Александр Шныпко: Для перевода НПЗ на выпуск более качественной продукции нужны значительные финансовые и временные ресурсы


Александр Шныпко: Для перевода НПЗ на выпуск более качественной продукции нужны значительные финансовые и временные ресурсы

С 1 января в Украине вступают в силу новые стандарты качества топлива, отвечающие нормам Евро-3 и Евро-4. Но это вовсе не означает, что с 2008 г. весь бензин на заправках будет европейского качества. Как долго еще придется ждать водителям и какие проблемы предстоит решить нефтяникам и правительству, рассказал председатель Госпотребстандарта Александр Шныпко

Стандарты Евро-3 и Евро-4 утверждены. Это заняло почти год. Сколько теперь понадобится времени, чтобы привести топливо в соответствие с этими стандартами?

3 октября 2007 г. Госпотребстандарт утвердил национальные стандарты ГОСТ 4839:2007 "Бензины автомобильные повышенного качества. Технические условия" и ГОСТ 4840:2007 "Топливо дизельное повышенного качества. Технические условия". Они вступают в силу с 1 января. Но параллельно с новыми стандартами будут действовать старые ГОСТы: 3868-99 (дизельное топливо) и 4063-2001 (бензины). Сколько это будет продолжаться, в первую очередь зависит от возможности украинских нефтеперерабатывающих предприятий провести реконструкцию, модернизацию действующих или строительство новых мощностей. Поэтому Минтопэнерго предложило установить трехлетний срок для полного перехода на Евро-3. То есть нынешние стандарты прекращают действовать с 1 января 2011 г.

- Большинство украинских заводов не может выпускать нефтепродукты европейского качества.

- Сейчас к выпуску бензинов и дизтоплива Евро-3 готов лишь Лисичанский НПЗ. В I квартале 2008 г. ожидается запуск Одесского НПЗ, который при заявленной конфигурации оборудования также сможет наладить выпуск светлых нефтепродуктов по новым стандартам. Для перевода остальных предприятий на выпуск более качественной продукции нужны значительные финансовые и временные ресурсы. Действие старых ГОСТов призвано дать отстающим заводам запас времени для модернизации.

- Сколько времени может потребоваться?

- Этот процесс не может быть длительным. Уже сегодня на отечественном рынке реализуется импортное топливо, которое отвечает самым высоким европейским требованиям (Евро-3, Евро-4, Евро-5), но сертифицируется по действующим ГОСТам.

- Как отразится на участниках рынка переход на Евро-3?

- Переход на новые нормы качества заденет не только производителей. Переоборудования требуют лаборатории, иначе невозможно будет обеспечить действенный контроль качества топлива на местах. Самое главное - обеспечить потребителей достоверной информацией о товаре, за который он платит деньги. При более высоком качестве топливо Евро-3 и Евро-4 будет стоить дороже.

- Как будет контролироваться качество топлива?

- Усиление контроля за качеством топлива на НПЗ и АЗС возможно при условии утверждения нового госбюджета, проектом которого предусмотрено финансирование соответствующих испытаний, хотя и не в полном объеме. Остается открытым вопрос финансирования контроля в оптовом звене.

- Многие водители жалуются, что сейчас на заправках продается топливо, не отвечающее даже нынешним устаревшим требованиям.

- Это тревожит и операторов, которые страдают от недобросовестной конкуренции со стороны теневых и полутеневых производителей, в том числе и так называемых мини-заводов по переработке нефти. Нужно усовершенствовать нормативную базу стандартизации, и я поручил соответствующим подразделениям отработать этот вопрос. Теневые производители не просто порочат украинский бренд, они подталкивают нас к лидерству в мировом чемпионате фальсификата. Своими действиями они же ведут нашу страну к печальному лидерству по уровню смертности населения.

- Насколько представители нефтерынка заинтересованы в повышении качества топлива?

- Мы налаживаем настоящие партнерские отношения с добросовестными предпринимателями. В августе по нашей инициативе прошло совещание с производителями и крупными операторами рынка нефтепродуктов. Создана рабочая группа для разработки конкретных предложений по внесению изменений и дополнений к нормативно-правовым актам, которые регламентируют оборот нефтепродуктов. В нее вошли представители Госпотребстандарта, института "МАСМА", Минтопэнерго, Минприроды и операторы нефтерынка. Мы получили согласие на участие от компаний "Лукойл-Украина", "ТНК-BР Украина", НАК "Нефтегаз Украины", "Укртатнафта", "Укрнефть", "Концерн "Галнафтогаз".

- Какие санкции предусмотрены к продавцам некачественного бензина?

- Есть действующие стандарты, требования относительно безопасности и качества продукции, и их выполнение обязательно для всех без исключения.

- Ваше ведомство уже наказывало нарушителей стандартов?

- В октябре наши специалисты по государственному надзору с представителями правоохранительных органов провели проверки нефтеперерабатывающих предприятий, расположенных на территории Крыма. При проверке ЗАО "Нефтеперерабатывающий завод "Крым" в Сакском районе отобрали пробы стабильного бензина и направили их в лабораторию. В результате исследования выяснилось, что эта так называемая фракция не отвечает требованиям безопасности соответствующего ГОСТа. Использование такой продукции в качестве моторного топлива наносит вред не только окружающей среде, но и технике. Но самое большое удивление вызвало то, что это предприятие вообще не имеет права производить продукцию: ни регистрационных документов, ни разрешения на производство, ни протоколов защиты окружающей среды, измерений концентрации бензина, исследований продукции, ни санитарного заключения на нормативную документацию, как, собственно, и самой нормативной документации. И, представьте себе, такой бензин отпускался на АЗС.

- И как с ними поступили?

- Лавочка была прикрыта: отменены технические условия, запрещена реализация продукции, а относительно руководителей предприятия открыты уголовные дела.

- Много ли у нас таких нарушителей?

- К сожалению, подобных случаев немало. За 10 месяцев текущего года мы проверили более 36 млн. т нефтепродуктов, из которых более 4 млн. т сняты с реализации. Из них большинство не имели документов, подтверждающих их качество, а около 13% не отвечали требованиям законодательства. В общем, разнообразное нарушение регламентов было обнаружено на 74,1% из более чем 1600 проверенных АЗС. Поэтому вопрос стоит не только о прекращении работы теневых предприятий, но и о ликвидации явления в целом. Фактически необходимо внедрять новую идеологию качества. В том числе это касается и рынка нефтепродуктов.

Александр Сергеевич Шныпко родился 31 мая 1949 г. в г. Дебальцево Донецкой обл. Окончил Львовский торгово-экономический институт по специальности "экономист". Кандидат экономических наук. Работал на руководящих должностях в Госплане УССР, первым заместителем главы Киевгорадминистрации. С марта 1997 г. - вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей. С июня 2001 г. по январь 2005 г. работал первым заместителем госсекретаря Кабмина и первым заместителем министра Кабинета министров. Январь 2005 г. - сентябрь 2006 г. - заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны. В июне 2007 г. назначен председателем Госпотребстандарта. Заслуженный экономист Украины.

Беседовалa Мария Помазан

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua