на украинском рынке, масштабы нелегального нефтебизнеса приобрели в Украине масштабы стихийного бедствия.
Аналитики частных компании считают, что каждый третий литр бензина, продающийся в Украине - фальсифицирован. То есть, изготовлен в кустарных условиях, либо искусственно "облагорожен" из низкооктанового сорта в высокооктановый, либо представляет собой смесь качественного легально произведенного топлива с "самоваром". При этом кража нефти и газового конденсата и производство из этого сырья топлива с недавних пор стала новой профессией в преступном мире. По данным милиции, целый ряд преступных группировок уже переориентировался на этот преступный промысел, и бросать его в ближайшее время они не намерен.
"Мне кажется, что все потуги государства привести правила игры на бензиновом рынке в соответствие с европейскими нормами - а ведь именно этого добивается нынешнее украинское правительство, вводя в действие стандарты "Евро-3" и "Евро-4", в ближайшие годы будут разбиваться о достаточно мощное сопротивление теневых и полутеневых структур, зарабатывающих огромные деньги на продаже фальсифицированного топлива, - говорит эксперт-аналитик Центра энергетических программ "Север" Вячеслав Голубин. - Единственный путь решения этой проблемы, как мне кажется, лежит в оздоровлении государственных структур, уполномоченных контролировать качество нефтепродукции в розничной сети АЗС.
Иными словами, если владельцам заправок, которые покупают фальсификат у теневиков, в один прекрасный день станет очень сложно договариваться с инспекторами, осуществляющими проверку качества их топлива, и если такие проверки станут массовыми и частыми, то большинство из них откажется от сотрудничества со структурами, которые занимаются кражами нефти и изготовлением контрафактного топлива. А если исчезнет спрос на такую продукцию, то вся подпольная нефтеиндустрия очень быстро прекратить свою деятельность. Поэтому вопрос качества бензина в Украине напрямую зависит от того, как скоро государство возьмется за искоренение коррупции, которая расцветает на топливном рынке буйным цветом".
По материалам:
Glavred.info
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас