Эльдорадо для избранных — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Эльдорадо для избранных

Казна и Политика
567
Пять миллионов долларов нужно для того, чтобы попасть в самый элитный клуб мира, куда входят 1,2 млн. богатейших семей планеты. Кто контролирует самую значительную часть глобального богатства?
По оценке Forbes, в список самых богатых людей планеты попала и семерка украинцев: Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Сергей Тарута, Виталий Гайдук, Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов и Константин Жеваго, замыкающий список из 91 мирового мультимиллионера. Но даже как бы «сбросившись», они все вместе набирают чуть больше $14 млрд. - сущий мизер по сравнению с другими фигурантами рейтинга, чья всеобщая капитализация оценивается в $3,6 трлн. В количестве миллионеров на душу населения Украина также отстает. В прошлом году в ГНАУ более «шести нулей» задекларировали около 5 тыс. человек. Другими словами, в то время как во всем мире семь миллионеров приходится в среднем на тысячу жителей, отечественные пропорции - 12 миллионеров на 100 тыс. жителей. Такое небольшое число богачей в Украине, по сути, отображает общую картину благосостояния населения. Ведь богатство может расти лишь с ростом доходов. А здесь наша страна явно не вписывается в мировой формат.
Мировая сокровищница
Густонаселенное Эльдорадо - так сегодня выглядит мир, где концентрация капитала - не побочное явление экономического роста, а практически must-have развитого общества. Ни одно государство, претендующее на статус страны с рыночной экономикой, не обходится без небольшой группы людей (по крайней мере, в сравнении с оставшейся частью населения), сосредоточившей в собственных «кошельках» более половины персонального богатства населения. Еще пару лет назад практически половина мировых активов, распределенных между семьями «порциями» от $100 тыс. и выше, концентрировалась в Европе, США и Канаде. Сегодня глобальный финансовый ресурс, циркулирующий в виде инвестиций и сбережений частных лиц, не только вырос на треть по сравнению с 2001 годом, но и ускоренными темпами меняет собственников, переезжая с Запада на Восток.
По данным исследования Boston Consulting Group (BCG) Global Wealth Report 2007, в течение последней пятилетки мировой объем личных активов под управлением инвестиционных компаний и банков (так называемые услуги wealth management - доверительное управление - и private banking) ежегодно увеличивался на 2-2,9%, в результате поднявшись от $64,9 трлн. до $97,9 трлн. (в местной валюте). При этом лидеры по обилию активов - США, Канада и Япония, номинально сохранив свои места в рейтинге, существенно поступились рыночной долей, которую отхватили европейские государства (в основном выходцы из стран ЦВЕ, вступивших в Евросоюз) и нефтяные магнаты Среднего Востока. В частности, на «повышение» пошли жители стран региона BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), чье финансовое состояние упрочняется по мере увеличения влияния этих стран на международной арене. В прошлом году Китай, Бразилия и Россия стали рекордсменами по «штампованию» капиталистов со $100 млн. и больше. Китай увеличил свой вклад на 74%, Бразилия - на 27%, Россия - на 26%. Именно благодаря развивающимся странам меняется привычное соотношение активов состоятельных лиц (по определению BCG, к ним относятся владельцы $0,1-1 млн.), обладателей зарождающегося богатства ($1-5 млн.) и самых богатых счастливчиков с упрочнившимся состоянием (свыше $5 млн.).
Пустячный миллион Сегодня наличие миллиона уже не гарантирует автоматическое попадание в число «сверхбогачей». В этом еще один свежий тренд: подорожание «членского взноса» в клуб самых богатых. Как подчеркивают во Всемирном институте развития экономических исследований Университета Объединенных наций (UNU-WIDER), в 2000 году в своем распоряжении достаточно было иметь $500 тыс., чтобы попасть в состав 1% богатейших людей. При этом в качестве богатства эксперты UNU-WIDER принимают и реальные активы (землю, недвижимость и т. д.), а не только финансовые капиталовложения, как аналитики BCG. Сегодня же полмиллиона явно недостаточно, чтобы называться «самым богатым». Теперь этот титул носят те, состояние которых оценивается в миллионы и миллиарды. И хотя обладателей более чем шести нулей в 22 раза меньше, чем просто состоятельных граждан, они владеют третью мира. В то же время ряды миллионеров и миллиардеров пополняются быстрее, чем ряды богачей «среднего пошиба». Только в Китае миллионный рубеж в прошлом году преодолели почти 87 тыс. семей, поставив КНР на пятое место по количеству миллионеров после США, Японии, Великобритании и Германии. Практически настолько же быстро растет количество миллионеров в ЦВЕ. За год в Чехии, Венгрии, Польше и Словакии число богачей, «стоящих» более $1 млн., выросло на треть.
Особое место среди мировых магнатов занимают российские олигархи. По последним оценкам Forbes, обновленным в августе 2007 года, в России у миллиардеров денег больше, чем у богачей Китая (без Гонконга), Индии, Бразилии и стран СНГ вместе взятых. Этим 53 мультимиллионерам принадлежат $282,4 млрд., то есть 8% от мировых миллиардных состояний и 37% от ВВП своей родины.
Рекс-пекс-фекс!
Откуда же берутся подобные богатства? Деньги делают деньги. Эксперты BCG выделяют два источника: работу фондового и денежного рынков и сбережения. Например, рынок ценных бумаг вырос за пять лет на 20% в среднем по миру, обеспечив 5,7% роста активов. А это немалый вклад, если учесть, что в целом личные активы граждан увеличились на 7,5%. Правда, на руку этот рост оказался лишь американским богачам, которые вкладывают львиную долю своих активов в акции. Более того, они отдают предпочтение отнюдь не самым ликвидным ценным бумагам. Продвинутых американцев от консервативных европейцев и недоверчивых жителей стран бывшего СССР отличает склонность к высокорисковым финансовым инвестициям. Благодаря своей увлеченности фондовым рынком и готовности рискнуть, они смогли увеличить свое состояние на 8%, даже несмотря на падение курса доллара и неоднократные финансовые кризисы.
При этом чем дальше от финансовых кризисов, тем крупнее капиталовложения в акции в мировом разрезе. В течение последних лет мир по сути приходил в чувство после оглушительного финансового спада конца
90-х, вызванного раздутой капитализацией интернет-компаний. Восстановив доверие к рынку акций, богатые вкладчики оставили на нем в прошлом году 39% своих активов. Одновременно они отказывались от хранения средств на депозитах и в виде долговых ценных бумаг. Правда, тенденция перехода к инвестициям в акции может дать сбой из-за ипотечного кризиса и развернувшегося за ним полноценного финансового кризиса, задевшего нынешней осенью в той или иной степени весь мир.
Впрочем богачи в развивающихся странах накапливают состояния быстрее, чем в развитых рыночных экономиках. Так, в Китае состоятельные жители хранят 65% своей средств в виде наличности, и, тем не менее, совокупный прирост их активов за прошедшие пять лет побил все рекорды. Другие четверо из шести мировых лидеров по скорости накопления капитала - Венгрия, Польша, Словакия и Чехия - в еще большей степени «по старинке» хранят деньги «под подушкой». И тоже наращивают капитализацию небывалыми темпами. Значит, есть и другой путь к богатству.
На постсоветском пространстве неотъемлемой частью этого пути выступает политическая поддержка. И в Украине, и в России, и в других странах региона правительства неоднократно помогали будущим олигархам приобрести в процессе приватизации наиболее перспективные активы (зачастую из стратегических сфер - энергетики, вооружений и т. п.). Естественно, с обоюдной выгодой.
К примеру, в 1996 году проходила приватизация российской угольной промышленности в форме «акции в обмен на долги». Тогда, накануне президентских выборов, Ельцину было крайне необходимо заручиться поддержкой банкиров. Но в стране действовал запрет на приватизацию угольной промышленности. В итоге активы угольных предприятий были использованы правительством как залог при получении кредита в частных банках. Погашать кредит никто, конечно, не собирался, и банкам оставалось лишь провести аукцион и скупить акции компаний «по дешевке». При этом сохранить свои приобретения они могли лишь в случае переизбрания Ельцина в президенты. Так появилась тройка самых богатых людей России - Роман Абрамович ($18,7 млрд., 16-е место в рейтинге Forbes), Владимир Потанин ($13,5 млрд., 38-е место в рейтинге Forbes) и Михаил Ходорковский, в свое время обладавший $15 млрд.
Наконец, третий вариант обогащения демонстрируют страны Среднего Востока, представляющие собой довольно обширное «поле чудес» с зарытой нефтью. Этот вариант популярен среди государств, богатых на редкие природные ресурсы. «Рост цен на нефть является основным двигателем экономического роста в регионе Персидского залива, - считают эксперты BCG, но власти также диверсифицировали экономики стран, чтобы развить другие стабильные источники дохода, кроме нефтяной промышленности». Альтернатива энергетике нашлась в финансовой сфере. Ведь местные миллионеры (а состояние средней арабской семьи, например, в Объединенных Арабских Эмиратах - $400 тыс.) - лакомый кусочек для инвестиционных компаний и других финансовых институтов. В результате они, можно сказать, взаимно обогащаются. Причем при содействии арабских властей, занятых либерализацией финансовых рынков. Так, Дубайский международный финансовый центр активно привлекает западных институциональных инвесторов с помощью регулирования рынка на мировом уровне и отсутствия налогообложения. А финансовый центр в Катаре уже заинтересовал своей инфраструктурой многие зарубежные банки.
Потеряна для миллиардов Украина в исследование мирового богатства не попала и, видимо, не случайно. Вряд ли ей в ближайшее десятилетие уготована судьба «поля чудес», укомплектовывающего мир новыми миллионерами. В этом виновата специфика большинства стран с переходной рыночной экономикой, где обогащение происходило за счет первичного накопления капитала - прежде всего, через непрозрачную приватизацию и монополизацию отдельных сегментов рынка. «В отличие от допереходных лет, большая часть богатства сегодня принадлежит отдельным людям, - отмечают специалисты UNU-WIDER. - Приватизация обеспечила многих граждан переходных стран правами собственности на активы, которые они де-факто контролировали и использовали во время коммунистического периода».
Дальнейшее перераспределение ресурсов лишь обострило изначальную ситуацию. Случилось, как и предполагали экономисты: при отсутствии эффективной судебной системы и налаженных финансовых рынков обогащаются лишь те немногие, которым повезло вырваться вперед еще в 90-е, а также политики и чиновники, наживающиеся за счет «монопольной ренты» и «институциональной экономии на масштабах». Это то, что принято называть взятками, но что звучит неуместно, если учесть грандиозность сумм. Неудивительно, что международные эксперты из МВФ и Мирового банка из года в год акцентируют внимание властей на коррупции. Она не только замедляет экономический рост и усложняет проведение реформ, но и ставит «палки в колеса» самым состоятельным слоям украинского общества.
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас