Кофейная гонка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кофейная гонка

Аграрный рынок
2218
Свою рыночную долю самый популярный в мире после воды напиток отвоёвывает у чая и пива
Программист Кирилл Фокин не представляет себе ни дня без чашки кофе. "У меня уже сложился ритуал: приходя утром на работу, я обязательно выпиваю кофе, без этого просто не могу взяться за дело", - говорит он. Кирилл пьёт только натуральный напиток, хотя ради этого ему приходится каждый день возиться с кофеваркой.
Но не все украинцы настолько щепетильны. Большинство из них пьют растворимый кофе, а немало людей и вовсе предпочитают напиток из пакетиков.
Причина - вовсе не в желании сэкономить. Напротив, статистика говорит об обратном. По данным консалтинговой компании ACNielsen, соотечественники за последний год существенно увеличили траты на кофе. Общий прирост рынка в денежном выражении составил 18%, при этом натуральный кофе стал популярнее на 14,8%, растворимый - на 17,5%, а кофейные миксы - на 24%.
Впрочем, цена чашки кофе зависит не только от того, растворимый он или натуральный. На цену влияют мировые тенденции, ведь кофейный рынок - второй по величине сырьевой рынок, уступающий лишь нефтяному, поэтому скачки цен на нём бывают весьма ощутимыми.
Сейчас цена арабики урожая 2006-2007 гг. самая высокая за последние восемь лет - $1,4 за фунт. Иными словами, тонна этого кофе стоит $630, что сопоставимо с ценой тонны нефти. Ежегодно в мире собирают более 6,6 млн. тонн кофейных зёрен.
Откуда привозят кофе
"По сравнению с 2006 г. в этом году цены на сырье в мире выросли на 10-30% (в зависимости от сорта кофе-бобов). При этом цены на украинском рынке кофе повысились в целом на 10-20%", - объясняет Юрий Голянич, директор отдела маркетинга категорий кофе и солёных снеков компании "Крафт Фудз Украина".
Поэтому причины роста популярности кофейных миксов не связаны с ценами. "У нас традиционно чайная страна. Она не может вот так сразу отказаться от этого горячего напитка и "переключиться" на натуральный кофе", - считает Юрий Голянич. Но самым главным фактором, заставляющим украинцев пить растворимый кофе, является возрастающий темп жизни. Иными словами, наличие денег на чашку хорошего натурального кофе не гарантирует, что у человека найдётся время его сварить и выпить.
Борьба за чашки. Юрию Голяничу из "Крафт Фудз Украина" приходится продавать кофе в стране, которую он называет "традиционно чайной"
Выход подсказывают сами операторы, которые всё чаще предлагают потребителям хороший и дорогой растворимый кофе. Игроки рынка отмечают, что за последние пару лет любители растворимого кофе перешли с агломерированного (в гранулах) и порошкового на более качественный - растворимый молотый и в кристаллах.
По словам Юрия Голянича, метод сухой заморозки позволяет максимально приблизить вкусовые качества кофе к уровню свежеприготовленного, и при этом напиток остаётся намного более удобным в приготовлении. "Сегодня потребители становятся более требовательными, но в то же время они готовы платить больше за гарантированное высокое качество", - говорит Юрий Голянич.
Место встречи
Если растворимый кофе украинцы покупают на работу и домой, то для натурального тоже есть своё время и место - он переместился в кофейни.
Ещё не так давно само понятие "кофейня" в Украине практически отсутствовало. Да и сегодня кофейни в чистом виде встречаются редко - в лучшем случае это заведение общепита с лёгким уклоном в кофейную тематику, где кроме десятка видов кофейных напитков можно выпить чаю и вкусно перекусить. Весь остальной мир привык в кофейнях пить исключительно кофе, закусывая всего лишь несколькими видами сладостей.
Напиток высокого полёта
от 600 до 2500 метров над уровнем моря
Арабка
Содержание кофеина: 1-1,5%.
Производство в мире: 70%
Арабика ценится за вкус и аромат, хотя её трудно выращивать из-за чувствительности к болезням, вредителям и заморозкам.
В год дерево арабики даёт обычно не более 5 кг плодов, из которых получается около 1 кг готовых зёрен
от 0 до 600 метров над уровнем моря
Робуста
Содержание кофеина: 3%.
Производство в мире: 30%
Робуста ценится не так высоко, как арабика, зато её легче выращивать, и она даёт больший урожай.
Благодаря высокой крепости робусту используют в различных смесях, а также для производства растворимого кофе
На больших высотах кофе созревает медленнее, но его качество при этом сильно улучшается
Самыми популярными кофейнями в Украине остаются россияне из "Кофе Хауза" и "Кофе Тайма", не отстаёт от них российская же "Шоколадница" и латвийская сеть Double coffee. Объём рынка украинских кофеен составляет более $10 млн. в год. Но масштабы их бизнеса для такой большой страны как Украина - мизерны. Так, у лидера рынка - сети "Кофе Хауз" всего 18 кафе, причём все они находятся в Киеве.
Такую напряжённую ситуацию с кофейнями в Украине сами операторы рынка объясняют её устоявшейся культурой потребления кофе не как самостоятельного напитка, а дополнения к еде. "Пока не так много настоящих ценителей кофе, которые улавливают все тонкости кофейных букетов и чистых эксклюзивных сортов", - признаётся Фокусу Наталья Гавриленко, менеджер компании "Дом кофе".
По словам операторов, потребность Украины в кофейных заведениях удовлетворена лишь на 20%, а рынок может свободно расти на 30% в год. Но эти цифры скорее относятся к Западной Украине и городам-милионникам. Участники рынка признаются, что Восток страны из-за своей близости к России, где развита чайная культура, "присадить" на кофе довольно трудно.
Кроме того, по словам Натальи Гавриленко, многие украинцы кофейням предпочитают пивные бары. Но такая ситуация вскоре может измениться.
Во-первых, дамам в барах не всегда комфортно, а несовершеннолетних в такие заведения попросту могут не пустить. Во-вторых, бары - это традиционно вечерние и ночные заведения, а пить кофе привыкли днём и утром.
"Раньше мы с друзьями предпочитали встречаться в барах, а теперь всё чаще сидим в кафешках", - говорит Кирилл Фокин. Он объясняет, что, многие имеют свои автомобили и потому ничего крепче кофе не пьют, кроме того, в кофейнях обстановка намного приятнее. "Как правило, в баре слишком накурено и громкая музыка - не пообщаешься", - сетует Кирилл. Такие кофейные настроения украинцев уже подхватили и иностранные операторы рынка.
Более того, они стремятся подстраиваться под ускоренный темп жизни. Не так давно на украинский рынок вышла австралийская кофейная сеть Gloria Jean`s Coffees, которая работает по всему миру в формате coffee-to-go (кофе навынос) и предлагает натуральный кофе в картонных стаканчиках. Пока кофейня в таком формате в Украине единственная - в Киеве, но, если судить по мировой практике, не последняя.
Как правило, сети coffee-to-go имеют свойство распространяться стремительными темпами. А за австралийцами по пятам всегда следует американский Starbucks. Кстати, в соседней России Starbucks уже начал экспансию. А значит, и нам следует ожидать через пару лет массового появления мировых сетей формата кофе навынос.
Убеждённый кофеман. Столичный программист Кирилл Фокин подтверждает стереотип о том, что люди его профессии не могут жить без кофе
Скандинавы - лидеры по потреблению кофе
Ждём перемен
Учитывая, что темп жизни замедляться не планирует, а растворимый кофе занимает львиную долю рынка, массового перехода украинцев на натуральный кофе операторы рынка ожидают не раньше, чем через пять лет. Но процесс уже пошёл: даже такой традиционно "растворимый" сегмент, как кофейные автоматы, постепенно переходит с самого дешёвого растворимого кофе на более дорогой либо вообще предлагает покупателям стаканчик натурального кофе.
В то же время особой конкуренции на отечественном кофейном рынке не наблюдается. Места пока хватает всем, ведь рынок ещё очень далёк от насыщения, к тому же он давно разделён между несколькими компаниями, каждая из которых имеет свою нишу и преданных ценителей.
Лидерами рынка являются "Крафт Фудз Україна" и "Нестле". За ними следуют несколько компаний среднего калибра - либо специализирующихся на определённых сегментах, например Future Enterprises (MacCoffee) в сегменте миксов, либо занимающих средние доли рынка в нескольких сегментах одновременно, как Elite и Tchibo.
По словам специалистов, приход новых игроков возможен, но они вряд ли существенно повлияют на расстановку сил. "Новичку на рынке необходимо будет предложить что-то принципиально новое с точки зрения вкуса, технологии или качества продукта", - говорит Юрий Голянич. И это не считая высокой цены входа на рынок. Ведь необходимо наладить дистрибьюторскую сеть, запустить рекламу, охватить магазины. Да и потребитель кофе часто консервативен: если привык к определённой марке, переубедить его купить другую весьма сложно.
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас