Хлебное место


Хлебное место

Украинские хлебопеки скупают пекарни в ожидании роста потребления дорогого хлеба.

"Заниматься хлебным бизнесом невыгодно", - который год твердят украинские хлебопеки. Государство регулирует цены на продукцию, стоимость сырья постоянно растет: с начала 2007 года мука высшего сорта подорожала на 40-60%. Рентабельность по отрасли низкая, потребление хлебной продукции (в натуральном выражении) ежегодно падает на 1-2%.

Но, что интересно, при всей "невыгодности" хлебного бизнеса доходы крупнейших игроков рынка растут как на дрожжах. В Киевхлебе (занимает 91% столичного рынка) в 2007 году рассчитывают увеличить выручку на 4,5% - до $160,4 млн. Продажи холдинга "Хлебные инвестиции" ежегодно растут на 30%. В прошлом году доход компании достиг $59 млн. Концерн "Хлебпром" в 2006 году увеличил чистый доход в 2,24 раза - до $59,9 млн, а обороты холдинга "Т и С" выросли до $87 млн. При этом крупные хлебные компании активно скупают хлебокомбинаты и строят новые. "Мы надеемся, что многие украинцы со временем перейдут на дорогой элитный хлеб", - объясняет хлебную стратегию руководитель одного из хлебокомбинатов.

Всему голова

Три года назад собственники лизинговой компании "Хлеб Украины" (с 2006 года - холдинг "Т и С") Владимир Слабовский и Михаил Табачник купили 75% акций объединения "Одесский каравай". Цена актива - $20 млн. Еще $10 млн бизнесмены инвестировали в модернизацию предприятия. Сумму сделки и инвестиций они считают адекватной. Предприятие выпускает около 220 тонн хлеба в сутки, его доля на рынке в Одесской области - 65-70%, выручка в прошлом году превысила $38 млн.

Украинский - самый дешевый

"Одесский каравай" - не первая хлебная инвестиция предпринимателей. Слабовский и Табачник начали скупать мелкие хлебозаводы еще в 1999 году, а в 2003-м стали акционерами крупнейшего в Крыму хлебопекарного предприятия "Крымхлеб". Затем выкупили Симферопольский комбинат хлебопродуктов у экс-главы правления Черноморнефтегаза Игоря Франчука и бывшего акционера металлургического комбината "Запорожсталь" Василия Хмельницкого. На модернизацию и реконструкцию своих заводов, по словам совладельца холдинга "Т и С" Владимира Слабовского, бизнесмены потратили несколько десятков миллионов долларов.

Ивано-Франковский хлебозавод бизнесмен Юрий Трындюк купил 10 лет назад. Сейчас его компания "Хлебные инвестиции" занимает 80-85% хлебного рынка в Ивано-Франковске и 60% - в области. За 10 лет бизнесмен увеличил объемы производства на предприятии в 2,5 раза - до 42,5 тонн в сутки. Хлебозавод обошелся Трындюку всего в $25-30 тыс. По оценкам бизнесмена, сейчас актив стоит $10 млн. Продажа компании не входит в планы предпринимателя - напротив, он охотно пополнил бы свои активы новыми пекарнями.

Кто кормит украину хлебом

"Бизнес стабилен, риски у хлебного дела минимальные", - объясняет инвестиционный интерес к хлебному бизнесу аналитик ИК "Ренессанс Капитал Украина" Светлана Дрыгуш. Вокруг хлебного бизнеса сложилось много мифов - нерентабелен, зарегулированный и пр. Похоже на то, что эти мифы создавали сами хлебопеки. На самом деле рентабельность хлебных компаний в среднем колеблется на уровне 5-25% в зависимости от вида продукции. Не совсем верно и общепринятое мнение о зарегулированности хлебного рынка в Украине. Доля социального хлеба (цены на который регламентирует государство) в общих продажах хлебокомбинатов постоянно снижается. По оценкам Владимира Слабовского из "Т и С", реальные потребности населения в дешевой продукции составляют не более 25% от общего объема хлебного производства. Впрочем, накануне выборов, в сентябре 2007 года, когда в некоторых областях хлебозаводы начали повышать цены, правительство разрешило местным властям ограничивать рентабельность производства всех видов хлеба и хлебобулочных изделий. Однако руководство 18 из 25 областей так и не воспользовалось этой возможностью.

Чтобы поддерживать цены на хлеб на невысоком уровне, государство продает предприятиям сырье на 30% дешевле, чем на рынке. Дешевую муку получают из Госрезерва. Однако, по словам заместителя генерального директора объединения "Укрхлебпром" Татьяны Мокровой, государство обеспечивает примерно 20-25% потребностей хлебозаводов в муке. К тому же, по словам Юрия Трындюка, "дешевое сырье получают лишь те претенденты, которые имеют лобби в местных советах".

Не удивительно, что хлебных магнатов во власти довольно много. Например, Киевхлеб, по информации участников рынка, контролируют депутат Киевского совета Андрей Иванов и народный депутат от Партии регионов Василий Хмельницкий. Сами народные избранники утверждают, что лишь управляют активами по договору с собственниками компании. По словам топ-менеджера одного из хлебозаводов, компанию "Донбассхлеб" связывают с народным депутатом от Партии регионов Александром Лещинским. Владелец Хлебных инвестиций Юрий Трындюк - народный депутат от Блока Юлии Тимошенко. Акционер холдинга "Т и С" Владимир Слабовский - депутат Верховного Совета Крыма от партии "Союз".

Столичные замашки

Крупные хлебные компании контролируют 60-70% региональных рынков хлеба и хлебобулочных изделий. Донбассхлеб, например, занимает 78% рынка в Донецке и регионе, предприятие "Каравай" - 80% рынка в Луганске.

Завоевав регионы, некоторые хлебные компании решили покорить столицу, к примеру, холдинг "Т и С" и Хлебные инвестиции. Суточный объем потребления хлеба в Киеве составляет около 600-800 т, кондитерских изделий - 10-12 т. До недавнего времени киевлян и жителей области кормил Киевхлеб, подвинуть монополиста региональные игроки даже не пытались. "Киевхлеб, официально принадлежащий городской общине, поддерживал мэр Киева Александр Омельченко. Киевские магазины закупали в основном продукцию Киевхлеба - столичные власти настоятельно рекомендовали рознице сотрудничать с предприятиями, входящими в объединение", - говорит первый заместитель председателя правления компании "Укрзернопром" Евгений Ленг. На Киев локальные игроки засобирались после смены мэра и обнародования Киевхлебом плана ликвидировать расположенный на Печерске хлебозавод № 1.

Мы его теряем

Холдинг "Т и С" собирается построить под Киевом хлебозавод, элеватор и мельницу. Срок реализации проекта - 2009 год, сумма инвестиций - $50 млн, ежесуточные мощности на первых порах - 80 тонн продукции, впоследствии - 250 тонн. Основной продукт будущего завода - полуфабрикаты хлебобулочных изделий, которые можно допекать в магазинах и в домашних условиях. Стоимость продукции будет в 2-3 раза выше традиционного хлеба. Готовый хлеб классических сортов в общем объеме киевского производства займет не более 30%. Впрочем, пока все планы остаются на бумаге - к реализации проекта компания еще не приступила.

Холдинг "Хлебные инвестиции" в свое время попытался купить компанию "Киевхлеб". Юрий Трындюк вел переговоры с собственниками монополиста, однако получил отрицательный ответ: объединение не продается. Да и цена, которую запросили за столичную компанию, показалась Трындюку несколько завышенной. "Два года назад предприятие оценивали в $130 млн. На тот момент цена была слишком высока", - считает Юрий Трындюк.

В 2007 году холдинг объявил о покупке простаивающего завода в с. Новые Петровцы под Киевом. Компания планирует завершить реконструкцию предприятия к апрелю 2008 года, инвестировав $8 млн. На первом этапе завод будет выпускать 90 тонн продукции в сутки, через полгода - 130 тонн. На столичный рынок Хлебные инвестиции выйдут с брендированной продукцией "Царь Хлеб". Но в отличие от "Т и С" компания сделает ставку на производство классического хлеба. Дорогие мелкоштучные изделия будут занимать 5-10% в общем объеме производства. Юрий Трындюк надеется, что уже спустя год его компания займет 10% киевского рынка. Бизнесмен уверен: высокое качество продукции и отработанная в регионах система сбыта сделают свое дело.

Киевхлеб на потуги конкурентов из регионов взирает с олимпийским спокойствием: "Все это заявления, не подкрепленные конкретными действиями. Не более чем попытка заявить о себе". В успешной реализации проектов Хлебных инвестиций и "Т и С" другие игроки рынка тоже сомневаются. Например, завод в Новых Петровцах вряд ли потеснит Киевхлеб: по столичным меркам предприятие будет производить сравнительно небольшие объемы продукции.

"Успех хлебных компаний зависит от того, какую продукцию они собираются выпускать", - отмечает Евгений Ленг. По мнению специалиста, переиграть Киевхлеб в сегменте массовых сортов хлеба сложно. Компания имеет хорошие связи с розничными сетями, магазинами. К тому же киевские власти дотируют предприятие. В 2007 году на компенсацию убытков "Київмлина" и Киевхлеба из местного бюджета выделили 11 млн грн. Возможно, Хлебные инвестиции тоже захотят попросить власть о дотациях. Но даже без государственных преференций рентабельность бизнеса в Киеве не опустится ниже 10-15%, считает Юрий Трындюк.

Дорогой каравай

Ведущие игроки хлебного рынка увеличивают доходы, расширяя ассортимент за счет производства сложных и дорогих изделий. "Потребление массовых сортов хлеба в Украине постепенно снижается. Расширение элитного (т. е. дорогого) сегмента на хлебном рынке может увеличить доходы компаний на 5-10%", - говорит Оксана Дрыгуш. Слабовский уверен, что многие одесситы уже готовы меньше потреблять дешевой продукции (производится из муки первого или второго сорта) и платить за хлеб вдвое больше, нежели сейчас, лишь бы покупать качественную продукцию из высших сортов муки. В Крыму доля несоциальной продукции (дороже 2 грн) в общем объеме производства составляет 70%. Рентабельность выпуска такого хлеба достигает 30%.

"В Киеве власти очень жестко регулируют цены. Поэтому у столичных хлебокомбинатов весьма скудный ассортимент продукции", - констатирует Владимир Слабовский. В столице доминируют традиционные сорта хлеба: около 80% продаж приходится на "Украинский", батон, "Селянский", "Бородинский" и "Заварной". Однако, по словам главы правления компании "Хлеб Киева" Олега Пономарева, в столице высокими темпами увеличивается спрос на дорогой хлеб, изготовленный по особой рецептуре (с использованием специй, изюма, семечек, орехов).

Росту премиумного сегмента способствует развитие сетей розничной торговли. Ритейлеры не стали дожидаться, пока элитную продукцию предложат хлебозаводы, а начали осваивать нишу самостоятельно. "Пекарня - один из якорей нашего гипермаркета. Продажи хлебобулочных изделий собственного производства за год (октябрь 2006 г.- октябрь 2007 г.) увеличились в 1,8 раза", - рассказывает директор гипермаркета "Країна" Мария Чумак. Торговая наценка на элитную продукцию достигает 130-200%. Своими силами в гипремаркете выпекают 40 т продукции в месяц, в общей структуре продаж на нее приходится 2%.

По прогнозам топ-менеджеров украинских хлебных холдингов, крупные компании в ближайшие 2-3 года займут более половины рынка. "При этом многие локальные игроки постараются расширить рынки сбыта", - прогнозирует Олег Пономарев. Конкуренция на рынке ужесточится, стоимость хлеба вырастет. По прогнозам аналитиков, из-за роста цен на энергоносители и пшеницу в следующем году хлеб подорожает на 20-30%. В ближайшие несколько лет вырастут цены и на хлебозаводы. В Европе за действующий хлебозавод, как правило, дают сумму в объеме годового оборота компании. В Украине уже сейчас при M&A хлебных компаний речь идет о 2-3 годовых оборотах. Аналитики уверены: жесткое госрегулирование хлебного рынка когда-нибудь исчезнет. Те, кто уже обзавелся хлебными активами, получат еще несколько дополнительных процентов рентабельности и рост капитализации.

Мифы хлебного бизнеса
1) Рентабельность хлебного бизнеса близка к нулю
2) Хлебокомбинаты неинтересны инвесторам из-за государственного регулирования рынка
3) Украинцы всегда будут есть дешевый хлеб
4) Подорожание хлеба на 10-20% сильно ударит по семейному бюджету украинца

Булка с сахаром

Мелкие производители хлеба и хлебобулочных изделий - серьезные конкуренты для крупных комбинатов. По данным компании "Хлеб Киева", в прошлом году небольшие пекарни увеличили долю на хлебном рынке с 24% до 26%. В ближайшие 2-3 года количество мелких заводов и пекарен будет расти, прогнозируют в компании "Хлеб Киева". По мнению главы правления компании Олега Пономарева, практически все мини-пекарни скоро перейдут на выпечку хлеба из замороженного теста или полуфабрикатов - месить тесто собственными силами слишком дорого.

К этой нише уже сейчас проявляют повышенный интерес инвесторы. В начале декабря 2007 года инвестфонд под управлением ИК "Драгон Эссет Менеджмент" купил производителя хлебобулочных полуфабрикатов глубокой заморозки, а также владельца сети кофеен "Венские булочки" - компанию "Колос Лтд". Предприятие выпускает 250 тонн замороженных полуфабрикатов в месяц. В 2006 году компания заработала $3,8 млн. По оценкам аналитиков, актив обошелся инвесткомпании минимум в $1,5 млн. Некоторые специалисты по инвестициям считают, что за сеть кофеен "Венские булочки" компания "Драгон Эссет Менеджмент" заплатила $20 млн.

В перспективах мини-пекарен эксперты не сомневаются: по их оценкам, минимум до 2010 года рынку замороженных хлебобулочных изделий обеспечен ежегодный 100% рост. А рентабельность производства хлеба и булок из полуфабрикатов не опустится ниже 50-60%.

Елена Струк

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua