Земельные аферы по-лугански: от "черного рынка" до самозахватов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Земельные аферы по-лугански: от "черного рынка" до самозахватов

Недвижимость
398
"Человек присмотрел себе участок земли, за ночь вырыл котлован, залил бетоном, полметра шлакоблока выложил – и все! Уже никакой суд его оттуда не "сковырнет".
Земельные скандалы стали для Луганска привычным явлением. Конфликты разгораются между горожанами и застройщиками (например, когда луганчане протестуют против застройки из-за необходимости вырубки 50-летних дубов), между предпринимателями (когда они получают разрешения на участок от разных созывов горсовета) или между городскими властями и "находчивыми" предпринимателями (когда последние меняют целевое назначение земли). Во многом подобные конфликты обусловлены непрозрачностью земельных отношений, что ведет к процветанию "черного" рынка земли. Одной из немногочисленных попыток городской власти обеспечить прозрачность выделения земли стало решение о проведении аукционов на право аренды. Осенью 2007 года в Луганске уже провели два таких аукциона. Вроде бы успешно: в ходе первого аукциона цена земельного участка выросла почти в 4 раза и составила около 106 грн. за кв. м.
Тем не менее, оппоненты городской власти считают аукционы недостаточной мерой. По их мнению, черный рынок земли в Луганске существует и единственный способ борьбы с ним – узаконить продажу земли.
Об этом говорят и сами представители городской власти. Заместитель Луганского городского головы Эльвира Михайленко, до недавнего времени курировавшая земельные вопросы, считает, что продавать землю выгодней, чем сдавать в аренду. По ее словам, доходы от налога на землю будут приносить прибыли не меньше, чем доходы с аренды. Что же касается сомнений относительно того, что власти смогут повлиять на собственника земельного участка, то на это у г-жи Михайленко есть свои аргументы: "Сегодня поднимается нормативная денежная оценка земли, возможно, в следующем году она будет в два раза выше, поэтому человек, будучи коммерсантом, должен будет очень четко просчитать, выгодно ли ему покупать землю под своим зданием. И если он ее купит, выложив достаточно большую сумму, то он этот участок не бросит пустырем, он его капитализирует, будет наращивать свои мощности".
Пока, однако, дело остается на уровне разговоров. Выступающая против продажи земли депутат Луганского городского совета Наталия Максимец (КПУ) предполагает, что городской голова Луганска Сергей Кравченко не продает землю по простой причине: "Вероятно, он получил указания сверху от тех, кто имеет свои виды на луганскую землю. Они-то и рекомендуют ему попридержать коней".
Наличие "черного" рынка земли в Луганске - факт не вызывающий сомнений. О нем говорят и сами представители городской власти. Та же Эльвира Михайленко, рассуждая о возможной стоимости аренды земли в центре Луганска, отметила следующее: "Изучив черный рынок (я вынуждена это делать) и говоря о формальной стоимости земли порядка 300 грн. за кв.м., я думаю, что реальная цена будет выше – не менее 500 грн. за 1 кв. м.". При этом о реальной цене земли в центре Луганска можно судить и по предложению одного из "инвесторов": за участок земли в центре города, на котором располагается областная детская больница, "инвестор" предлагал построить новую больницу за городом и обеспечить ее новым оборудованием.
Схемы, использующиеся на "черном" рынке земли, также не являются тайной. Все довольно просто. Например, участок выделяется в долгосрочную аренду какому-либо предприятию. После продажи участка на "черном" рынке это предприятие перерегистрируется на покупателя. Соответственно, вместе с предприятием отходит и земля.
Помимо этого, актуальной является и проблема целевого использования земли. В Луганске эти нарушения, по мнению экспертов, можно считать "уменьшенной копией" самозахватов земли в Крыму. Таких нарушений становится все больше, и причиной тому – недостаточный контроль целевого использования земли со стороны властей и обилие "лазеек" в законодательстве.
Вот как об этом рассказывает депутат горсовета Наталия Максимец: "Человек присмотрел себе участок земли, за ночь вырыл котлован, залил бетоном и полметра шлакоблока выложил (то есть построит капитальное сооружение – "proUA".) – все! Уже никакой суд его оттуда не "сковырнет", потому что это частная собственность, и город вынужден будет отдать ему землю под эту частную собственность. Поэтому здесь надо говорить и о пробелах в законодательстве. И знаете, иногда забавно наблюдать, в какой безвыходной ситуации остается тот же Кравченко, его заместители и мы, депутаты, тоже, когда предприниматели, большинство из которых далеко не дураки и у которых есть возможность нанять хороших юристов, говорят: "А что вы нам теперь сделаете?"
Еще один пример - парадоксальная ситуация с кафе "Суп-Хауз", в котором при взрыве бытового газа погибли 5 человек. Власти Луганска, заявлявшие о незаконности строительства кафе, полгода вели борьбу за то, чтобы снести развалины "частной собственности" в центре города. В конце концов, по информации местных СМИ, новая владелица злосчастного "Суп-Хауза" выиграла дело против городских властей и, в соответствии с судебным решением, намерена получить из городской казны 1 млн. грн. материального ущерба.
Однако проблема не только в законодательстве, но и в контроле за его соблюдением. К примеру, не так давно двое предприимчивых граждан вместо трехэтажного индивидуального жилого дома выстроили в центре Луганска девятиэтажный дом, который практически готов к введению в эксплуатацию.
Не все гладко в Луганске и с вопросами выделения земли. На недавней сессии горсовета депутаты-бютовцы покинули зал в знак протеста против якобы допущенных нарушений при голосовании по земельным вопросам. В частности, представители БЮТ были против пакетного голосования по земле (согласно регламенту, такое голосование может проходить только по вопросам, которые не вызвали разногласий в комиссиях совета). При этом фракция Партии регионов (подавляющее большинство горсовета) объясняет пакетное голосование большим объемом работы и незначительностью рассматриваемых вопросов.
О том, за что именно голосуют депутаты, нередко знают лишь избранные (заинтересованные и непосредственно работающие с земельными вопросами) депутаты. Иногда на сессию выносится до 160 вопросов по земле и архитектуре. "По большинству участков, как правило, даже приблизительно не знаешь, что они из себя представляют, - потому что такое огромное количество земельных участков объездить и обсмотреть практически нет возможности, - рассказала член бюджетной комиссии Наталия Максимец. – Думаю, что реального представления о всех земельных участках не имеет никто. Депутаты могут знать о том или ином участке в том случае, если они либо лоббируют вопросы его выделения, либо протестуют против этого. Основная же масса даже не представляет, где этот участок находится, и что из себя представляет".
Кроме этого, далеко не каждому депутату удастся получить исчерпывающую информацию об интересующем его участке. "Обычно приглашаются специалисты, которые дают нам объяснения по любому вопросу. И вот только земля у нас проходит, по сути, "с галочками", - говорит Наталия Максимец. – Вплоть до того, что приходит на комиссию кто-то из представителей городской власти, кто-то из приближенных к верхушке, и говорят: вот этот вопрос – "да", вот этот – "нет".
При этом, как утверждают некоторые депутаты горсовета, не всегда имеет значение и вердикт, принятый профильной земельной комиссией. По их словам, перед каждой сессией проходит собрание фракции Партии регионов в горсовете, на котором просто обсуждается, по каким вопросам голосовать "за", а по каким – "против".
Проблему непрозрачности решения земельных вопросов в Луганске усугубляет отсутствие реестра земли. Даже городские власти, по сути, не имеют точного представления об имеющихся земельных участках. Одни связывают это с нежеланием властей внедрять прозрачные механизмы выделения земли, другие говорят об элементарной бесхозяйственности.
И все же, пока власти Луганска пытаются бороться с непрозрачностью земельных отношений, в городе продолжает процветать "черный" рынок земли.
P.S. Недавно в структуре горсовета произошли изменения. Теперь вопросы земли вместо Эльвиры Михайленко курирует другой заместитель мэра – Виктор Пронин. Сложил с себя полномочия глава комиссии горсовета по вопросам регулирования земельных отношений, экологии и охраны окружающей среды Сергей Кузнецов. По официальной версии, он просто сменил место жительства. Луганский же городской голова Сергей Кравченко прокомментировал этот поступок так: "Думаю, Сергей Кузнецов понял, что есть проблемы в его работе и работе его комиссии, и сделал правильный выбор…"
По материалам:
Proua.com
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас