Машиностроение ловит волну


Машиностроение ловит волну

По темпам роста отрасль смогла вернуться на утраченные три года назад позиции благодаря общемировому росту экономики, а также интенсификации производства.

По мнению экспертов, если машиностроители сумеют воспользоваться результатами этого года и привлекут дополнительные инвестиции, то по объему производства Украина сможет вернуть себе место среди мировых лидеров.

По данным Министерства экономики, темпы роста объемов производства украинских машиностроительных предприятий в январе-ноябре текущего года составили 28%. Это позволило Украине наряду с Германией, Японией, США, Францией и Южной Кореей войти в пятерку лидеров мирового машиностроения по темпам роста. За аналогичный период 2006 года украинское машиностроение выросло всего на 11,3% (темпы роста за последние семь лет отражены на диаграмме).

Всего же за 11 месяцев этого года было выпущено продукции на сумму $7,2 млрд, что превышает показатели традиционных лидеров промышленного производства - нефтеперерабатывающей и газодобывающей отраслей. "Такой беспрецедентный результат, по сути, означает, что отрасль, долгое время работавшая на технологическом минимуме, сейчас переживает период возрождения. Мы наконец перестаем быть сырьевым придатком Евросоюза и России и выходим на производство конечной продукции", - говорит директор Центра конверсии и новых технологий в машиностроении Валерий Воробьев.

Рост вслед за экономикой По словам экспертов, наибольший рост характерен для отраслей, отстававших в развитии на протяжении последних 10-15 лет. Бесспорными лидерами по темпам роста являются предприятия транспортного машиностроения, нарастившие по результатам 11 месяцев этого года объемы производства на 42%, строительной техники (на 41,2%), сельхозтехники (на 37,2%), станков (на 17,3%), продукции энергетического машиностроения (на 15%).

В группе "Энергетический стандарт" Константина Григоришина отмечают, что улучшение показателей машиностроительной отрасли - это результат экономического роста как в Украине, так и в других странах СНГ. Напомним, прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в Украине в этом году ожидается на уровне 7%. Рост приводит к увеличению потребления электроэнергии. "Загрузка энергетических мощностей резко возросла, в отрасль пошли инвестиции. Началось освоение новых газовых и нефтяных месторождений", - говорят в "Энергетическом стандарте". При этом эксперты напоминают, что пик износа производственных мощностей в энергетике, работающих еще со времен СССР, приходится на 2005-2015 годы. "Энергетики сейчас массово модернизируют электростанции. Процесс обновления мощностей длится всего два года и затянется еще лет на пять", - отмечает генеральный директор ЗАО "Харьковавтоматика" Евгений Кисель.

Рост украинского машиностроения во многом обеспечен увеличением экспортных поставок в страны СНГ, прежде всего - в Российскую Федерацию. "Улучшение качества украинской продукции инновационного назначения, агрессивные маркетинговые стратегии предприятий на внешних рынках позволили увеличить объемы продаж отечественной машиностроительной продукции в странах-основных торговых партнерах Украины, в том числе в СНГ", - говорят в Минэкономики. За 11 месяцев этого года экспорт в Россию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 49,7%, до $10,315 млрд. Экспорт в Казахстан и Белоруссию, который, по данным Минэкономики, состоит в основном из машиностроительной продукции, увеличился соответственно на 75,8% и 29,7%. Общий объем экспорта в эти страны составил около $2,5 млрд.

Благоприятная конъюнктура способствовала росту прежде всего частных предприятий. "Если темпы роста приватизированных предприятий в этом году составляют 42%, то государственных - лишь 11,8%", - отмечает Воробьев. Так, у Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) Георгия Скударя выручка за 11 месяцев этого года выросла на 30%, на предприятиях "Энергетического стандарта" - на 40%, на предприятиях УПЭК Анатолия Гиршфельда - на 50%. Среди госпредприятий таких темпов роста, по словам Евгения Киселя, добился разве что Южный машиностроительный завод.

Представители частных компаний говорят, что достигли успеха благодаря интенсификации производства, внедрению новых систем управления процессами и персоналом, малой механизации, улучшению взаимодействия служб предприятий. "Это дает отдачу и позволяет оперативно наращивать сбыт, выполнять даже самые сложные заказы", - рассказал владелец НКМЗ, народный депутат Георгий Скударь.

Дороговизна ресурсов - не помеха Украинские предприятия показали хорошие темпы производства даже несмотря на то, что основные проблемы отрасли до сих пор не решены. Машиностроители говорят, что больше всего ее развитию мешают не рост цен на металлопрокат и энергоресурсы, как принято считать, а законодательные ограничения. В "Энергетическом стандарте" рассказали, что до сих пор действуют положения, принятые в то время, когда подавляющее большинство предприятий выпускало военную продукцию: "Сейчас большинство предприятий этим не занимается. Но остались атавизмы - чтобы сделать какой-то привод или втулку, которая когда-то применялась в уже устаревшем вооружении, необходима лицензия".

Еще одной острой проблемой машиностроители называют трудности с возмещением НДС. На заводе им. Малышева отмечают, что машиностроение, как очень капиталоемкая отрасль, требует значительных оборотных средств. "Машиностроение - это длительные контракты, заказ выполняется на протяжении 6-9 месяцев. А выходит так: ты получил аванс, а 20% от него сразу изымают из оборота в виде НДС. Потом же, когда товар уходит, еще в течение года НДС не возмещают. Работать, мягко говоря, тяжело", - говорят в пресс-службе предприятия.

Удачный момент для выхода в лидеры Большинство специалистов сходятся во мнении, что отраслевой рост в 2008 году продолжится, правда, оценивают его по-разному - от 25% до 42%. Валерий Воробьев считает, что в будущем наиболее быстрыми темпами будут развиваться энергетическое и железнодорожное машиностроение, автопром, производство оборудования для металлургии и специфических сложных кабелей.

Дальнейшего развития отрасли специалисты не представляют без значительных инвестиций. "Большая часть нашего машиностроения работает на экспорт, что в принципе нормально: у мировых лидеров, Германии и Японии, ситуация аналогичная. Но, в отличие от этих стран, мы экспортируем продукцию в страны СНГ, Ближнего Востока, Латинской Америки и Китай. Между тем основные рынки сбыта на сегодняшний день - Европа и США", - говорит Скударь. По его словам, основная причина сложившейся ситуации - технологическая отсталость украинских предприятий. А исправить положение можно только благодаря масштабному технологическому перевооружению. Машиностроители получили возможность аккумулировать необходимые для этого средства за счет беспрецедентного отраслевого роста в этом году.

Привлечение необходимых инвестиций, по мнению Валерия Воробьева, возможно лишь при приватизации. Скударь считает, что уже в 2008 году следует ожидать приватизации ряда ключевых энергомашиностроительных предприятий. Самыми интересными из них участники рынка считают "Турбоатом" и "Электротяжмаш". Среди возможных украинских покупателей эксперты называют прежде всего "Энергетический стандарт". Из потенциальных зарубежных инвесторов - Siemens, "Силовые машины", "Трансмашхолдинг".

Динамика роста объемов производства в машиностроении, %

2006 год 2007 год
Январь 3,7 36,2
Февраль 11,9 21,7
Март 9,6 17,4
Апрель 12,5 17,8
Май 17 23,9
Июнь 15,7 25,5
Июль 17,8 25,4
Август 6,8 25,5
Сентябрь 9,1 31,6
Октябрь 6 48,3
Ноябрь 12,8 32,9

Источник: Госкомстат

Динамика роста объемов производства в машиностроении, %

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007*
15,3 18,3 11,3 35,8 28 7,1 11,8 28

* Данные января-ноября

Источник: Госкомстат

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua