Производители нефти скупают мир — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Производители нефти скупают мир

Фондовый рынок
744
Одним из главных событий прошедшей недели стало приобретение крупного пакета акций банка Citigroup Инвестиционным управлением Абу-Даби.
Дело не только в том, что страна, входящая в Объединенные арабские эмираты выложила 7,5 млрд долларов и становится одним из крупнейших акционеров американского банка. Наблюдатели увидели в этом тенденцию, которую газета New York Times 28 ноября описала так: "Производители нефти видят мир и скупают его".
"Страны, добывающие нефть и купающиеся в нефтедолларах, взялись за глобальные покупки", - писала газета, напоминая о том, что Citigroup уже испытал на себе силу нефтедоллара: в ноябре еще один крупный акционер банка, саудовский принц Валид бен Таталь расчистил путь к увольнению его генерального директора Чарльза Принса.
Тем временем биржа Дубаи ведет переговоры о 20% акций только что образованной в результате слияния компании, куда входят Nasdaq и оператор бирж в Скандинавии. Конкурентом Дубаи в борьбе за эту сделку может стать еще одна страна Персидского залива - Катар.
В конце октября Дубаи, эмират, где мало нефти, но который является важным компонентом энергетической экономики региона, купил часть хеджевого фонда Och-Ziff Capital Management в Нью-Йорке. Абу-Даби в ноябре инвестировал в производителя микрочипов, компанию Advanced Micro Devices, а в сентябре купил долю в инвестиционном гиганте Carlyle Group.
По оценкам экспертов, инвестиции богатых нефтью стран по всему миру составляют 4 триллиона долларов. Они прогнозируют, что при ценах на нефть, которые, вероятнее всего, останутся заоблачными, эта сумма будет быстро расти.
По данным Кембриджской ассоциации энергетических исследований в 2000 году страны ОПЕК заработали на нефтяном экспорте 243 млрд долларов. Эксперты Ассоциации полагают, что в 2007 годы нефтяные доходы превысят 688 млрд долларов, но в своих оценках они не учитывали пики двух последних месяцев.
В этом инвестиционном всплеске есть свои подводные течения. Ослабление доллара делает инвестиции в США дешевле, но при этом многие инвесторы сдерживают свои порывы из опасений, что дальнейшее падение американской валюты уменьшит ценность их долларовых вложений.
Многие инвесторы опасаются также политической реакции, подобной скандалу, разразившемуся в США, когда Дубаи попытался купить оператора американских портов в Персидском заливе.
Такие опасения заставляют владельцев нефтедолларов диверсифицировать инвестиции. По оценкам аналитиков, главным регионом инвестиций, помимо США, является Европа, но как минимум 25% делается в Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Хотя страны, добывающие нефть, стремятся инвестировать на Западе с 1970-х годов, в те времена их стратегия ограничивалась преимущественно надежными активами с низкой доходностью, такими как долговые инструменты министерства финансов США. К 2001 году, когда нефтяные цены обрушились, многие экспортеры нефти опустошили свою казну. Однако в последние пять лет все изменилось. Нефтяной бум убедил производителей создать или увеличить "суверенные инвестиционные фонды" как инструменты агрессивного инвестирования в Запад, собственные экономики и развивающиеся рынки.
Инвестиции делаются также через государственные и частные корпорации и через людей вроде саудовского принца Валида, который является акционером не только Citigroup, но и News Corporation, Procter & Gamble, Hewlett-Packard, PepsiCo, Time Warner и Walt Disney. Аналитики отмечают, что богатые нефтью страны стали больше инвестировать в недвижимость, частные инвестиционные фонды и хеджевые фонды. Все чаще они делают инвестиции сами, в обход крупных финансовых учреждений США и Европы.
Точные суммы глобальных инвестиций владельцев нефтедолларов неизвестны, отчасти потому, что крупные инвесторы в странах Персидского залива не обязаны рассказывать о своих портфелях и видах деятельности.
Эпоха нефтедолларов выгодна для экономики, отмечают эксперты, так как увеличивают ликвидность в период, когда валютные резервы экспортных гигантов в Азии тоже заставляют мир захлебываться наличностью. Но инвестиционный поток создает также проблемы вроде перегретых экономик и мыльных пузырей активов богатых нефтью стран.
Некоторые инвестиционные сделки срываются, к изумлению всех их участников. В этом году Катар пытался купить контрольный пакет акций британской сети супермаркетов Sainsbury. Подав заявку в июле, Катар натолкнулся на опасения профсоюзов, семьи Сейнсбери и аналитиков по поводу того, что инвестору, возможно, нужна третья крупнейшая в Британии сеть продуктовых магазинов как выгодная недвижимость. В начале ноября сделка сорвалась, так как Катар заявил, что при нынешней ситуации на кредитном рынке привлечение кредита для покупки Sainsbury обойдется слишком дорого.
По материалам:
K2Kapital
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас