0 800 307 555
Finance.ua развивается и обновляет главную
Finance.ua — это не только лента новостей. Мы вкладываем много сил в создание сервисов сравнения кредитов, депозитов и банковских карт. А наша редакция публикует много путеводителей по выбору финансовых услуг и рассказывает как не переплачивать.
Чтобы показать всё это читателям, мы изобрели главную страницу сайта заново.

Европейские компании уходят от сильного евро к слабому доллару


Европейские компании уходят от сильного евро к слабому доллару

Уже не первый месяц генеральный директор европейской аэрокосмической и оборонной группы EADS Луи Галуа говорит о том, что производство авиалайнеров Airbus следует перенести из Европы с ее высокими производственными затратами в какую-нибудь из экономик, связанных с долларом, где затраты ниже.

По его оценкам, падение доллара по отношению к евро на 10 пунктов обходится Airbus в 1 млрд евро, сообщил журнал Economist. В настоящее время Airbus делает 76% своих закупок в Европе, получая 60% объема продаж за пределами еврозоны.

В будущем году компания откроет сборочную линию лайнеров A320 в Китае, где впоследствии будет создано производство комплектующих из композитных материалов. Создание грузовой версии A320 будет осуществляться в России, которой также достанется 5% работ над новым лайнером A350. А 30 ноября Airbus объявила, что ведет с японскими компаниями переговоры, в результате которых надеется передать японцам более 5% программы A350.

Галуа полагает, что в 2013 году, когда A350 будет сдан в эксплуатацию, 70% самолета будет "приобретено" на доллары, пишет Economist. Сегодня этот показатель составляет 50% для A380 и в среднем 24% для всей продукции Airbus. Новые самолеты, возможно, будут почти полностью производиться за пределами еврозоны.

Галуа не одинок в мыслях, что слабый доллар болезненно отражается на его компании. На этой неделе о планах вывести часть производства из Европы говорил генеральный директор французской авиастроительной группы Dassault Aviation Шарль Эдельстан. Его слова восприняли всерьез профсоюзы, и 5 декабря он встретился с представителями профсоюза авиастроителей. На этой встрече, сообщило агентство Thomson Financial, Эдельстан заверил, что его планы не связаны с сокращением рабочих мест и закрытием предприятий компании.

Детально рассказать о своих планах работникам Dassault Эдельстан планирует в начале января. Однако на встрече с профсоюзными лидерами он подчеркнул, что сборочные линии и высокотехнологичные операции останутся во Франции. Он добавил, что вывод производства из Европы будет постепенным, так как "мы хотим убедиться, что выбранные партнеры отвечают нашим требованиям к качеству".

Однако другого выхода генеральный директор не видит. Он сказал, что после падения доллара по отношению к евро на 30 пунктов за два года "мы не можем справиться с возникшей диспропорцией, производя и покупая в еврозоне. Мы должны постоянно снижать затраты, чтобы цена на наши самолеты была конкурентоспособной".

Эдельстан считает, что естественным решением является уход в менее затратные регионы, как это сделали производители автомобилей.

Действительно, европейская автопромышленность уже вывела из Европы значительную часть своего производства. Например, завод Volkswagen в Мексике в этом году вышел на проектную мощность и производит в среднем 1800 автомобилей в день, сообщило 6 декабря агентство Dow Jones. Сейчас компания активно ищет новую производственную площадку в Северной Америке, чтобы застраховаться от разницы курсов валют.

Впрочем, авиастроителей 5 декабря предупредили против вывода производства из еврозоны. Министр финансов Франции Кристин Лагард заявила, что правительство страны может пересмотреть вопрос о финансовой помощи EADS, если компания сократит операции во Франции. Как сообщила газета Financial Times, заявила французскому парламенту, что намерена выяснить у Галуа, "как он планирует управлять своей стратегией и затратами, чтобы оптимизировать продажи и рыночную долю французской аэрокосмической отрасли".

Министр признала, что EADS действительно столкнулась с трудностями из-за курса доллара к евро, но напомнила депутатам парламента, что правительство недавно обещало аэрокосмической индустрии дополнительную помощь на исследовательские работы в размере 1,5 млрд евро. "Мы будем очень внимательны, - заявила Лагард. - В то время как мы увеличиваем налоговые скидки на исследования, наши промышленные партнеры тоже должны участвовать в индустриальной политике Франции".

Аргументы авиастроителей 5 декабря подверг критике и глава Всемирной торговой организации Паскаль Лами, заявивший, что компании не должны принимать такие решения на основе краткосрочных колебаний курсов валют. "Я не думаю, что подобные решения принимаются в краткосрочной перспективе, - цитировала выступление Лами по телеканалу iTele Financial Times. - Сегодня, по сравнению с тем, что было пять лет назад, евро гораздо сильнее, а доллар гораздо слабее, но все еще вернется". Он подчеркнул, что у EADS и Dassault достаточно большие затраты и в долларах.

За каждой из сторон есть своя правота. Разумно диверсифицировать свою производственную базу на фоне изменчивого движения валютных курсов. Отсутствие динамичного роста дома и риск новых ударов из-за замедления экономического роста в США дают европейским производителям дополнительный мотив уходить за границу, в особенности на такие рынки как Китай. Однако, отмечает Financial Times, есть угроза, что они заходят слишком далеко.

Долгосрочная опасность такой тенденции для Европы заключается прежде всего в том, что от такого движения могут пострадать сами компании и их инновационные технологии. Традиционно инновации появляются в ходе производственного процесса, научно-производственные исследования трудно вести в вакууме, так как производственные площадки в этой работе часто бывают не менее важны, чем выдающиеся инженерные умы.

Конечно, европейские компании будут уходить за границу, но невозможно разделить так, чтобы юго-восточная Азия стала глобальным заводом, а, например, Латинская Америка - глобальным зернохранилищем. От жалоб европейских компаний порой создается впечатление, что у производства в Европе нет будущего, если доллар останется слабым. Однако управление расходами на основе колебаний валютных курсов - не самая дальновидная стратегия. Кто знает, что будет с курсами через пять или десять лет?

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы