Три года спустя — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Три года спустя

Казна и Политика
372
Вот и прошло три года с того момента, как украинская оппозиция призвала народ выйти на улицу и отстоять свое право голоса.
Тогда украинцы откликнулись, да так, что это дало основания всей планете назвать осенние события на Майдане Оранжевой революцией. Но удачной ли она оказалась?
Обещанного три года ждут
Многие аналитики усмотрели в том, что народ тогда вышел на протест, революцию среднего класса, малого и не очень бизнеса против крупного олигархического капитала, обозвав Оранжевую революцию бунтом миллионеров против миллиардеров. Однако, как бы то ни было, те десятки тысяч людей, которые своей гражданской позицией не дали развиться кучмизму со всеми его прелестями, выдали тогдашним оппозиционерам самый большой кредит доверия возможно за всю письменную историю этой земли.
Однако как же им распорядились? Прямо скажем, неважно. Прорываясь на волне народной поддержки к власти, оранжевые обещали народу люстрацию органов власти, реприватизацию, адаптацию законодательства для среднего и малого бизнеса, вступление в ЕС и ВТО, подъем украинской культуры, гармонизацию отношений с Россией и борьбу с коррупцией. На каждом из этих фронтов, как видим, пламенные революционеры проиграли.
Люстрация. На днях Сергей Кивалов получил в ЦИК диплом и медаль, хотя кто-то обещал ему нары. Господин второй президент страны спокойно себе живет на пенсии и соревнуется в написании мемуаров с высокими чиновниками его когорты. Еще полдюжины бонз получили российское гражданство по льготным условиям. Да, и господин Янукович пока еще не сложил с себя премьерские полномочия.
Реприватизация. Здесь выиграл на сто процентов лишь Лакшми Миттал, получивший самый большой металлургический комбинат Европы. Куда делись те 23 миллиарда гривен от продажи "Криворожстали", можно уже и не спрашивать.
Облегчение налогового и бюрократического бремени для бизнеса. Здесь за три года также мало что изменилось. Разве что, несколько чаще стали "шмонать" отечественных пиратов, а также попытались ввести систему "одного окна".
ЕС и ВТО. Здесь можно ничего и не писать. Со Всемирной торговой организацией опаздываем на два с половиной года, а вступление в Евросоюз без участия в Североатлантическом альянсе пока не светит в ближайшие годы. Разве что, "Евровидение" провели (и то - не шибко удачно), да украинская сборная по футболу приятно удивила на Чемпионате мира.
Отношения с Москвой. Здесь обидчивый и прагматичный Кремль начал наконец-то понимать, что означает тезис, вынесенный на титул первой книги Леонида Кучмы. А поняв, огорчился. И хотя вины оранжевых здесь особой нет, привести к гармонии российско-украинские отношения они не смогли. Как, впрочем, и их оппоненты.
Антикоррупция. Серия коррупционных скандалов в оранжевой среде достаточно убедительно показала, что даже "главный антикоррупционер" Юрий Луценко смело пользовался своим служебным положением.
Без страха в глазах
Внимание, вопрос! Что общего между Олегом Калашниковым, Юрием Луценко, Виктором Ющенко, Леонидом Черновецким и Александром Морозом? Ответом может служить тезис, говорящий о том, что ни один из них не боится народа и СМИ. И хотя первый и последний уже успели поплатиться за неумение обращать внимание на недовольство электората своим поведением, можно уже сейчас констатировать, что наши политические небожители обросли толстой слоновьей кожей и научились не обращать внимания на зачастую справедливые замечания.
Если раньше журналистов избивали, отрезали головы, отправляли в лазарет или СИЗО, то теперь их просто не замечают, как не замечают собственных часто отрицательных рейтингов в народных массах, если речь, конечно, не идет о предвыборной кампании.
Наш президент, давно и тяжко страдающий комплексом вождизма, собирается 23 ноября вынести на голосование кандидатуру не молодого и перспективного, олицетворяющего собой в глазах избирателя Майдан Вячеслава Кириленко, но опытного, послушного и дружного с донецкими Ивана Плюща. Вот и ответ, чем таким особенным Виктор Андреевич собирается отметить третью годовщину тех событий, во время которых народ сделал его президентом.
Как при этом не вспомнить Александра Мороза, явно не ожидавшего, что кресло спикера будет стоить его партии так дорого, да "регионала" Олега Калашникова, забывшего, что Донецк - не Киев, и поднимать руку на журналиста не следует. Это чревато последствиями.
В этом контексте можно вспомнить прогноз одного опытного журналиста, который вроде бы ни на чем не обоснован, кроме интуиции. Незадолго до подписания весеннего указа о роспуске ВР, этот человек сказал: "Евро - 2012 будут встречать не эти три лидера, стоящие у власти, а уже совсем другие люди". Смотря на то, как наши политолимпийцы упоенно занимаются самодеструкцией, подобный вывод сделать несложно.
О пав(д)ших богах
Конечно, муза Клио не знает сослагательного наклонения, если ею занимаются консерваторы. Однако относительно такой новый метод науки как историческое моделирование поможет нам понять, чего избежали украинцы, выйдя на Майдан Независимости.
Согласно одному из вариантов, премьер-министр Виктор Янукович не соглашается на проведение третьего тура выборов. Как следствие, в стране вводится чрезвычайное положение, прямое президентское правление. Народ расходится по домам, или разгоняется восточноукраинскими милиционерами. В обществе депрессия. Утечка мозгов за границу усиливается многократно. Власть темников становится безраздельной, страна скатывается до уровня своего северного соседа, управляемого пока единственным своим президентом Лукашенко за 13 лет независимости.
Другим вариантом можно назвать создание ПиСУаР-а. При этом Левобережная Украина становится гигантским и непризнанным аналогом Приднестровья, а Правый берег - Косово. И это притом, что подобное разделение было бы абсолютно искусственным.
Что касается позитивных изменений за прошедшие три года, то они сильно заметны в первую очередь в экономике, где наконец перестали обращать внимание на становящийся уже перманентным политический кризис, и в культуре. Так, наконец, лучший статус получил украинский язык в кино, развивается книгоиздание, невооруженным глазом виден рост патриотизма населения. А это значит, что культура худо-бедно справляется со своей дидактической функцией. К тому же, постепенно получают признание на государственном уровне такие украинские исторические события, как геноцид 1932-33 годов и деятельность УПА в 1940-1950-х годах.
Что касается народного разочарования, то, смею заверить, оно было неизбежным. Хотя бы потому, что когорта политиков, пришедших к власти в конце 2004-го, пообещала слишком много. А вот выдающихся менеджеров и хозяйственников среди них не было. Да, и откуда бы они взялись, из советской системы?
В идеале события на Майдане должны были дать людям осознание того, что каждый должен надеяться в первую очередь на себя, а не на государство. Кроме того, люди могли бы понять, что они имеют определенное право не просить милость, а требовать свое, ведь они честно платят налоги со своего заработка. И в этом контексте Оранжевая революция чрезвычайно сильно подстегнула развитие гражданского общества в стране.
Что же до политиков, то за отрыв от народа они поплатятся в скором времени популярностью. А это чревато для них переходом в статус павших богов. Некоторые, кстати, уже упали. Посмотрите, к примеру, на электоральные результаты тех же Волкова, Бродского, Мороза, Витренко или Супрун. Если нынешняя "элита" не опомнится, то в VIP-трибунах Евро-2012 таки будут сидеть совершенно другие персонажи.
По материалам:
Корреспондент.net
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас