Жертвы энергии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Жертвы энергии

Энергетика
224
Отечественная энергия подорожала. Недавно Национальная комиссия регулирования электроэнергетики запретила продавать ток за рубеж по ценам, ниже внутренних. Это решение принесло первые плоды: от украинского киловатт-часа отказалась Варшава, следующим может стать Кишинев.
Контракты
НКРЭ взялась урегулировать ценовую сторону отечественного экспорта электроэнергии. "Мы сказали: покупайте энергию по цене рынка. "Укринтерэнерго" (государственный экспортер тока. - ред.) запрещено закупать электроэнергию по заниженным ценам", - заявил на прошлой неделе глава комиссии Сергей Титенко.
Непонятно, почему регулятор только сейчас принялся зажимать в тиски экспортные контракты. Ведь на протяжении всего периода независимости Украина продавала свою энергию за рубеж если не себе в убыток, то на грани прибыльности. К примеру, в мае 2006 г. "Укринтерэнерго" закупила в Оптовом рынке электроэнергии ток на 148,3 млн грн., а реализовала его своим контрагентам (венгерской Sуstem Сonsulting RT, польской Zomar S.A., белорусскому концерну "Белэнерго" и ЧП "Энергоком") за 147,3 млн грн.
В июле прошлого года она приобрела 814,1 млн кВт•ч за 112,9 млн грн., а продала в Венгрию, Словакию, Польшу, Беларусь и Молдову всего на 2 млн грн дороже - за 114,8 млн грн. При этом затраты "Укринтерэнерго" при реализации этого объема, по словам наблюдателей, практически равнялись разнице между ценой закупки и продажи киловатт-часов. Злые языки говорят, что все это время госкомпании удавалось держаться на плаву и даже получать чистую прибыль (по итогам 2006 г. - 3 млн грн) благодаря тому, что убытки, понесенные от продажи энергии, она относила на валовые затраты, которые компенсирует бюджет.
Справедливости ради отметим, что у "Укринтерэнерго" есть основания "недорого" продавать энергию за рубеж. Во-первых, не одним законодательным актом Украины (до решения НКРЭ) не была запрещена продажа товаров (электроэнергии) по цене, ниже закупочной. Во-вторых, отечественные генерирующие мощности и линии электропередачи изношены примерно на 80%.
Такое состояние оборудования периодически гарантирует различного рода аварии, поэтому наши энергетики попросту не могут гарантировать своим зарубежным партнерам ни отсутствия колебаний заказанной мощности, ни бесперебойных поставок. Из-за этого украинский ток славится низким уровнем качества (выражается в отклонениях напряжения, частоты и т. д.), и за него ни одна страна не будет платить хорошие деньги. Тарифы на экспорт энергии формируются не на основании стоимости ее приобретения в Оптовом рынке, а цен, указанных в экспортных контрактах. Причем самое интересное, что тарифы на закупку тока, которые зачастую выше цен продажи, всегда утверждались НКРЭ.
Как бы то ни было, но нынешний мораторий Нацкомиссии по регулированию энергетики уже дал о себе знать: недавно Украина приостановила экспорт электроэнергии в Польшу. В соответствии с контрактом, заключенным между "Укринтерэнерго" и Zomar S.A., ежегодный объем поставок энергии составляет примерно 1,2 млрд кВт•ч. Такое решение регулятора выглядит вполне оправданно не только на фоне "не очень" прибыльного бизнеса госкомпании, но и на основании того, что в рамках существовавшего контракта польским потребителям удавалось покупать украинскую энергию дешевле, чем отечественным. Так, на протяжении трех кварталов 2007 г. госкомпания закупала ток в Оптовом рынке для экспорта в Польшу примерно по 2,8 цента/кВт•ч. В то же время средняя стоимость энергии в ОРЭ в этот период сложилась на уровне 4 центов/кВт•ч.
Именно по такой цене наши энергопоставляющие компании закупают ее в рынке и реализуют в стране. В пользу моратория НКРЭ можно также отметить, что оптовые расценки на киловатт-час в самой Польше в течение нынешнего года варьировались на уровне 5 центов. На этом фоне субсидирование украинскими энергетиками польских потребителей выглядит вообще неприлично.
Польские упражнения
Впрочем, Варшава не особо расстроится из-за сворачивания экспорта украинской электроэнергии. Энергогенерирующий потенциал этой страны равняется примерно 30 тыс. МВт, тогда как максимальные нужды потребителей не превышают 25 тыс. МВт. Невостребованное на внутреннем рынке электричество поляки экспортируют в Словакию, Германию, Швецию и Чехию.
Единственным пострадавшим в этой истории будет компания Zomar S.A., которая в последние годы выступала монопольным импортером украинского тока в Польшу. Это предприятие контролируется местным бизнесменом Станиславом Адамяком, который является одним из партнеров отечественного предпринимателя Виталия Гайдука. По слухам, до последнего времени Zomar удавалось дешево закупать нашу электроэнергию именно при содействии Виталия Анатольевича, который владеет энергоемким польским меткомбинатом Huta Czestochowa. Очевидно, что после потери экспортного контракта интерес Виталия Анатольевича к Zomar S.A. поубавится, и сейчас эта компания как никогда имеет шансы навсегда быть выброшенной с украинского энергорынка.
Отчасти, правда, прекращение экспорта тока в энергоизбыточную Польшу невыгодно и для Украины. Одним из наиболее неприятных моментов является то, что теперь Киеву будет непросто реализовать свою давнишнюю мечту: начать поставки электроэнергии в энергодефицитную Западную Европу транзитом через Польшу.
Хотя в современных условиях, когда мы внезапно стали высоко ценить свой киловатт-час, победой Киева можно будет назвать сохранение существующих экспортных контрактов. К примеру, на прошлой неделе глава Минтопэнерго Юрий Бойко заявил, что наша страна может остановить экспорт электроэнергии в Молдову из-за низких цен.
"Сейчас мы ведем переговоры с молдавскими партнерами. Наша позиция такая: электроэнергия не должна экспортироваться по цене ниже, чем на внутреннем рынке. Кто с этим согласен, тот и будет получать нашу электроэнергию", - отрезал Юрий Анатольевич.
Дмитрий Рясной
По материалам:
Деловая Столица
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас