Истории из жизни банкомата


Истории из жизни банкомата

Это так просто - вставил в банкомат карту, набрал ПИН-код, указал нужную сумму и тут же ее получил. Тем не менее "общение" с денежным ящиком может преподнести неожиданные сюрпризы…

Считаем до трех

Если три раза подряд ввести неправильный ПИН-код, то ваша карта будет заблокирована, а после пятого промаха банкомат попросту ее "арестует". Причем не важно, имели ли вы дело только с одним банкоматом или с тремя-четырьмя, принадлежащими разным банкам, все ваши неудачные попытки будут сосчитаны. Временные промежутки между набором неверного ПИН-кода также не регламентированы. А все потому, что полученную от клиентов информацию банкоматы передают в единый центр, на управляющий компьютер, где она обрабатывается и хранится.

Что делать? Обратитесь в службу клиентской поддержки своего банка. Если же карта "арестована" банкоматом, принадлежащим "чужому" банку, звонить нужно и туда (телефоны есть на каждом устройстве). А чтобы в будущем избежать подобных проблем, носите с собой "шпаргалку" с ПИН-кодом. Естественно, не следует держать бумажку с заветными цифрами в кошельке рядом с картой - лучше "спрятать" их между цифрами какого-нибудь вымышленного телефонного номера и внести в память мобильника под несуществующим именем.

Успеть за 30 секунд

После того как из банкомата вылезли купюры, не мешкайте. Если зазеваться и не забрать деньги в течение 30 секунд, то машина сочтет их невостребованными и втянет обратно (некоторые устройства дают на раздумье около минуты, но лучше не экспериментировать). Это сделано исключительно для вашей безопасности, чтобы случайно оставленные вами "ценности" не попали в чужие руки.

Большинство банкоматов сначала выдают карту, а потом уж деньги (хотя бывает и наоборот, например банкоматы Райффайзенбанка и Ситибанка). И тому есть логическое объяснение. Когда человек идет к банкомату, он преследует конкретную цель - получить деньги, а получив их и увлекшись пересчетом, может элементарно забыть про карту. Правда, у такой последовательности есть и очевидные минусы. Если клиент намерен продолжить "диалог" с банкоматом, например снять еще одну порцию наличности или оплатить услуги мобильной связи, он вынужден снова вставлять карту и набирать ПИН-код.

Что делать? Итак, вы не успели забрать деньги. Скорее всего, банкомат аннулирует операцию, и ваш счет останется в целости и сохранности. На практике же может случиться всякое. Поэтому не помешает навести справки в "своем" банке. Если обнаружится, что "казна" похудела, пишите заявление в банк, которому принадлежит банкомат. После проведения инкассации средства будут возвращены на счет.

Под знаком неравенства

От ошибок не застрахован никто. Даже компьютерный мозг банкомата может давать сбои. Поэтому не удивляйтесь, если вместо 5000 руб. вы получите 4000 или 6000.

Что делать? Прежде всего сохраняйте спокойствие! Все записывается! Банкомат аккуратно считает выдаваемые деньги, а его подсчеты проверяют кассиры при инкассации. Так что ошибка будет обязательно выявлена и недостачу вам вернут. Правда, для этого нужно будет обратиться с заявлением в службу поддержки клиентов банка.

В случае если устройство вдруг выдало лишние купюры, не воспринимайте это как манну небесную. Радоваться вам опять-таки только до того дня, когда будет проведена инкассация. Лучше проявите гражданскую сознательность и верните излишек в банк, не забыв получить документ, подтверждающий ваш поступок.

Ни карты, ни денег

Бывает и так, что банкомат карту принял, вы ввели верный ПИН-код и запросили сумму, а дальше ничего не происходит - машина зависла. Хорошо, если случился технический сбой. А если это результат действий мошенников? Какой-нибудь криминальный кулибин мог запросто установить специальное устройство, препятствующее выдаче карты, в надежде на то, что вы уйдете не солоно хлебавши и тогда он сможет преспокойненько забрать вашу карту себе.

Что делать? В любом случае постарайтесь дождаться логического завершения операции: возврата карты или появления на мониторе приглашающего окна "Вставьте вашу карту". Если же время идет, а банкомат по-прежнему безмолвствует, не отходя от кассы, сообщите о случившемся по телефону в банк, а после заблокируйте карту.

Свой среди чужих

Одно дело - получать деньги из "родного" банкомата, и совсем другое - из "чужого". В первом случае услуга за редким исключением ничего не стоит, а во втором с вас возьмут комиссию, которая обычно составляет 1% и при этом не менее 100 руб. или $3, хотя может достигать и 2% (в Сбербанке) и даже 3% (в Ситибанке). А в некоторых странах, например в Великобритании и США, встречаются банкоматы, которые берут дополнительную комиссию - в среднем $2,5. Правда, об этом сборе машина обязательно поставит вас в известность и без вашего согласия операцию не проведет.

Что делать? Если вы вынуждены пользоваться "чужим" банкоматом, то не имеет смысла снимать слишком маленькую сумму - за 100 руб. с вас возьмут ровно столько же. Лучше уж получить сразу 10 000 - за них вы заплатите те же 100 руб. А оказавшись за границей, старайтесь пользоваться банкоматами, установленными не в магазинах и на улицах, а в самих банках - там дополнительную комиссию не берут.

Приговор обжалованию подлежит

Банкомат отказывается выдавать запрашиваемую сумму, при том что деньги на счете есть? На то могут быть разные причины. Например, в кассе банкомата элементарно не хватает средств. Либо же остались только купюры мелкого номинала и, чтобы набрать нужную сумму, их потребуется гораздо больше, чем машина в состоянии выдать за один прием (как правило, 30-40). Либо же нужная сумма не кратна имеющимся номиналам. Наконец, решение об ограничении по выдаче наличных может исходить и от самого банка - из соображений безопасности клиента (вдруг его карточкой воспользовался злоумышленник).

Что делать? Попробуйте ввести меньшую сумму (или кратную более крупному номиналу) и при необходимости повторите операцию. Если же на все ваши последующие просьбы банкомат отвечает решительным "нет", обратитесь к другому банкомату, а в случае его отказа - в "свой" банк.

Смотри, что кладешь

В последнее время появились банкоматы с функцией приема наличных. То есть теперь есть возможность не только снять деньги со счета, но и пополнить его, погасить кредит, оплатить телефон. Удобно - ничего не скажешь. Но и здесь могут возникать проблемы. Например, банкомат упорно отказывается брать какую-то купюру.

Что делать? Не вставляйте в банкомат старые и истрепанные купюры, а тем более постиранные - у них могут быть нарушены некоторые элементы защиты, и машина их забракует. И конечно, никогда и ни при каких обстоятельствах не "кормите" банкомат монетами - тем самым вы только выведете его из строя.

Консультанты: Тимофей Поликарпов, коммерческий директор Департамента банковских технологий компании "Ланит"; Константин Хоткин, менеджер по продажам компании NCR.

Наталия Кириллова

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы